Урок по русскому языку в 3 классе Текст.Типы текстов


«Текст. Типы текста»
урок по русскому языку в 3 классе
Цель: систематизировать знания детей о тексте, типах текста.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся находить текст, составлять текст, определять типы текстов в зависимости от ситуации, аргументированно отвечать и доказывать своё мнение.
1.Орг.момент:
-Доброе утро, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем друг другу приятные слова : «Я рад тебя видеть»
2.Актуализация знаний:
*Пальчиковая гимнастика (3упр.)
*Записываем число, классная работа.
*Минутка чистописания –Тт Тт Тт Те те Те те3.Самоопределение к деятельности:
*Определите по признакам о чём идёт речь:
-Он выражает законченную мысль(1ряд)
-Его всегда можно озаглавить(2ряд)
-Он имеет свою тему и законченную мысль(3ряд)
-Каждое следующее предложение раскрывает мысль предыдущего предложения.(всем)
-Правильно, ребята. Это все вместе назовём ТЕКСТ.
4.Работа по теме урока
*На доске открываем часть записанной темы урока «Текст».
-Как вы думаете ,ребята, какую работу мы будем выполнять сегодня с вами на уроке? (работать с текстом)
*На доске :Сабака друк человека. Мойте руки перет едой. Надваре зема. Весенние ручейки пают сваю песенку.
-Прочтите, что написано.Почему так трудно прочесть?(написано с ошибками).
-Что же ребята нам делать с этой записью?(исправить)
-Как называется вид работы, который нам предстоит выполнить?(найди ошибку)
По цепочке по рядам дети идут исправлять ошибки.
-Ребята, можно назвать исправленный отрывок текстом? Почему нет?Докажите.
-Давайте послушаем Иван Ивановича Самоварова, подтвердит он наши слова или опровергнет(работа с интерактивной доской).
5.Физминутка:
Шли по крыше 3 кота, 3 кота Базилио.
Поднимали 3 хвоста прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз
И сказали 3 кота :»Красота, красота!»
6.Самопрверка по эталону, работа по карточкам:
-Ребята, прочтите следующую запись у вас на карточках:
много забот у белочки осенью скоро наступит зима, выпадет снег скачет белка по веткам, несёт три орешка вот старый дуб прыгнула она в дупло и спрятала орешки сыта будет белочка зимой
-Можно ли её назвать текстом?( нет, текст состоит из нескольких предложений) Какую работу будем выполнять?(поставим точки, начало предложения напишем с большой буквы). Переписываем из карточки отрывок в тетрадь самостоятельно.
-Проверяем по образцу (интерактивная доска):
Много забот у белочки осенью. Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несёт три орешка. Вот старый дуб. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. Сыта будет белочка зимой.
-Можно отрывок назвать текстом?Почему?Докажите.
7.Работа с учебником (с.19)
-Прочитайте диалог. О чём будет идти речь?( о типах текста).Значит ,какая вторая тема урока?- «Типы текста».Откроем на доске вторую половину темы урока «Типы текста» и запишем в тетрадь.
-УПР.27 с.19( работа в группах, по рядам)
Прочтите текст упражнения следующим образом:
1ряд-1отрывок, 2ряд-2отрывок, 3ряд-3отрывок.
-Определите коллективным обсуждением, используя на стр.20 «Узелки на память», к какому типу относится ваш отрывок. Докажите свои утверждения:
*1-ый текст-ОПИСАНИЕ (в тексте описано какая ёлка). К тексту-описанию можно задать вопросы: какая? какое? какие?
*2-ой текст-СООБЩЕНИЕ (в тексте рассказывается о путешествии в еловый лес) К тексту-сообщению можно задать вопрос: что произошло?
*3-ий текст-РАССУЖДЕНИЕ(в тексте объясняется, почему выбрали именно такое дерево) К тексту-рассуждению можно задать вопрос: почему? зачем?
-Спишите понравившийся вам текст.
8.Закрепление по теме урока
*Определение типа текста в зависимости от ситуации:
-Ты собираешься поехать в гости к бабушке и спрашиваешь её по телефону какой гостинец ей привезти. Она описывает.
-Ты только что посмотрел по телевизору передачу о героическом поступке подростка, спасшего тонущего ребёнка. Ты рассказываешь при встрече своим друзьям
-Одноклассник спрашивает, как ты успеваешь хорошо учиться, заниматься конным спортом, посещать бассейн. Ты объясняешь.
*Как вы думаете, какого типа текст, если он называется:
«Какае бывают облака на небе» (описание)
«Почему я не ем овсяную кашу»( рассуждение)
«Случай с папой» (сообщение)
«Как мы делали скворечник»(описание)
Приведите свои примеры по аналогии.
9.Рефлексия
Если вы согласны с утверждением, то хлопаете, не согласны- топаете:
*Есть у меня кот- серый в чёрных пятнашках. Зовут его Вася. Он толстый пушистый. Когти у него острые, уши круглые. Это текст-сообщение. Докажите.
*Пошли ребята в лес. За ними увязался щенок. Он увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Это текст-описание. ДОКАЖИТЕ.
*Пластиковых полотенец нет, потому что ткани из химических волокон плохо впитывают воду и поэтому ими нельзя вытирать руки. Это текст-рассуждение.
10.Подведение итогов урока
*На доске перемешаны карточки:
СООБЩЕНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ОПИСАНИЕ
КАКОЕ?КАКИЕ? ЧТО ПРОИЗОШЛО? ПОЧЕМУ?ЗАЧЕМ?
ОПИСЫВАЕТ ЧТО-ТО РАССКАЗЫВАЕТ ОПИСЫВАЕТ ЧТО-ТО
О СОБЫТИИ
Выставите их правильно.
*Продолжите предложения:
-Я сегодня узнал…
-Теперь я могу…
Оцените свою работу по теме урока насколько вы в ней разобрались и покажите с помощью большого пальчика.
А теперь положите правую руку себе на голову ,погладьте себя по голове и скажите: «Ах, какой я молодец!», теперь своего соседа погладьте по голове «Ах, какой ты молодец!»
11.Домашнее задание:
С.18 упр.23(т)