Презентация по литературе 10 класс на тему Поэма-эпопея Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасова


Поэма-эпопея«Кому на Руси жить хорошо?»
ПОЭМА - Поэ́ма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. ЭПОПЕЯ -Крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных исторических событиях КОМПОЗИЦИЯ«календарная»«Пролог» - весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)‏«Поп» - «А время уж нераннее,подходит месяц май»«Сельская ярмонка» - «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю)‏«Последыш» - «Петровки.Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)‏


«Пир на весь мир» - сенокос кончается (ранняя осень)‏«Крестьянка» - (жатва) Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время

Художественное пространство Подтянутая губернияТерпигорев уездПустопорожняя волостьНазвания губерний, уездов,волостей, деревень говорят о бедственном положении народа:Заплатово, Дырявино… ЗаплатовоРазутовоГореловоДырявиноЗнобишиноНееловоНеурожайкасело Кузьминское«Сельская ярмонка»Вахлаки «Последыш»НаготиноКлин«Крестьянка»«Пир на весьмир»Маршрут путешествия Столбовая дорога Пролог В каком году — рассчитывай,В какой земле — угадывай,На столбовой дороженькеСошлись семь мужиков:Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю... Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело,Вольготно на Руси»? За спором мужики не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка непомогает разрешить волнующий вопрос. Решение находится неожиданно: один из мужиков,Пахом, ловит птенца пеночки.Пусти на волю птенчика!За птенчика за малогоЯ выкуп дам большой.Чтобы освободить птенчика,пеночка рассказывает мужикам, где найти скатерть-самобранку. Счастливые 1.Помещик 2.Чиновник3.Поп 4.Купец5.Вельможа6.Министр7.Царь Глава «Поп» Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян?

Счастье - «покой, богатство, честь»1.Покой: «как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени», «Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» 2.Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?» «Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го» Богатство: в прошлом, когда господа былибогаты и щедро платили за службу во времярождения, крестин, свадеб и похорон, священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой»С такого не разбогатеешь. «...не брать, так нечем жить» Вывод, глава «Поп» Некрасовский поп вызывает симпатию. Этонеглупый, незлой, ответственный человек.Труд его нелёгок и беспокоен, а вознаграждение бывает мизерным.Возможно, в среде простого духовенствабыло немало честных, добросовестных,и образованных людей. Своим словомони и просвещали, и лечили



Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке «лавочки с картинками и книгами»? Каково его отношение к народному просвещению?Глава «Сельская ярмонка»

В начале главы — весенний пейзаж, каким его видит крестьянинЭто образ земли, лишённой жизни, - «зелени нитравки, ни листа», «лежит под небом пасмурным,«как мертвец без савана», «печальна и нага».Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. Богатство красок,жизнерадостность(пестро, красно кругом; рубахи всех цветов,платья красные;косы с лентами) Художественные детали (песняхором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно») говорят о талантливости, чуткости и душевной силенарода.Картина 5.Веселье переходит в ничем не сдерживаемое пьянствоВывод:Сознание народное сложное и противоречивое. С одной стороны народ — труженик, талантливый,чуткий, умный.С другой - невежественный, тёмный, смиренный, Пьющий. Глава «Пьяная ночь»Яким НагойВ деревне БосовеЯким Нагой живёт, Он до смерти работает, До полусмерти пьёт!-так определяет себя сам персонаж.В поэме ему доверено выступить в защиту народа от имени народа.Живёт — с сохою возится,А смерть придёт Якимушке — Как ком земли отвалится,Что на сохе присох......у глаз , у рта Излучины, как трещиныНа высохшей земле......шея бурая,Как пласт, сохой отрезанный,Кирпичное лицо. Биография Якима не совсем типична для крестьянина, богата событиями:Яким, старик убогонький,Живал когда-то в Питере,Да угодил в тюрьму:С купцом тягаться вздумалось!Как липочка ободранный,Вернулся он на родинуИ за соху взялся.Во время пожара большей части своего добра,поскольку первым делом бросился спасать картиночки, которые купил для своего сына:И сам не меньше мальчикаЛюбил на них глядеть.Однако и в новом доме герой принимается за старое: покупает новые картинки. Бесчисленные невзгоды лишь укрепляют еготвёрдую жизненную позицию. В главе «Пьяная ночь» Яким Нагой произносит монолог. гдеего убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам(Богу,царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаюся пожаром; бедствия, нищета – всем этим оправдываеся мужицкое пьянство. Глава «Счастливые»Мужики не теряют надежды найти людей,которым живётся веселона Руси. Но даже за обещание даром поитьсчастливцев им не удаётся найти таковых.Ради дармовой выпивкисчастливцами готовы объявить себя и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый человек, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие. 1. Дьячок уволенныйВ благодушестве…Коль обогреет солнышкоДа пропущу косушечку
2. Старуха стараяЧто у нее по осениРодилось реп до тысячиНа небольшой гряде
3. Солдат с медалямиВ двадцати сражениях Я был, а не убит!Ходил ни сыт, ни голоден,А смерти не дался!За провинности нещадно бит, А хоть пощупай – жив!
4. Каменотес-олончанинКоли проснусь до солнышкаДа разогнусь к полуночиТак гору сокрушу!
5. Мужик с одышкою… по счастиюИ я добрел на родину,..И легче стало мне
6. Дворовый человекЯ был любимый раб,Жена – раба любимая
7. Крестьянин-белорусА счастье наше в хлебушке:Жую – не нажуюсь
8. Мужик со скулой свороченнойТроих моих товарищейСломали мишуки,А я живу, бог милостив!
9. Оборванные нищиеНас у порога лавочникВстречает с подаянием
ВЫВОДЭй, счастие мужицкое!Дырявое с заплатами,Горбатое с мозолями.. Ермила ГиринРеальный прототип этого персонажа - крестьянин А.Д.Потанин (1797 — 1853), управляющий по доверенности имением графиниОрловой, которое называли Одоевщиной ( по фамилии бывших владельцев — князейОдоевских), а крестьяне перекрестили вАдовщину.Потанин прославился необычайной справедливостью. Некрасовский Гирин своей честностью стал известен односельчанам ещё в те пять лет,что служил писарем в контореХудую совесть надобно -Крестьянину с крестьянинаКопейку вымогать. Особенно стал люб народу, когда взял в арендумельницу. Когда же мельницу решили продать,Гирин выиграл торги, но у него не оказалосьденег внести задаток. И тогда «чудо сотворилося»: Гирна выручили крестьяне, к которым он обратился за помощью.Крестьянство раскошелилось,Несут Ермилу денежки,Дают, кто чем богат.Через неделю времениЕрмил на этой площади Рассчитывал народ. Глава «ПОМЕЩИК»На своем дальнейшем пути мужики встречают помещика Гаврилу Афанасьича Оболта-Оболдуева. Помещик сначала пугается, заподозрив в них разбойников, но, разобравшись, в чем дело, смеется и начинает рассказывать свою историю. Свой дворянский род он ведет от татарина Оболдуя, которого на потеху императрице ободрал медведь. Она же за это пожаловала татарину сукна. Такими были благородные предки помещика… Дальше Оболт-Оболдуев печалится о прежнем, привольном житье барина, когда все вокруг принадлежало ему, крестьяне преклонялись, он один был судьей и владыкой.Закон — мое желание!Кулак — моя полиция! Однако не все строгости, помещик признается, что он больше «ласкою привлекал сердца»! Все дворовые его любили, дарили подарки, а он был им как отец родной. Но все переменилось: отобрали у помещика крестьян и землю. Из лесов доносится стук топора, все разоряют, взамен усадьб плодятся питейные дома, ведь теперь грамота и вовсе никому не нужна. А помещикам кричат:Проснись, помещик заспанный!Вставай! — учись! трудись!..Но как же трудиться помещику, с малолетства привычному совершенно к другому? Они ничему не обучался, и «думал век так жить», а вышло по-иному.Помещик зарыдал, вместе с ним чуть не заплакали добродушные крестьяне, подумав:Порвалась цепь великая,Порвалась — расскочилася:Одним концом по барину,Другим по мужику!.. Часть 2. ПОСЛЕДЫШНа следующий день мужики выходят на берег Волги, на огромный сенокосный луг. Едва они разговорились с местными, как раздалась музыка и к берегу причалили три лодочки. В них дворянская семья: два барина с женами, маленькие барчата, прислуга и седой старичок-барин. Старик осматривает покос, а все кланяются ему чуть не до земли. В одном месте он останавливается и велит разметать сухой стог: сено еще сыровато. Вздорный приказ тотчас исполняют.Странники дивятся:Дедушка!Что за чудной старик? Оказывается, что старик – князь Утятин (крестьяне называют его Последышем) – узнав об отмене крепостного права, «задурил», и слег с ударом. Его сыновьям было объявлено, что они предали помещичьи идеалы, не смогли их отстоять, а раз так – остаются без наследства. Сыновья испугались и уговорили крестьян немного подурачить помещика, с тем, что после его смерти подарят деревне поемные луга. Старику сказали, что царь велел вернуть крепостных назад помещикам, князь обрадовался и встал на ноги. Так эта комедия продолжается и по сей день. Некоторые крестьяне этому даже рады, например дворовой Ипат:Ипат сказал: «Балуйтесь вы!А я князей УтятиныхХолоп — и весь тут сказ!» А вот Агап Петров не может смириться с тем, что и на воле им будет кто-то помыкать. Однажды он высказал барину все прямо, и того хватил удар. Очнувшись, он велел высечь Агапа, и крестьяне, чтобы не раскрыть обмана, повели его на конюшню, где поставили перед ним штоф вина: пей и кричи погромче! Агап в ту же ночь умер: тяжело было ему склониться…Странники присутствуют на пиру Последыша, где он говорит речь о пользе крепостного права, а после ложится в лодку и под песни засыпает в ней вечным сном. Деревня Вахлаки вздыхает с искренним облегчением, но лугов им никто не отдает – суд длится до сегодняшнего дня. .Глава «Крестьянка»Пролог1. До замужества2. Песни3. Савелий, богатырь святорусский4. Демушка5. Волчица6. Трудный год7. Губернаторша8. Бабья притча  Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. После части «Последыш» наши странники решили:«Не всё между мужчинамиОтыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб!»-Решили наши странники И стали баб опрашивать…  Предстает перед странниками Матрена Тимофеевна. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа. Осанистая женщина,    Широкая и плотная,    Лет тридцати осьми.    Красива; волос с проседью,    Глаза большие, строгие,    Ресницы богатейшие,    Сурова и смугла.    На ней рубаха белая,    Да сарафан коротенький,    Да серп через плечо. Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая,Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я, молодцы.До замужества А выискался суженый,На горе –чужанин!Филипп Корчагин – питерщик,По мастерству печник.Муж был хороший непьющий, с профессией (печник).Замужем Семья была большущая, Сварливая... попала я С девичьей холи в ад! В работу муж отправился,Молчать, терпеть советовал: Не плюй на раскаленное Железо - зашипит!Семья мужа Из всей семейки мужнинойОдин Савелий, дедушка,Родитель свекра-батюшки,Жалел меня…Савелий, богатырь святорусский. Из-за сына Матрена стала меньше работать. Свекровь потребовала отдать Демушку деду. Заснув, дед недоглядел ребенка, его съели свиньи. Приехавшая полиция обвиняет Матрену в том, что она специально убила ребенка. Ее объявляют сумасшедшей. Демушку хоронят в закрытом гробу. Заснул старик на солнышке,Скормил свиньям ДемидушкуПридурковатый дед!Демушка После смерти сына Матрена все время проводит на его могиле, не может работать. Савелий тяжело переживает трагедию и уходит в Песочный монастырь на покаяние. Через три года у Матрены умирают родители. На могилке сына Матрена встречается с дедом Савелием, который пришел помолиться за ребенка. Восьмилетнего сына Матрены Федота посылают стеречь овец. Одну овцу украла голодная волчица. Федот, после долгого преследования, настигает волчицу и отбирает у нее овцу, но, увидев, что скотина уже мертвая, возвращает ее волчице — та страшно исхудала, видно, что она кормит детей. За поступок Федотушки наказывают мать. Матрена считает, что всему виной ее непослушание, она покормила в постный день Федота молоком.ВОЛЧИЦА Когда пришла бесхлебица, свекровь во всем обвинила Матрену. Ее бы убили за это, если бы не муж-заступник. Мужа Матрены забирают в рекруты. Жизнь ее в доме свекра и свекрови стала еще тяжелее. Был страшный год... Волчицу ту Федотову Я вспомнила — голодную, Похожа с ребятишками Я на нее была! ТРУДНЫЙ ГОД Беременная Матрена отправляется к губернатору. Отдав лакею два рубля, Матрена встречается с губернаторшей, просит у нее защиты. Матрена Тимофеевна рожает в доме губернаторши ребенка. У Елены Александровны нет своих детей; она ухаживает за ребенком Матрены как за своим. Посланник во всем в селе разобрался, мужа Матрены вернули.ГУБЕРНАТОРША Матрена рассказывает странникам о своей теперешней жизни, говорит, что среди баб они счастливую не найдут.Ключи от счастья женского,От нашей вольной волюшкиЗаброшены, потеряныУ бога самого!БАБЬЯ ПРИТЧА Четвертая часть поэмы, названная автором “Пир на весь мир,” состоит из четырех частей.1.Горькое время – горькие песни.2.Странники и богомольцы.3.И старое и новое.4.Доброе время – добрые песни.Часть 4. Пир, на весь мир Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:     ... лет пятнадцати     Григорий твердо знал уже,     Что будет жить для счастия     Убогого и темного     Родного уголка  Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...     А дальше? Дальше известно:     Ему судьба готовила     Путь славный, Имя громкое     Народного заступника,     Чахотку и Сибирь.    Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".  В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.     В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":     Рать подымается - Неисчислимая,     Сила в ней скажется Несокрушимая! В последней главе Некрасов подчеркивает пробуждение сознания крестьянства. В этой главе мы ясно видим, как углубляет автор тему о народе. Ведь мужики правдоискатели шли искать счастливого, а попутно сколько вопросов возникло (что такое счастье, богатырство, как пробуждается сознание крестьян, что такое грех…). Вставленные новеллы легенды «О двух великих грешниках» и «Про холопа примерного – Якова верного», данные в порядке противопоставления, приводят к определенному выводу: пути к счастливой жизни крестьянства лежат через революцию, через свержение власти помещиков и царя. В главе "О двух великих грешниках", Некрасов рассмотрел спорный философский вопрос: можно ли злом искупить зло? Речь идет о том, что атаман разбойников Кудеяр пролил много безвинной кровушки, но со временем его начали мучить угрызения совести. Тогда он "голову снес полюбовнице и есаула засек", а потом "старцем в одежде монашеской" вернулся в родные края, где неустанно молит Господа отпустить ему грехи.    Возникает ангел, указывает на огромный дуб, говорит Кудеяру, что грехи ему отпустят лишь тогда, когда он срежет этот дуб тем же ножом, каким людей убивал. Разбойник принимается за дело. Мимо проезжает пан Глуховский, завязывается разговор. Глуховский, о котором ходят страшные рассказы, выслушав Кудеяра, усмехается:    Спасения    Я уж не чаю давно,    В мире чту только женщину, :     Золото, честь и вино.    Жить надо, старче, по-моему:    Сколько холопов гублю,    Мучу, пытаю и вешаю,    А поглядел бы, как сплю! Кудеяр набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. Тотчас дуб падает, с отшельника "скатилося... бремя грехов"...Легенда о двух великих грешниках Григорий Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума. Тяжел его путь, но и слачен, на него вступают «лишь души сильные, любвеобильные», на нем ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных. На основной вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» — Некрасив отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.Вывод