Школьная газета.Программа кружка Объектив




Содержание:
I. Пояснительная записка.
II .Цели и задачи программы.II. Формы реализации программы.
IV. Организационно-педагогические основы обучения.
V. Формы и средства контроля.VI. Требования к знаниям и умениям.
VII. Ожидаемые результаты.
VIII. Учебно-тематический план (1 год обучения).
X. Учебно-тематический план (2 год обучения).
Приложения:
Приложение 1: Используемая литература для педагога.
Приложение 2:Информационные ресурсы.
I.Пояснительная записка.Журналистика, по определению В.И. Даля,- журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Объектив» является программой интеллектуального творчества. Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения молодежи. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути. Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте. Кружок «Объектив» поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально- экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально- педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем. Данная образовательная программа предполагает включение в систему средств массовой коммуникации учащихся 6-9 классов. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей обучающихся, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Новизна программы: программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, культуры речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся. Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формированию навыков алгоритмического мышления, пониманию компьютера как современного средства обработки информации. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет).
II. Цели и задачи программы
Цель программы:
Научить учащихся теории и методике   журналистского  творчества, быстро реагировать на события, происходящие вокруг них;
Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности;
Воспитывать культуру поведения
Задачи:
1. Воспитывать внимание. Прививать навыки работы в группе.
2. Научить навыкам делового общения, умение вести конструктивный диалог, публично выступать.
3. Научить ясно излагать свои мысли на бумаге.
4. Повысить уровень эрудиции.
5.Создать школьную газету.
III.Формы реализации программы
Программа «Объектив» нацелена на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательной школе. В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с одаренными детьми.
Программа рассчитана на работу с учащимися 12-15 лет. Включает в себя двухгодичный курс обучения по 102 часа в год.
В работе кружка «Объектив» используются различные формы деятельности учащихся:
- пресс-конференции;
- творческие проекты;
- круглые столы;
- выпуск школьных газет;
- тренинги «Берем интервью»;
- иллюстрации литературных произведений;
- участие в выпуске районной газеты «Новый Вымпел»;
- конкурсы художников – оформителей;
- участие в мероприятиях, посвящённых эвакогоспиталя №1743.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Учебная часть обучение учащихся включает в себя объединение "Объектив, художник-оформитель" по направлениям:
- печатная журналистика
(история журналистики,  журналистская  этика, правовое поле журналиста, жанры публицистики.);
- Интернет-журналистика
(организация работы информационных сайтов, СМИ в Интернете)
- художник-оформитель
(организация работы в конкурсах оформителей, иллюстраторов произведений).
Учащиеся знакомятся с историей прессы, газетными жанрами, а также изучают основы оформительской работы.
Объединение "Объектив" помогает учащимся  программы  познакомиться с основными положениями  журналистского  творчества, оформительской работой, расширяет кругозор и помогает в профессиональном становлении молодого корреспондента.
Практическая часть работы кружка «Объектив» включает в себя:
- развивающие тренинги «Берем интервью»;
- проведение пресс-конференций с интересными людьми;
- организация экскурсий в редакцию газеты «Павловский металлист» с целью ближе познакомиться с работой над ее выпуском;
- выпуск газеты «Объектив» с целью на практике применить полученные в кружке знания и активного освещения работы школы;
- участие в выпуске районной газеты «Павловский металлист»
- проведение круглого стола.
IV.Организационно-педагогические основы обучения
Возраст воспитанников 12-15 лет. Количество детей в учебной группе 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 2 учебных часа по 40 минут с перерывом в 10 минут.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Программа рассчитана на 2 учебных года. Общее количество часов – 136 часов, первый год обучения – 68 часов, второй-68 часов.
V.Формы и средства контроля
Контроль знаний осуществляется руководителем кружка через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение учащимся практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умение применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.
VI.Требования к знаниям и умениям
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие познавательные учебные действия
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Применение методов компьютерного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Умение структурировать знания;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменных формах;
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
коммуникативные универсальные учебные действия
Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками- определение целей, функций участников, способов взаимодействия:
Постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Личностные универсальные учебные действия
Установление учащимися связи между учебной деятельностью и её мотивом;
Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор на основе социальных и личностных целей.
VII.Ожидаемые результаты
Школьный кружок и школьная газета обладают следующими преимуществами: создание школьной газеты позволяет обеспечить более эффективное современных технических средств обучения в образовательном процессе, перед учащимися открываются широкие возможности и во внеклассной деятельности.
К концу обучения учащиеся должны знать:
Основные цели и задачи средств массовой информации;
Иметь представление о профессии журналиста;
Основные жанры журналистики;
Особенности основных компьютерных программ.
должны уметь:
Строить устные и письменные сообщения;
Работать в различных жанрах публицистического стиля;
Строить связанные высказывания, используя различные газетные жанры;
Соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
Находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
Отбирать материал в соответствии с темой;
Готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.
Результатом деятельности школьников в рамках программы кружка «Объектив» станут выпуски школьной газеты «Объектив»
№ п/п Тематика и содержание программы Кол-во часов
Раздел 1 Введение. Журналистика. Правила работы и поведения. Инструктаж по технике безопасности. 1
1 История журналистики России 2
Раздел II Жанры журналистики 5
1 Знакомство с газетными жанрами. Влияние газеты на общественную жизнь России. 1
2 Основные правила взятия интервью 1
3 Подготовка выпуска№1 газеты «Объектив» 4 Написание заметок для газеты 3
Раздел III Стилевые особенности газеты 9
1 Официально-деловой стиль 2
2 Художественный стиль 2
3 Подготовка выпуска №2 газеты «Объектив» 4
4 Экскурсия в типографию 1
Раздел IV Изобразительные средства языка 11
1 Роль тропов в создании заметок 1
2 Использование эпитетов, метафор 2
3 Подготовка выпуска №3 газеты «Объектив» 4
4 Использование сравнений, олицетворений. 2
5 Деловая лексика. Правила оформления рубрик газеты. 2
Раздел V Правила оформления газеты 9
1
2
3
4 Порядок расположения материала в газете
Роль художника-оформителя
Работа корректора
Работа фотокорреспондента. Выпуск газеты № 4 2
2
1
4
Раздел VI Средства массовой информации 10
1 Журналистика как система средств массовой информации. 2
2 Экскурсия на почту 1
3 Периодическая печать
Телевидение. Радио. Интернет. 2
4 Обсуждение рубрик, очерков газеты «Павловский металлист» 2
5 Иллюстрированное оформление газеты. 3
Раздел VII Использование полученных знаний и навыков 5
1 Учимся писать стихи 2
2 Рекламирование стихов 2
3 Пресс-конференция 1
Раздел VIII Техника и технология СМИ 9
1 Разработка новых рубрик газеты «Объектив» 4
2 Подготовка текста, фотографий. 1
3 Оформительские работы газеты 1
4 Разработка рубрик газеты 1
Раздел IX Печатная журналистика 5
1 Подборка материала по темам для рубрики «СМиД» информирует» 1
2 Редактирование текстов 1
3 Подборка материала по темам для рубрики «Это интересно» 1
4 Освещение работы оздоровительной площадки, трудовой практики, итоговой аттестации выпускников. 1
5 Подготовка выпуска газеты №9 4
6 Анализ работы кружка и задание на лето. 1
ВСЕГО 68
Список использованной литературы
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М. : Высшая школа.1987.-146с
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996. - 35 с.
Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО- Пресс, 2001.-160с.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М : Просвещение, 2002. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.

Учебно-тематический план (2 год обучения)
№ п/п Тематика и содержание программы Кол-во часов
Вводное занятие. Правила работы и поведения. Инструктаж по технике безопасности 1
Подведение итогов летнего задания. 1
Печатные издания и их роль 2
Подготовка материалов 1-го выпуска газеты. 4
Текст. Тема и идея текста. 2
Стили речи. Особенности стилей. 2
Подготовка материалов 2-го выпуска газеты. 4
Газета. Какая она должна быть? Роль фотографии в газете. 2
Анализ рубрик печатных изданий. 2
Газетная статья- основа газеты 2
Реклама на страницах газеты. 2
Подготовка материалов 3-го выпуска газеты. 4
Интервью. Что значит взять интервью? 2
Репортаж. 2
Подготовка материалов 4-го выпуска газеты 4
Очерк. Особенности жанра. 2
Создание газетных статей 2
Редактирование текста 2
Подготовка материалов 5-го выпуска газеты 2
Оформление, дизайн газеты 2
Разработка материала «Я помню, я горжусь» 2
Разработка рубрики «Поздравляем» 2
Подготовка материалов 6-го выпуска газеты 2
Портретный очерк. 2
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования. Построение комментария и его структурные элементы. 6
Подготовка комментария на заданную тему. 1
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. 1
Подготовка репортажа с уроков. 1
Подготовка материалов 7-го выпуска газеты. Разработка рубрики для выпускников «Советы при подготовке к экзаменам» 3
Разработка рубрики для выпускников «Советы при подготовке к экзаменам» Подготовка материалов 8-го выпуска газеты 1
Подведение итогов работа за год. 1
Итого 68
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КРУЖКОВЦЕВ.
Учащиеся должны знать понятия:
1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,
2.типы речи, стили речи,
3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.
4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья.
Учащиеся должны уметь:
1.собирать материал, систематизировать его,
2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,
3.доказывать свою собственную точку зрения,
4.интересоваться мнением других людей,
5.составлять план,
6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,
7.собирать материал
8.грамотно излагать свои мысли,
9.создавать макет будущего номера
10.редактировать созданный материал

Приложение 1:
Используемая литература для педагога:
Паркер П. Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайна». «Символ-плюс».Санкт-Петербург.1998г.
Чередниченко В.И. Основы журналистики: курс лекций .Учебное пособие для студентов Высших Учебных Заведений.1998г.
Сборник программ элективных курсов по выбору. Краснодар,2004г.
Приложение 2:
Информационные ресурсы:
 http://pavmet.ru/( сайт газеты «Павловский металлист».
http://journalist-virt.ru/ ( интернет- журнал «Журналист»)
http://journ-port.ru/( портал журналистики)