ВВоспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях у обучающихся.ыступление на педсовете


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях у обучающихся.Эстетика (от греч. αίσθημα – чувство, чувственное восприятие) – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась.
Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Благодаря способности к восприятию прекрасного человек привносит эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальное окружение. Художественное развитие (воспитание) ребенка – это приобщение ребенка к собственному художественному творчеству; оно предполагает выявление и развитие художественно-творческих способностей ребенка в различных областях искусства, умение оценивать то, что он создал, и предоставлять это на оценку всему миру.
Задачи эстетического воспитания:
• воспитывать интерес и мотивацию к занятию художественным творчеством;
• формировать умения видеть красоту природы, творчества, окружающей среды; отличать красивое от безобразного;
• развивать опыт эстетического восприятия.
Познавательные возможности искусства. Отдельные художественные произведения заключают в себе ценный познавательный материал.
Пример
Роман "Дети капитана Гранта" содержит описания географии нескольких континентов. Картины знаменитых художников на исторические темы расширяют знания о событиях, быте, одежде, занятиях людей.
Яркая художественная форма этих и других произведений, их занимательная фабула, изобразительные средства, эмоциональная выразительность влияют на познавательную активность школьников. Они не только получают новую информацию, у них появляется желание узнать о явлениях и событиях, описанных в художественных произведениях, более глубоко.
Это важная роль искусства, которую учителю следует иметь в виду и использовать для развития учащихся. Однако при этом важно, чтобы использование художественных произведений в познавательных целях не заслонило собой его эстетическое значение.
Другими словами, при работе с произведениями литературного, музыкального или изобразительного искусства задачи воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях являются доминирующими.
Нередко у учителей (особенно начальных классов) существует стремление подчеркивать и обсуждать с детьми те или иные социальные или нравственные проблемы в контексте изучаемого произведения художественной литературы, живописи или музыки. Как правило, такое "морализирование" приводит к тому, что у детей формируется стойкое нежелание, а иногда и отвращение к чтению книг, классической музыке. Предлагая детям художественные произведения, учителю следует в первую очередь обращать внимание детей на их художественную ценность и эстетику: выразительность речи, изобразительность, художественность образов и т.п., т.е. решать задачи, прежде всего, воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Дело в том, что восприятие искусства всегда опосредовано социальным, национальными, культурным багажом человека, т.е. его субъектным опытом и мировоззренческими установками. Следовательно, вызываемые произведением искусства эмоциональные реакции всегда субъективны. Так, люди различных национальностей могут интерпретировать тот или иной арт-объект по-разному: кто-то может испугаться хроники военного парада, а у другого она вызовет чувство гордости.Люди разных поколений, различных социальных кругов также проявляют различные эмоции. Например, урбанистический, заводской, пейзаж у человека, юность которого пришлась на 1960-е гг., вызывал гордость за промышленную мощь Родины. А сегодняшний сторонник Гринпис испытывает раздражение – именно так загрязняется природа.
Следовательно, отбор произведений искусства (художественной литературы, видеофильмов, живописи) для работы с младшими школьниками – серьезная педагогическая задача. Она особенно сложна еще и тем, что у детей картина мира находится в стадии формирования, поэтому непродуманные влияния художественных образов легко и непоправимо могут нанести ей деформацию.
В процессе эстетического воспитания используют литературные произведения, музыку, живопись, кино, театр, народный фольклор.
Архитектура, ландшафтные планировки, колористика, бытовая эстетика, прикладное искусство, чистота и опрятность комнаты, класса, игрушки и школьные принадлежности ученика и пр. – все эти объекты имеют значение для воспитания эстетического отношения к действительности.
Очевидные средства эстетического воспитания – процесс приобщения к художественному, музыкальному, литературному творчеству, организация лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных организаций, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, учителей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.
Формы эстетического воспитания в начальной школе.
• Досугово-развлекательная деятельность (кукольный спектакль по сказке, фестиваль сказок, песни народов мира).
• Проекты ("Школа будущего", "Народный костюм", "Народные промыслы").
• Конкурсы (рисунков "Наш город осенью", музыкальные сказочные сюрпризы, чтецов).
• Театрализованные представления ("Богатыри Земли русской", "Прекрасные принцессы").
• Проблемно-ценностное общение (дискуссии "Новенький ученик", "Добро и красота", "Комплимент другу"),
• Игры на развитие эмоциональности и восприятия ("Я цветок", "Прими подарок", "Разговор с обиженным зайцем", "Если бы я был игрушкой" и др., игры-пантомимы).
• Коллективные творческие дела ("День рождения только раз в году": дети дарят подарки собственного изготовления, готовят мини-поздравительную программу, устраивают чаепитие).
• Неделя творчества.
• Дни девочек и мальчиков (дети готовят и дарят стихи, песни, комплименты, маленькие сувениры, изготовленные своими руками).
Сегодня музей рассматривается как особая образовательная среда, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музея. Возможности музейных фондов и площадок широко используются сегодня в целях не только эстетического воспитания, но и развития мировоззрения и духовной сферы школьников. Сегодня в любом музее разработаны и реализуются образовательные программы различной направленности и для различного контингента. Нередко образовательные программы музеев разрабатываются совместно со школами.
Музей является площадкой для открытых уроков и интерактивных занятий.
Практически в любом даже небольшом поселении, учреждении, школе есть музей, рассказывающий об истории данной местности или учреждения, о знаменитых людях, часто – земляках, оставивших след в истории культуры, о важнейших событиях края, о достижениях в труде, учебе, спорте.
Воспитательный потенциал музеев обеспечивается не только его экспонатами и особой культурной атмосферой, но и специальными возможностями использования особых форм и методов познания и воспитания, которые трудно или даже невозможно применить в условиях школы.
Формы и методы музейной педагогики:
– тематические лектории;
– экскурсии;
– дистанционные экскурсии по музеям мира;
– кружки (школа мышления, робототехника, естествознание для малышей, юный дизайнер, юный исследователь);
– аудиогид по музею;
– интерактивные познавательные занятия (попробовать: лепку, оригами, зажечь старый уличный фонарь, плести лапти, прясть кружева, испечь хлеб, расписать изготовленную самим посуду, научиться народным пляскам и фольклорному пению);
– интерактивная историческая игра;
– музыкальное озвучивание экспозиций и выставок;
– исследовательская деятельность;
– мастер-классы.
В настоящее время, эстетическое воспитание детей стало одним из важных средств воспитания подрастающего поколения. Растить человека восприимчивым к прекрасному – это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг другу.
И именно учителю , отведена особая роль в процессе эстетического воспитания школьников. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребёнка, его творческого потенциала, художественного развития.
Искусство учит нас и наших детей видеть и чувствовать глубже и тоньше. Чудодейственная сила искусства в том, что оно влияет на чувства, через них прокладывая путь к разуму, пониманию, выводам.