Планирование по литературе Рабочая программа по литературе (10-11 классы)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО
Малахова А.А.
Протокол №1 от «26» августа 2016 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Н.И. Ельцоваот «29» августа 2016г. «Утверждено»
Директор
МКОУ Александровской СОШ
О.И. Мироненко
от «31 » августа 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10-11классы
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе:
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под ред. Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А.
Составитель:Н.А.Мошкина,
учитель русского языка и
литературы
I квалификационная категория
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года, № 273-ФЗ;
Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Александровской СОШ
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под ред. Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А.
Учебный план МКОУ Александровской СОШ предусматривает изучение литературы в 10-11 классах в объеме 207 часов: в 10 классе – 105 часов, в 11 классе – 102 часа.
Данная рабочая программа ориентирована на работу с учебниками:
Сахаров В.И., Зинин С.А.. Литература. 10 класс. В 2 ч. - М.: Русское слово, 2015.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: «Русское слово»,2015.
Содержание учебного предмета «Литература»10 класс
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Яне унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Н.В. ГОГОЛЬ
Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира » города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
И.А. ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова ». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать? » (обзор). «Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо». «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо » коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Н.С. ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник ». Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогероиность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
11 класс
Литература XX века
Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.
Литература первой половины XX века
Обзор русской литературы первой половины XX века
И. А. Бунин Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать ва, звезды!..», «Последний шмель». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина. Рассказы: «Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. «Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». «Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
М. Горький Жизнь и творчество (обзор) «Старуха Изергиль». Романтизм ранних рассказов Горького. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека. Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе» в повести «Фома Гордеев». «На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сочинение по творчеству М.Горького.
А.И. Куприн Жизнь и творчество (обзор) «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека. «Поединок». Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества. «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Сочинение по творчеству А.И.Куприна
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX века
В. Брюсов, К. Бальмонт, И. Ф. Анненский, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. Хлебников. Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор). Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.
А. А. Блок Жизнь и творчество. Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме. Сочинение по творчеству А.А.Блока
А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти. Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.
М. И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон» А.Аверченко Темы и мотивы сатирической новеллистики.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина «Мы». Трагизм поэтического мышления О. Мандельштама.
В. В. Маяковский Жизнь и творчество. Стихотворения «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление). Проблематика, художественное своеобразие.
С. А. Есенин Жизнь и творчество. Стихотворения. Поэмы «Анна Снегина», «Пугачев». Сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов
А. Н. Толстой. Роман «Петр Первый» (обзор). Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра.
М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)
Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита»
Сочинение по творчеству М.А.Булгакова
Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.
Литература периода Великой Отечественной войны
А. Т. Твардовский Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.
Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов
Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.
В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.
А.И.Солженицин Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.
Новейшая русская проза и поэзия 90-х – 00-х годов
Тематическое планирование
10 класс
№ Разделы Количество часов Характеристика основных видов
деятельности учащихся
1 Введение 1 2 Из литературы 1-й половины XIX века 13 Определять авторское отношение к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии. Научиться понимать смысл произведения и видеть главное, выявлять художественные особенности поэмы.
Научиться определять роль фантастики в произведениях.
Правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.
А.С.Пушкин 4 М.Ю.Лермонтов 4 Н.В.Гоголь 5 3 Из литературы 2-й половины XIX века 88 Научиться анализировать текст произведения. Определять роль героев в раскрытии темы и идеи произведения. Уметь составлять характеристику героев произведения.
Определять особенности реалистического и фантастического изображения России. Научиться определять жанровые особенности текста.
Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам устной монологической речи, выполнять индивидуальное задание в проектной группе. Аргументировать свой ответ.
Социально-политическая ситуация в России 1 А.Н. Островский 9 И.А. Гончаров 5 И.С.Тургенев 9 Н.Г.Чернышевский 4 Н.А. Некрасов 8 Ф.И.Тютчев 4 А.А.Фет 6 Н.С. Лесков 3 М.Е. Салтыков- Щедрин 5 А.К.Толстой. 2 Л.Н.Толстой 19 Ф.М.Достоевский 8 А.П.Чехов 8 Итого 105 11 класс

п/пРаздел программы Кол-во часов Характеристика основных видов
деятельности учащихся
1. Введение. 1 . Научиться определять свой уровень литературного развития.
2. И.А.Бунин 8 Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыкам анализа поэтического текста. Выявлять характерные художественные средства и приемы лирики И.А.Бунина.
Научиться давать характеристику лирических произведений. Владеть навыками устной и письменной монологической речи.
Характеризовать героев рассказов. Определять авторское отношение к героям, видеть главное. Выявлять художественные особенности.
Определять жанрово-композиционные особенности произведений.
Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки проведения анализа текста.
3. А.И.Куприн 4 Понимать смысл повести А.И.Куприна.
Научиться участвовать в коллективном диалоге.
Уметь правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.
4. Обзор русской поэзии к.19-н.20вв. 25 Научиться анализировать поэтический текст. Определять особенности лирики
М.Горький А.А.Блок С.А.Есенин 5. Литература 20-х годов 34
Научится составлять литературный портрет писателя. Научиться анализировать лирические и прозаические тексты и выявлять их художественные особенности
В.В.Маяковский А.А.Ахматова М.И.Цветаева Б.Л.Пастернак Н.А.Заболоцкий М.А.Булгаков А.П.Платонов М.А.Шолохов 6. Литература 40-50-х годов 3 Научится составлять литературный портрет писателя. Научиться анализировать лирические и прозаические тексты и выявлять их художественные особенности
7. Обзор литературы 60-70 годов 7 Научится составлять литературный портрет писателя. Научиться анализировать лирические и прозаические тексты и выявлять их художественные особенности
А.И.Солженицын А.Т.Твардовский 8. Литература последних десятилетий 20 века 16 Научится составлять литературный портрет писателя. Научиться анализировать лирические и прозаические тексты и выявлять их художественные особенности
9. Итоговое повторение. 4 Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки.
Итого 102 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Обучающиеся должны знать/ понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия.
Обучающиеся должны уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Список литературы
Сахаров В.И., Зинин С.А.. Литература. 10 класс. В 2 ч. - М.: Русское слово, 2015.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века». Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: «Русское слово», 2015.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 19 века: 10 класс. В 2 ч. М.: ВАКО, 2010.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 20 века: 11 класс. В 2 ч. М.: ВАКО, 2008.