Урок с использованием УЛО. Окружающий мир 3 класс. Тема: Берегите воду!


Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Берегите воду!
Цель: показать влияние деятельности человека на состояние окружающей среды и желание охранять наши водоёмы от загрязнения
Задачи: - раскрыть причины загрязнения водоёмов;
- познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
- развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь, воображение;
- развивать умение работать с текстом учебника, выделять главное;
- учить детей бережному отношению к воде, экономному использованию её
Класс: 3
Тип урока: изучение нового материала
УМК: «Школа России»
Учитель: Заверова Е.В. ГБОУ ООШ с. Старый Буян Красноярского района Самарской области
Учебные пособия: Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Учебник.-М.: Просвещение.
Плешаков А.А. Окружающий мир: 3 кл.: Рабочая тетрадь, част 1.- М.: Просвещение.
Электронные ресурсы: -festival.1 september.ru; - Российский общеобразовательный портал school.edu Http://www.Ipk.Yar.Ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/index.Shtml;
- http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz
Межпредметные связи: - информатика;
- литературное чтение;
- русский язык
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук учителя, документ-камера, система контроля и мониторинга качества знаний PROClassФормы работы: фронтальная; в группе; в паре; индивидуальная Этапы
урока Время Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Планируемые результаты
УУД
I.Организационный момент.
Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Стимулировать интерес учащихся к изучению темы. Выявить имеющиеся знания по теме.
5 мин.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ноги вместе,
Спинки ровно,
И к уроку все готово.
- Отгадайте загадку:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?
- Верно, это вода.
- Предлагаю вспомнить, что мы знаем о воде. С помощью теста укажите состояние воды.
Слайд 2.
Демонстрируют готовность к уроку.
Дети отгадывают: вода.
С помощью системы Proclass дети отвечают на вопросы теста. Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная Регулятивные — владеют умением организовывать рабочее место.
Личностные — владеют умением эмоционально и психологически настраиваться на урок.
Предметные – применять полученные знания в работе с тестом
II. Постановка учебной задачи.
Формулировать учебную задачу, уметь вести проблемный диалог.
4 мин
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без нее нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить. Слайд 3.
- Вода занимает три четверти поверхности Земли. Если на Земле так много воды, почему люди постоянно говорят о том, что воду нужно беречь? Слайд 4.
- Ребята, кто сможет сказать, какую проблему мы будем решать на нашем уроке?
- Итак, проблемный вопрос нашего урока: Почему нужно беречь воду? Слайд 5.
- Вам предстоит на уроке подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, а я предполагаю, что воду можно не экономить, т.к. запасы воды на Земле огромны. Слайд 6.
Предлагает разделить слова на группы
- Ребята, на какие группы вы разделите эти слова: океан, море, озеро, река, пруд, родник, водохранилище, болото, канал? Слайд 7.
- Посмотрите на карту Земли и скажите, какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные? Слайд 8, 9
- Значит, моя гипотеза ошибочна?
Высказывают предположения.
Соотносят содержание урока и личный опыт.
Называют группы слов (водоёмы; солёная и пресная вода)
- Солёной воды больше, чем пресной.
-Гипотеза не подтвердилась. Фронтальная
Коммуникативные - учатся слушать и вступать в диалог. Оформлять свое высказывание в виде развернутого предложения.
Регулятивные - учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока, подтверждать или опровергать гипотезу.
III. Учебно-познавательная деятельность.
Уточнить и дополнить представления об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по её экономному использованию.
Динамическая пауза
Снятие физического и интеллектуального напряжения.
Работа в группах
Интегрироваться в группу сверстников и строить с ними продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
lV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Соотносить вывод, сделанный в ходе беседы с авторским. Сроить умозаключение.
6 мин
1 мин
5 мин
4 мин - Я предлагаю вам окунуться в волшебство и послушать сказку. Экологическая сказка Н.А. Рыжова «Жила-была река».
Жила-была Река. Слайд 10. Река очень любила путешествовать.
Однажды она очутилась в городе. Слайд 11. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город. Слайды 12,13.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Слайд 14. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”
Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Слайд 15. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река разноцветной пленкой, Слайд 16. Стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. Слайд 17. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Слайд 18. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов… Слайд 19. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе.
И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”
– Интересно, что же он ответил? Как бы ответили вы? Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
Предлагает отдохнуть, контролирует физкультминутку. Слайд 20.
Физкультминутка «Капелька»:
В просторах синего пруда
Жила в капельках вода.
Солнце стало пригревать!»
Капли к небу поднимать.
Превратились капли в пар.
Полетели словно шар.
В облаках замерзли плыть
Прыгнули на землю вмиг.
Каждая группа будет работать над решением определенной проблемы:
1 группа. Раскрыть тему “Источники загрязнения воды»
2 группа. «Чем опасно загрязнение воды?”.
3 группа. «Как люди охраняют воду от загрязнения?»
4 группа «Как каждый человек должен беречь воду»
– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?
– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?
– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. Слайд 21.
Попросили люди Речку вернуться, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Слайд 22.
Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям.
Слайд 23.А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор?
- Почему, как вы думаете?
Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы, и никто не давал ему право загрязнять водоемы. Соотносят содержание текста и личный опыт.
- Дети сидят на корточках.
- Дети поднимают руки вверх и разводят в стороны.
- Поднимаются в полный рост.
- Закружились на месте.
-Прыжки на месте
Работа в группах с текстом в учебнике.
- Сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, уборка городских улиц, мытьё машин.
- Погибают растения и животные, загрязнённая вода вредна для здоровья человека.
- Строят очистные сооружения или строят предприятия, у которых нет сточных вод.
- Экономно расходовать воду.
Выступление учащихся, дополнение или корректировка ответа.
- Река ушла, потому что люди загрязняли её, делали всё, что им хотелось, совершенно не задумываясь о последствиях! Для того чтобы река вернулась, нужно попросить у неё прощения, убрать весь мусор, и впредь больше не поступать так с ней, а следить за её здоровьем и самочувствием.
Дети слушают окончание сказки, сравнивают свои предположения с автором.
- Да.
- От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять. Фронтальная
В группе
Фронтальная Личностные -
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Личностные – проявлять подвижную активность.
Коммуникативные -проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, строить со сверстниками продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Предметные – знать основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, её экономному использованию
Регулятивные - уметь вносить необходимые корректировки в действие на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные — устанавливать причинно-следственные действия, строить логические цепи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные – слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные — соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в тексте
Личностные - развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости
V.Интеллектуально преобразовательная деятельность.
Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.
10 мин Работа в рабочей тетради №1, 1ч. стр. 35.
Проверка с помощью документ-камеры. Учащиеся выполняют задания в рабочей тетради. Самопроверка с помощью документ-камеры. Индивидуальная. Регулятивные:
Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самопроверку
VI.Рефлексия деятельности.
Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью. 4 мин – Наш урок подходит к концу.
Я предлагаю вам написать необычное предложение – синквейн по теме нашего урока. Слайд24.
Возьмите памятки на столах и объединитесь в парах.
1. 2 прилагательных (какая?)
2. 3 глагола (что делает?)
3. Фраза о воде
4. Синоним слову вода Выполняют задание творческого характера, в паре составляют синквейн о воде.
Представляют свои работы. В паре Личностные — проявлять познавательный интерес к изучению предмета, осознают границы своего знания и «незнания».
Коммуникативные — участвовать в общей беседе, проявлять активность во взаимодействии
VII. Самоанализ и самооценка ученика.
Осознание обучающимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения материала.
1 мин. Слайд 25. На слайде изображение 3 капелек:
Веселая капелька – отлично поработал, узнал много нового, мне всё удалось.
Капелька – хорошо поработал, но мне не всё удалось
Грустная капелька – не доволен своей работой, многое не получилось
Домашнее задание: учебник стр. 59-63.
По желанию нарисовать экологические знаки «Берегите воду!» Выбирают капли-смайлики, обосновывают своё решение
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.
Индивидуальная. Регулятивные - осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку