Непосредственная образовательная деятельность (коммуникация, развитие речи для детей 5-6 лет) «Богатыри земли русской»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОМАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1»
Непосредственная образовательная деятельность
(коммуникация, развитие речи для детей 5-6 лет)
«Богатыри земли русской»
ПОДГОТОВИЛА:
Лекомцева Наталья Леонтьевна
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ
ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ 27 ГОДА
с. Романово
2013 г.
Программное содержание:
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.Познакомить детей с оружием богатырей.Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи,, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях.Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».Составление родового дерева (нарисованного).Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутье, три дороги, лес, изображения Кощея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.
Ход занятия:
Дети сидят в зале на стульчиках.
Воспитатель:
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Из древне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель:
Правильно, а кем они были?
Дети:
Богатырями.
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри - это люди , которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель:
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт. Ребята,мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т.д.
Воспитатель:
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.
Воспитатель:
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель:
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь направоДеньги и слава,Пойдёшь налевоДрузей потеряешь и будешь не смелым.Двинешься прямоЖдет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).
Голос:
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,По верёвочке пройдитесь,Со ступать с неё нельзяПропасть вас там ждёт друзья.(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).
Голос:
(задание 2)
Вот преграда на путиЕё так просто не пройтиНадо быстро вспоминатьИ пословицы сказать!(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Смелость силе воевода.Тот герой кто за Родину горой.Кто смел тот на коня сел.За край свой насмерть стой.Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.Сам погибай, а товарища выручай.С родной земли умри, не сходи.Жить - Родине служить.Счастье - Родины дороже жизни.Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.Если дружба велика, будет Родина крепка.
Голос:
(задание 3)
Вот и речка на путиНе проехать, не пройтиСоловей - разбойник злойМост сломал здесь над рекой.(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Голос:
(задание 4)
Здесь преграда, здесь КощейЕст он много-много детей (щей)Чтобы дальше вам пройтиНужно доказать, что вы богатыри.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:(Показывают силача)
Он силён, он здоров,Он из лука стрелял,(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,На границе стоял,Зорко - зорко наблюдал,Подрастём, мы и, смотри,(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Голос:
(задание 5)
Все преграды покорилисьДальше в путь вы все пустилисьНо, увы, не тут - то было,Вихрем всё вдруг закружило!Змей Горыныч трехголовыйПовстречался на пути,Тут спасенья не ищи!Но ребята не зевайИ оружие скорее выбирай!(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из оружия современных воинов).
Дети с воспитателем идут дальше по дорогу, и навстречу им выходит мальчик - гусляр.(под музыку).
Воспитатель:
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель:
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
Один ребёнок прочитает стихотворение о богатыре.
Богатырь, силён как вольный ветер,Могуч как ураган.Он защищает землюОт злобных басурман!Он силой доброю богатОн защищает стольный град.Спасает бедных и детейИ стариков и матерей!
Воспитатель:
Вот кто такие богатыри.
Гусляр:
Аи, под славным городом под Киевом,Стояла -то застава богатырская.На заставе атаман был Илья Муромец,Податаманье был Добрыня Никитич,Есаул - Алёша - поповский сын.Выходят три мальчика, одетых богатырями.
Илья Муромец:
Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,Рычал злодей-разбойник по-звериному,От его свиста все цветочки осыпалися,А что есть люди - все мертво лежат.Но срубил я ему буйну голову,Говорил притом таковы слова:«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,Тебе полно-тко кричать да по-звериному,Тебе полно-ткостращать малых детушек!»
Звучит музыка.
Добрыня Никитич:
Поехал я к славной речке -Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,Аи Змеинищо да то Горынищо,Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.Говорит-то Змеинищо таковы слова:«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,Захочу - сожру».
Изловчился я, ударил Горынище,Ан упал-то Змей насыру землю,На сыру землю, на ковыль-траву.Запросил пощады, душегубище.Звучит музыка.
Алеша Попович:
Рассказали мне про ТугаринаЗмеевича,И что сам он трех саженей росту,Конь под ним, как лютый зверь,Изо рта пламень пышет,Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,Как хлестнул я его по голове,А как упал он на сыру землю,То вскочил я ему на черну грудь,И отрезал ему голову прочь,И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».
Звучит гусельная музыка.
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,Аи седлали вы коней добрых,Да стояли вы за веру и Отечество,И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель:
Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.