План работы школьной библиотеки на 2014-2015 учебный год


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.БуслаеваМ.П.
План работы
школьной библиотеки
Библиотекарь: Скворцова Галина Анатольевна
План работы разработан на основе справочника школьного библиотекаря / авт.-сост. И. Б. Горшкова. - Волгоград : Учитель, 2015. - 201 с.
Справочника школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская, Т.Д.Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. — 2-еизд.,исп. и дополн.. - 456 с.
Цели работы библиотеки
Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
Пропаганда культуры мира и ненасилия в интересах детей.
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания обучающихся, педагогов и других категорий читателей.
Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи библиотеки
-Развивать правовую культуру читателей, гражданственность, патриотизм, связь семьи и школьной библиотеки. Расширять читательский интерес к истории России и Донского края. -Формировать у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучать пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
-Совершенствовать традиционные и осваивать новые библиотечные технологии.
-Приобщать читателей к художественным традициям и внедрять новые формы культурно-досуговой деятельности.
-Проводить индивидуальную работу с читателями как основу формирования информационной культуры личности школьников.
-Обеспечить участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам – доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях.
Нормативные документы
Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом № 373 Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г., зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., рег. № 17785)
Федеральный закон «О библиотечном деле».
«Конвенция о правах ребенка».
«Манифест школьных библиотек ИФЛА-ЮНЕСКО»
Приказ Минобразования РФ от 24 августа 2000 г. № 2488 «Об учете фонда библиотек образовательных учреждений»
Приложение №1 к приказу № 2488 «Инструкция об учете библиотечного фонда».
Приложение №2 к приказу № 2488 Методические рекомендации по применению «Инструкция об учете библиотечного фонда».
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253);
Устав школы (Постановлением Главы Администрации Каменского района» от 25.12.2011 №1482п);
Распорядительные документы ОУ.
II. Основные функции работышкольной библиотеки
1. Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
2.Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
3.Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию обучающихся.
Деятельность по формированию фонда школьной библиотеки
№ п/п Содержание работы Срок исполнения
1 1. Работа с фондом учебной литературы
1. Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году. Сентябрь– октябрь
2. Составление библиографической модели комплектования фонда учебной литературы:
• составление совместно с учителями заказа на учебники;
• формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом замечаний руководителей методических объединений, а также итогов инвентаризации;
• подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году; Март
• осуществление контроля выполнения сделанного заказа. Август
3. Прием и обработка поступивших учебников:
оформление накладных;
запись в книгу суммарного учета;
штемпелевание. По мере поступления
4. Диагностика уровня обеспеченности обучающихся учебниками и другой литературой. Сентябрь
5. Прием и выдача учебников обучающимся. Июнь, август
6. Информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий. Сентябрь
7. Оформление выставки «Знакомьтесь – новые учебники». Сентябрь
8. Списание фонда с учетом ветхости и смены учебных программ. Ноябрь — февраль
9. Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды по классам с подведением итогов). Два раза в год (в конце полугодий)
10. Работа с фондом учебников:
• ведение учета;
• размещение для хранения. Сентябрь–
ноябрь
11. Составление электронной базы данных «Основные показатели».
В течение
года
2. Работа с фондом художественной литературы 12. Своевременное проведение обработки и регистрации изданий.
По мере поступления в течение года
13. Обеспечение свободного доступа в школьной библиотеки:• к художественному фонду (для всех обучающихся и сотрудников школы). Постоянно
14. Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах. Постоянно
16. Контроль за своевременным возвратом в фонд выданных изданий. Постоянно
17. Ведение работы по сохранности фонда. Постоянно
18. Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей. Постоянно
19. Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением обучающихся. Один раз в четверть
20. Оформление книжной выставки «Эти книги вы лечили сами». В течение года
21. Периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа. Декабрь, июнь
22. Оформление новых разделителей:
• в зоне открытого доступа;
• полочные разделители по темам и классам;
• учебники;
• по новым отделам;
• по алфавиту;
• с портретами писателей. В течение года
3. Комплектование фонда периодики
23. Оформление подписки на первое и второе полугодия. Октябрь,апрель
IV. Работа с пользователями
Индивидуальная работа
1. Обслуживание читателей на абонементе: обучающихся, педагогов, технического персонала школы, родителей. Постоянно
2. Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки. Постоянно
3. Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение результатов просмотра до сведения классных руководителей. Один раз в месяц
4. Подготовка рекомендаций для читателей – в соответствии с возрастными категориями. Постоянно
5. Оформление и периодическое обновление стенда-рекомендации
«Я – книга! Я – товарищ твой!». Август
6. «Летнее чтение с увлечением» — подбор списков литературы длядополнительного изучения истории, литературы, географии и биологии. Май
7. «Чтобы легче было учиться» — подбор списков литературы на лето по произведениям, которые будут изучаться в следующем учебном году. Май
Работа с обучающимися школы
8. Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в школьной библиотеки.Постоянно
9. Рекомендательные беседы при выдаче книг. Постоянно
10. Беседы со школьниками о прочитанном. Постоянно
11. Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку. По мере
поступления
Работа с родительской общественностью
12. Составление списка учебников, необходимых школьникам к началу учебного года, для всеобщего ознакомления. Май,
август.
Работа с педагогическим коллективом
13. Информирование учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. Периодически (на совещаниях).
14. Консультационно-информационная работа с методическими объединениями учителей, направленная на оптимальный выбор учебников и учебных пособий в новом учебном году. Март
Библиотечно-библиографические и информационные знания –обучающимся школы
15. 1класс
Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом». Понятия «читатель», «библиотека», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой. Как самому записаться в библиотеку? Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг)? Ноябрь
16. 1класс
Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшим приемам сохранности книги (обложка, закладка, простейший ремонт). Май
17. 2класс
Роль и назначение библиотеки. Самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Литературная викторина. Сентябрь
18. 2класс
Структура книги. Кто и как создает книги? Из чего состоит книга? Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрация Февраль
19. 2класс
Викторина «Сколько лет Деду Морозу?» Январь
20. 3класс
Беседа о здоровом питании. Сентябрь
21. 3класс
Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление, предисловие, послесловие (цель – формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к сознательному выбору литературы)Октябрь
22. 3класс
История книги. Знакомство с необычными книгами. Какими бывают книги? Методы самостоятельной работы с книгой. Февраль
23. 4класс
«Твои первые энциклопедии, словари и справочники». Представление о словаре, справочнике, энциклопедии. Март
24. 4класс
История книги. Знакомство с историей книги от ее истоков до настоящего времени. Древнейшие библиотеки. Апрель
25. 5класс
Библиотечный урок «Книга и библиотека. Путешествие во времени и пространстве». Март
26. 5класс
Библиотечный урок «Первые библиотекари от А до Я». Апрель
27. 6класс
Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели. Ноябрь
28 6класс
Библиотечный урок «Берегите землю». Декабрь
29. 7класс
Книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Декабрь
30. 7класс
Библиотечный урок «Компьютер — враг или помощник?» Октябрь
31. 8класс
Литературное знакомство «Антон Павлович Чехов» презентация с элементами викторины. Январь
32. 8класс.
Викторина. Поклонимся великим тем годам. Май
Массовая работа
33. Выставка учебных изданий к предметным неделям «Методическая копилка». По предметным неделям
34. Выставки к юбилейным датам писателей В течение
года
35. Выставки книг юбиляров В течение
года
36. Подготовка к Женскому дню 8 Марта. Март
37. Подготовка к Новому году. Декабрь
38. Неделя русского языка и литературы (подбор материала к школьным газетам) Ноябрь
39. Неделя математики (подбор материала к газетам, рефератам, викторинам) В течение года, согласно плану предметных недель
40. Неделя обществознания – «Уголок России» (подбор литературы к газетам и сообщениям) В течение года, согласно плану предметных недель
41. Месячник военно-патриотического воспитания:
- громкое чтение книг о войне (1–4 классы – выборочно);
- подготовка поздравления ветеранам войны;
- подбор материалов к выступлениям, рефератам. Февраль
42. «Подвиг Кирилла и Мефодия» (ко Дню славянской письменности и культуры) Май.
43. Неделя детской книги:
- чтение сказок. Весенние каникулы
44. Празднование Дня Победы
- митинг; Май
45. Шолоховская весна:
- громкое чтение рассказов М. Шолохова (1–5 классы);
- книжная выставка «М. Шолохов – певец Дона»;
- обзор биографии и творчества М. Шолохова (5–9 классы). Май
Нравственное воспитание 46. Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения». По мере
требования
47. Книжно-журнальная выставка «Мир, в котором тебя любят». Постоянно
Безопасность и здоровый образ жизни 48. Выпуск газеты «Здоровье — это здорово!» Март
Экологическое воспитание
49. Выставка «Берегите воду!» Постоянно
Работа по формированию интереса к истории Отечества и Донского края
50. Сентябрь
51. Фольклорный час «Кто такие казаки?». Апрель
52. Книжная выставка «Писатели Дона» Постоянно
Выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей, памятных дат 15. 10 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Октябрь
15.01. 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова (1795–1829), поэта, драматурга, дипломата. Январь
29.01. 155 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904), писателя, драматурга. Январь
07.02. 130 лет со дня рождения Синклера Льюиса (1885-1951), американского писателя, лауреата Нобелевской премии. Февраль
06.03. 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова (1815–1869), поэта Март
18.03. 50 лет первого выхода в космос советского лётчика космонавта А.Леонова Март
14.04. 270 лет со дня рождения Дениса Ивановича Фонвизина (1745–1792), писателя, драматурга. Апрель
09.05. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945). Май
24.05. 110 лет со дня рождения М.Шолохова. Май
06.06. Пушкинский день России Июнь
21.06. 105 лет со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского, поэта. Июнь
22.06. 22 июня – День памяти и скорби. Июнь
Книги-юбиляры
400 лет – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» М.Сервантеса (1615 – окончательная редакция.)
230 лет – «Приключения барона Мюнхаузена» Э.Распэ (1785 )225 лет - «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева (1790)
195 лет – «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина (1820)
190 лет – «Борис Годунов» А.С.Пушкина (1825)
185 лет - «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина (1830)
185 лет - «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина (1830)
180 лет - «Ледяной дом» И.И.Лажечникова (1835)
175 лет – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (1840)
175 лет – «Мцыри» М.Ю.Лермонтова (1840)
170 лет – «Бедные люди» Ф.М.Достоевского (1845)
160 лет – «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого (1855)
155 лет - «Всадник без головы» Майн Рида (1860)
145 лет – «20 000 лье под водой» Ж.Верна (1870)
145 лет - «Царь Борис» А.К.Толстого (1875)
135 лет – «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского (1880)
90 лет - «Анна Снегина, «Черный человек» С.А.Есенина
75 лет – «Тихий Дон» М.А.Шолохова (1940)
70 лет – «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского (1945)
70 лет – «Туманность Андромеды» И.Ефремова (1945)
70 лет - «Петр I» А.Н.Толстого (1945)
V. Реклама библиотеки
1.Создание фирменного стиля.
1. Размещение эмблемы школьной библиотеки в абонентном отделе. Сентябрь
2. Украшение помещения библиотеки цветами, красочное оформление отдела детской литературы для начальной школы Октябрь
3. Изготовление и распространение среди читателей экслибриса школьной библиотеки. В течение года
2. Рекламная деятельность школьной библиотеки
4. Устная реклама (во время перемен, на классных часах, классныхсобраниях, родительских собраниях). Постоянно
5. Наглядная реклама (информационные объявления о выставках проводимых библиотекой). Постоянно
6. Оформление информационных стендов-папок:
- «Правила пользования книгой»;
- «Правила поведения в библиотеке». В течение
года
7. Оформление выставки одного автора «Календарь знаменательных и памятных дат» В течение
года
8. Организация экскурсии учащихся младших классов в библиотеку В течение
года
9. Сотрудничество с детской библиотекой, центром эстетического воспитания детей. Постоянно
10. Информирование пользователей о режиме работы. Сентябрь
11. Проведение недели детской книги Март
VI. Профессиональное развитие сотрудников библиотеки.
1. Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей. В течение
года
2. Участие в семинарах методического объединения по темам:
- «Развитие инновационного потенциала ШБ, как ресурс повышения самообразования»;
- «Организация самостоятельной поисковой деятельности». Декабрь
Май
3. Совершенствование умения и навыков работы на персональном компьютере. В течение
года
4. Продолжение электронной записи учебников (Основные показатели). В течение
года
5. Изучение журналов «Школьная библиотека», «Библиотека» и другие периодические издания. Постоянно
6. Изучать передовой опыт других библиотек. Постоянно
VII. Взаимодействие школьной библиотеки с другими библиотеками
1. Обмен учебниками с библиотеками школ района. Август — сентябрь, май — июнь
2. Экскурсия для начальных классов в детскую библиотеку. Ноябрь
3. Участие в мероприятиях по проведению Недели детской книги в детской библиотеке. Март
СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНОПротокол заседанияЗаместитель директора по УР
методического объединения
_______________________________________
от _________ 2014года № ___(подпись)
___________ __________________
(подпись)(дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от _________ 20 __ года № ___