Занятие по развитию речи на основе восприятия живописных полотен « В гостях у художника Бирюкова Александра Афанасьевича» в подготовительной группе


Дарымова Анна Алексеевна
МБДОУ детский сад №159 «Непоседа» г. Брянск
Воспитатель
Занятие по развитию речи
на основе восприятия живописных полотен
в подготовительной группе

тема:
« В гостях у художника Бирюкова Александра Афанасьевича»
Программные задачи:
1. Познакомить детей с творчеством брянского художника Бирюкова А.А.
2. Закрепить знания детей о жанрах живописи: пейзаж, натюрморт, портрет.
3. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настороению образцы живописи. Музыки, поэзии.
5. Обогащать словарь детей эмоцонально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.
6 Вызывать эмоциональный отклик на художественные произведения.
Ход занятия.
-- Мы с вами много раз бывали в различных музеях, оформляли выставки картин у нас в детском саду. Вот и сейчас у нас в зале оформлена новуя экспозиция картин. Давайте войдем в наш музыкальный зал. Сейчас нас ждет встреча с прекрасным.
--. Тихонечко пройдите по залу и внимательно посмотрите на художественные полотна, полюбуйтесь ими. Чтобы приятнее было любоваться картинами, мы включим музыку. Звучать будет произведение «Лебедь» композитора Сенсанса. (Дети рассматривают картины, пока звучит музыка). --Ребята, подойдите ко мне и посмотрите на вот эти два живописных полотна художников Шилина Алексея Петровича и Антошина Валентина Ивановича и послушайте мой рассказ:
«Поспорили однажды Дед Мороз и Снегурочка—какого цвета снег: белый или разноцветный. Каждый на своем стоит; сердиться стал Мороз, вот-вот на помощь метель да вьюгу позовет, заметет все вокруг – не пройти, не проехать. А Снегурочка Деду старому не
уступает: видела, мол, она картины, где художники разноцветный снег нарисовали.» -- Ребята, скажите: от чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от времени суток).
-- А какое у нас возникает ощущение при взгляде на снег на этих двух картинах ? (ощущение спокойствия, тишины, неподвижности) –Может быть, вы вспомните стихи, которые подходят к этим картинам, к этому настроению? (
С.Есенин«Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна», А. Пушкин «Идет зима, аукает).
-- Да, эти стихи прекрасно характеризуют эти картины и настроение, которое передали художники.
-- Скажите, в каком лесу, изображенном художниками, захотела бы жить Снегурочка? Почему? ( в светлом, красивом, где небо и снег разноцветные, потому что она нежная, ласковая, молодая).
-- А какой лес подошел бы Деду Морозу? (Дремучий, темный, где сосны и ели старые, снегом покрытые).
-- Назовите цвета и оттенки, которые использовали художники, чтобы изобразить разноцветный снег? ( светлые… голубой, розоватый, нежно-сиреневый, лимонный).
-- Скажите, к какому жанру живописи можно отнести эти картины? (пейзаж).
-- А что же такое «пейзаж»? (это картина о природе).
--Есть ли в нашей экспозиции еще картины о природе?
--Покажите эти картины.
-- Какое время года изображено на этой картине? А на этой?--С помощью каких средств художник может изобразить любое время года: и зиму, и весну, и лето, и осень? ( С помощью цвета).

-- А вы не хотели бы сейчас попасть из зимы в теплое время года?
Тогда посмотрите на вот этот пейзаж художника Бирюкова Александра Афанасьевича. Какое время года изображено на картине? (лето). Давайте мы с вами закроем глаза и шагнем в картину, на которой Александр Афанасьевич изобразил лето.
-- Открывайте глаза. Куда мы попали? (Да, мы попали в лето.) -- Что вы видите вокруг? (озеро с прохладной прозрачной водой, развесистую иву, луг со свежескошенной травой).
--Прислушайтесь… Какие звуки вы услышали? (плеск воды, пение птиц, шелест листьев, стрекотание кузнечиков).
-- А что вы ощущаете? (дуновение ветерка, тепло солнечных лучей, прохладу воды, запах свежего сена). На небе собираются тучи, и вот-вот начнется дождь. Но пока его еще нет, давайте подставим лицо под лучи солнца и ощутим его тепло. Хорошо на берегу озера летом, но нам пора возвращаться. Закройте глаза и сделайте шаг назад.
--Еще раз посмотрите на картину художника Бирюкова. Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на этот пейзаж? (радостное, веселое, бодрое, хочется улыбаться).
-- А теперь давайте от экспозиции пейзажей перейдем к следующей экспозиции. К какому жанру живописи относятся эти картины? (натюрморт). Почему вы решили, что это натюрморт? (здесь много разных предметов).
« Художник Бирюков Александр Афанасьевич проходил как-то мимо ромашкового поля, залюбовался его красотой и решил нарисовать букет из ромашек. Но букет получился не слишком выразителен и ярок. И тогда он решил добавить синих васильков, сиреневого клевера, фиолетовых колокольчиков и зеленой травы.
И вот тогда букет заиграл всеми красками.» -- Как бы вы назвали эту картину? ( «Красивый букет» , «Полевые цветы»). Да, художник Бирюков так и назвал свой натюрморт «Полевые цветы».
-- Пришла осень, и Александр Афанасьевич из окна своего дома увидел величественный клен, тонкую рябину и яркую калину. Ему захотелось сохранить эту красоту. Он собрал букет и поствил его в вазу, взял кисти, краски и изобразил его на холсте. Свой натюрморт он назвал «Подарок осени». А почему он его так назвал? ( потому что только осень дарит нам такую красоту).-- Посмотрите на одну и на другую картину. В какой цветовой гамме написаны эти натюрморты? (Полевые цветы - в светлой, нежной, спокойной, светло-голубой, нежно-сиреневой, лимоннной гамме, а натюрморт «Подарок осени» -- в яркой, насыщенной , выразительной).
-- Какие тона преобладают в натюрмотрте «Полевые цветы»? (холодные). А в каких тонах написан натюрморт «Подарок осени»? (в теплых тонах). -- Мы познакомились с экспозицией натюрмортов А.А. Бирюкова и увидели, что в зависимости от настроения художника и времени года натюрморты могут быть выполнены в разных тонах и различной цветовой гамме.
-- Давайте перейдем к следующей экспозиции. Как вы думаете,
к какому жанру живописи относятся эти картины? (Портреты).
--А что же такое «портрет»? (изображение человека).Какие виды портретов вы знаете? (мужской, женский, детский, групповой, парадный).
-- Посмотрите на вот этот женский портрет. Какое настроение подметил художник (задумчивое, грустное, печальное). Какими цветами он передает настроение печали, грусти? (серо-синими, коричневыми, бледно-розовыми). --Художники иногда рисуют сами себя. Как называется такой портрет? (автопортрет). Посмотрите, как изобразил себя Александр Афанасьевич: обратите внимание на глаза, брови, что можно сказать о них? Какой у него взгляд? (тяжелый, напряженно-внимательный, смотрит из-под нахмуренных изломанных бровей). Какие краски он использовал (спокойные, серовато-голубые). Как он выглядит на этом автопортрете? (задумчивый, напряженный).
-- Можно ли определить по портрету, кем по профессии был Александр Афанасьевич ? (Да, на нем морская форма. Он был моряком. Поэтому так напряженно, строго он смотрит с портрета).-- До этого момента вашим экскурсоводом была я. А сейчас может быть кто-то из вас хочет стать экскурсоводом? Посмотрите на всю экспозицию, выберите понравившуюся вам картину и расскажите о ней. -- А следующий экскурсовод пусть загадает нам загадку о картине, которая ему нравится, а мы по описанию постараемся догадаться, о какой картине он составил рассказ.
-- Как вы догадались, что именно об этой картине составлен рассказ? ( дети приводят слова и выражения из рассказа ребенка-экскурсовода).
-- Сегодня мы снова побывали с вами в нашем выставочном зале. Здесь были уже знакомые вам картины художника Шилина и Антошина. Основная же экспозиция была составлена из картин брянского художника Бирюкова А.А.
. Какое настроение она у вас вызвала? (приподнятое, радостное).

-- Давайте послушаем отрывки из двух музыкальных произведений и постараемся определить, какое из них больше подходит к нашему сегодняшнему настроению.
Первым будет звучать «Лунная соната» Людвига Бетховена.
А теперь послушайте отрывок из « Менуэта» Моцарта.
Так какое же музыкальное произведение лучше передает наше настроение от посещения выставки? «Менуэт» Моцарта).Я предлагаю вам попробовать передать это настроение в цвете. Разделитесь на две группы, подойдите к мольбертам, возьмите все, что вам нужно для работы и цветовыми мазками покажите свое настроение. Поможет нам в этом музыкальное произведение, которое вы выбрали.
Закончилась музыка, закончилась и наша работа.
- Какое настроение выставка у вас вызвала? (приподнятое, радостное, желание еще и еще раз побывать на выставках, в музеях).
- Вам понравилась наша экскурсия?
- Что было сложным для вас?