Урок по биологии «Химия клетки», 11 класс

Караченец Ирина Николаевна,
учитель биологии МБОУ СОШ №91 имени М. А. Шолохова
Первомайского района города Ростова-на-Дону
Разработка интегрированного урока по биологии в 11-м классе
по теме «Химия клетки»

Девиз урока: «Что такое жизнь с точки зрения химии?»
Цели: обобщить и закрепить знания учащихся о клеточном уровне жизни, химических элементов в жизни клетки, развивать мышление учащихся путем сравнения и функций этих элементов; укреплять межпредметные связи, развивать интерес к биологии и химии.
Оборудование: интерактивная доска, кинофрагмент, блоки, таблицы «Клетка», «Белки», «Нуклеиновые кислоты».

Ход урока
Цели и задачи урока были доведены до учащихся за две недели до урока, темы докладов разобраны по желанию учащихся.
I. Обобщение и закрепление знаний изученного материала по разделу «Основы цитологии» темы «Состав клетки»
1. Вступительное слово учителей химии и биологии, о том, что эти две науки неразрывно связаны между собой и напротяжении всего урока мы в этом будем не раз убеждаться.
2. На доске записывается часть модели урока и учащиеся нацеливаются на полное ее заполнение в ходе урока.
Химия Биология
-вода-
-углеводы-
-белки-
-липиды-
-нуклеиновые кислоты-
3. На интерактивной доске – блок «Углеводы»
Заслушивается ответ учащихся по этому блоку. Затем в ходе беседы на доске частично заполняется модель урока.
4. Доклад о ДНК 1 учащийся. В ходе беседы на доске частично заполняется модель урока.
5. Доклад «Белки» 1 учащийся. В ходе беседы на доске частично заполняется модель урока.
6. На интерактивной доске – блок «Липиды»
Заслушивается ответ учащихся по этому блоку. В ходе беседы идет частичное заполнение модели урока на доске.
7. Кинофрагмент о вреде никотина.
8. Доклад «Никотин» 1 учащийся
9. Самостоятельная работа:
1) На альбомных листах учащиеся воспроизводят блоки, изученные на предыдущих уроках по этой теме по вариантам
I в Химический состав клетки
II в Углеводы
III в Белки
IV в Липиды
V в Нуклеиновые кислоты
2) Осуществляется взаимопроверка
10. Доклад «Гемоглобин» 1 учащийся
11. Доклад «Витамины» 1 учащийся
12. Учащимся дается время для расширенного заполнения модели урока на обратной стороне альбомного листа.
Работы сдаются.
13. Заключительное слово учителя. Подведение учащихся к выводу о том, что все организмы состоят из клеток, в состав которых входят важнейшие химические вещества, а жизнь клетки не возможна без протекания в ней химических процессов обмена веществ.

Методические рекомендации.

Урок позволяет показать межпредметную связь, доказать, что клетка является основной структурой единицей живого организма, показать пользу и вред ряда химических веществ на организм в целом.
Поэтому урок имеет и воспитательное значение.
Урок учит учащихся работать с дополнительной литературой, мыслить, делать выводы.
Заголовок 115