Программа кружка «Школьная газета»


Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
средняя общеобразовательная
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___ «______________» 2013 г.
ПРОГРАММА КРУЖКА

1 год обучения
Возраст 12-14 лет
Согласовано на педсовете школы:
Протокол №___ от___ «______________» 2013 г.
Секретарь п/с ________ / /
Ульяновск
2013 – 2014 уч. г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Школьная газета» относится к культурологической направленности, написана на основании запроса учащихся в связи с тем, что ученики мало имеют информации о совей школе, что происходит в классах, какие мероприятия там проводятся, интересно ли им учиться в школе, чем бы они хотели заниматься, что узнать, с чем (кем) ознакомиться. Кто из ребят школы (класса) являются активистами, как они себя чувствуют в сегодняшней социальной обстановке, в их окружении.
Вот с этой целью и этими проблемными вопросами и другими событиями школьная газета будет издаваться в течение года, согласно тематическому планированию.
Кроме того, газета должна быть красочной, эстетически грамотно оформленной, чтобы привлекать внимание для её прочтения взрослыми и детьми. Стало быть, в состав редколлегии привлечь грамотных и эрудированных учеников, с художественным вкусом и умением рисовать, делать коллажи, аппликации и многое другое.
При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Данные работы выполняют роль тренировочных упражнений.
Программа актуальна на данный момент, т. к. школьные издания выполняют свою воспитательную функции, являются привлекательными для всех участников образовательного процесса. Программа помогает в становление духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей

Принципы работы кружка:
При составлении программы использованы принципы:
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;
деятельный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
поэтапность обучения предполагает соблюдение принципа «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей; принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Направление программы:
Для работы данного кружка необходимы особые условия подготовки материала и оформление газет будет осуществляться накануне праздников, накануне предметных месячников. Состав редакционной коллегии, т. е. группы учащихся, работающих над созданием тех или иных газет и бюллетеней, будет непостоянен. Группы будут формироваться из числа учащихся, из членов редколлегии 6-8 классов, это будут ребята, умеющие рисовать и оформлять подобные работы.
Программа рассчитана на 68 часов в год(2 часа в неделю)
Цель данного кружка – просветительная деятельность учащихся через выпуск школьных стенгазет и бюллетеней, чтобы каждый приходящий в школу ученик, учитель, родители, гости могли ознакомиться с жизнью школы.
Задачи:
Обучающие:
1. Получение знаний и умений по созданию стенгазет.
2. Освоение учащимися знаний, умений и навыков информационно-творческих технологий.
Развивающие:
1. Развить творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;
2. Развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Воспитательные:
1. Создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда
востребованными являются соответствующие коммуникативные умения.
2. Формирование активной жизненной позиции.
3. Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
4. Формирование эстетических навыков.
Практико-деятельностные:
1. Развивать навыки самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества, работы в группе.
2. Формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Данная программа направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций:
коммуникативных (способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе),
познавательных (знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, умение отличать факты от домыслов),информационных (самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, преобразование, сохранение и её передача).
Практическим выходом реализации программы является выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
Формы работы:
групповые, индивидуальные консультации;
лекции; деловые игры; составление плана будущей газеты;
выпуск газеты; сбор и обработка информации;
написание текстов.
Методы и приёмы:
словесные;
наглядные;
игровой;
анализ, обобщение, систематизация материалов;
практические (создание, издание и распространение школьной газеты); проблемный;
диалоговый.
Программа реализуется при наличии:
1) дидактического материала (наглядного, методического, специальной литературы, игр);
2) материально-технического обеспечения (компьютера, ватманов, красок, карандашей и т. д.).
Условия реализации:
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой.
Ожидаемый результат: воспитанники должны
- уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать стенгазеты;
- освоить первоначальные навыки обращения с доступным средствами;
- быть ориентированными на творческий подход в любом виде художественной деятельности;
Время работы кружка: 2 часа в неделю
понедельник с 15:00 до 17:00 ч.
Список учащихся, посещающих кружок «ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА»

№ п/пФИО учащихся Класс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
№ Тема занятия Содержание Часы Форма занятия
теория практика 1 Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. 1 1 Беседа
2 Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты. 1 1 Лекция, практикум
3 День семейного общения Сбор фотографий, сочинений «Один день из жизни моей семьи», выпуск стенгазеты 1 1 Лекция, практикум
4 Подготовка газеты к празднику «День Учителя» Сбор материала для выпуска газеты, поздравления, интересные истории. 1 3 Беседа, практикум
5 Выпуск санитарного бюллетеня «За здоровый образ жизни!». Материалы о вредных привычках. Подведение итогов Дня Здоровья. 2 2 Информационный материал, практикум
6 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. Сбор информации о мероприятиях в каникулярное время, выпуск стенгазеты 1 1 Информационный материал, практикум
7 Оформление газеты-молнии «За учёбу!», итоги за 1 четверть. Подведение итогов 1 четверти: учебная, творческая, спортивная жизнь школы. 1 1 Информационный материал, практикум
8 Итоги предметных олимпиад в школе Подведение итогов предметных олимпиад 1 1 Информационный материал, практикум
9 Особенности оформления газеты Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. 1 1 Лекция, практикум
10 Подготовка конкурсных стенгазет ко Дню Матери. Сбор материала для выпуска газеты, поздравления. 2 2 Информационный материал, практикум
11 Выпуск стенгазеты «Осень спортивная». Подведение итогов спортивных соревнований за осенний период. 1 1 Информационный материал, практикум
12 Подготовка конкурсных стенгазет к Новому году. Сбор материала для выпуска газеты, поздравления, письма Деду Морозу. Подведение итогов конкурса за лучшее оформление класса. 1 3 Информационный материал, практикум
13 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. Сбор информации о мероприятиях в каникулярное время, выпуск стенгазеты 1 1 Информационный материал, практикум
14 Выпуск газеты-молнии «За учёбу!», итоги за 2 четверть. Подведение итогов 2 четверти: учебная, творческая, спортивная жизнь школы. 1 1 Информационный материал, практикум
15 Оформление стенгазеты «День рождение Ульяновской области!» Сбор материала для выпуска стенгазеты 1 1 Информационный материал, практикум
16 Сбор материалов для стенгазеты, посвящённой Всемирному дню студентов «Татьянин день». Сбор материала для выпуска газеты, поздравления. Из истории праздника. 2 Лекция, информационный материал
17 Оформление стенгазеты «Татьянин день». Рисование и доработка газеты. 2 Информационный материал, практикум
18 Сбор материала для стенгазеты, посвящённой Дню святого Валентина. Из истории праздника. Сбор материала для выпуска газеты. 2 Лекция, информационный материал
19 Выпуск стенгазеты ко Дню святого Валентина. Рисование и доработка газеты. 2 Информационный материал, практикум
20 Оформление праздничного панно «С Днём Защитника Отечества!». Сбор материала для выпуска газеты, поздравления. Из истории праздника. 1 1 Информационный материал, практикум
21 Завершение работы над панно «С Днём Защитника Отечества!». Доработка газеты. 2 Практикум
22 Оформление праздничной стенгазеты ко Дню 8 Марта. Сбор материала для выпуска газеты, поздравления. 1 1 Беседа, информационный материал, практикум
23 Завершение работы над стенгазетой ко Дню 8 марта. Рисование и доработка газеты. 2 Практикум
24 Выпуск экологического плаката «Помоги птицам». Охрана птиц. Выпуск газеты. 2 Беседа, информационный материал, практикум
25 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. Сбор информации о мероприятиях в каникулярное время, выпуск стенгазеты 1 1 Информационный материал, практикум
26 Выпуск газеты-молнии «За учёбу!», итоги за 3 четверть. Подведение итогов 3 четверти: учебная, творческая, спортивная жизнь школы 1 1 Информационный материал, практикум
27 Стенгазета «Давайте посмеёмся», посвящённая Дню смеха. Из истории «Дня смеха», выпуск газеты. 1 1 Информационный материал, практикум
28 Выпуск газеты ко Дню космонавтики. Из истории «Дня космонавтики», выпуск газеты 1 1 Лекция, практикум
29 Плакаты ко Дню Защиты Земли. Из истории «Дня Защиты Земли», выпуск газеты 2 Информационный материал, практикум
30 Оформление праздничного панно «Мир, труд, май!». Из истории праздника, выпуск газеты 1 3 Информационный материал, практикум
31 Выпуск праздничной стенгазеты, посвящённой Дню Победы. Из истории Дня Победы, выпуск газеты, поздравление ветеранов. 1 1 Лекция, информационный материал, практикум
32 Подготовка плакатов к празднику последнего звонка. Последний звонок. Сбор информации для выпуска газеты. 1 1 Беседа, информационный материал, практикум
33 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. Сбор информации о мероприятиях в каникулярное время, выпуск стенгазеты 1 1 Информационный материал, практикум
34 Выпуск газеты-молнии «За учёбу!», итоги за истекший учебный год в культурной жизни школы. Подведение итогов учебного года: учебная, творческая, спортивная жизнь школы 1 2 Информационный материал, практикум
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ п/пТематика занятий Количество часов Дата
1 Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка. 2 2 3 Обсуждение особенностей стенгазеты. Обсуждение и сбор материалов для будущей стенгазеты. 2 4 5 День семейного общения 2 6 7 Подготовка газеты к празднику «День Учителя» 4 8 9 10 11 Выпуск санитарного бюллетеня «За здоровый образ жизни!». 2 12 13 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. 2 14 15 Оформление газеты-молнии «За учёбу!», итоги за 1 четверть. 2 16 17 Итоги предметных олимпиад в школе 2 18 19 Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. 2 20 21 Подготовка конкурсных стенгазет ко Дню Матери. 4 22 23 24 25 Выпуск стенгазеты «Осень спортивная», подведение итогов спортивных соревнований за осенний период. 2 26 27 Подготовка конкурсных стенгазет к Новому году. 4 28 29 30 31 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. 2 32 33 Выпуск газеты-молнии «За учёбу!», итоги за 2 четверть. 2 34 35 Оформление стенгазеты «День рождение Ульяновской области!» 2 36 37 Сбор материалов для стенгазеты, посвящённой Всемирному дню студентов «Татьянин день». 2 38 39 Оформление стенгазеты «Татьянин день». 2 40 41 Сбор материала для стенгазеты, посвящённой Дню святого Валентина. 2 42 43 Выпуск стенгазеты ко Дню святого Валентина. 2 44 45 Оформление праздничного панно «С Днём Защитника Отечества!». 2 46 47 Завершение работы над панно «С Днём Защитника Отечества!». 2 48 49 Оформление праздничной стенгазеты ко Дню 8 Марта. 2 50 51 Завершение работы над стенгазетой ко Дню 8 марта. 2 52 53 Выпуск экологического плаката «Помоги птицам». 2 54 55 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. 2 56 57 Выпуск газеты-молнии «За учёбу!», итоги за 3 четверть. 2 58 59 Стенгазета «Давайте посмеёмся», посвящённая Дню смеха. 2 60 61 Выпуск газеты ко Дню космонавтики. 2 62 63 Плакаты ко Дню Защиты Земли. 2 64 65 Оформление праздничного панно «Мир, труд, май!». 4 66 67 68 69 Выпуск праздничной стенгазеты, посвящённой Дню Победы. 2 70 71 Подготовка плакатов к празднику последнего звонка. 2 72 73 Оформление газеты-молнии «Ура, каникулы!», мероприятия на каникулах. 2 74 75 Выпуск газеты-молнии «За учёбу!», итоги за истекший учебный год в культурной жизни школы. 2 76 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Практика административной работы в школе», №5 за 2008 г. – «ИФ «Сентябрь».
Л.Г.Барлас. Русский язык. Стилистика. – «Просвещение», М., 1978 г.
Л.В.Шустрова. Практическая стилистика русского языка. – «Берегиня», М., 1993 г.
В.П.Москвин. Стилистика русского языка. Приёмы и средства выразительной и образной речи. – «Учитель», Волгоград, 2000 г.
Т.А.Колганова. Сочинения различных жанров. – «Просвещение», М., 1997 г.
О детях, лете и газете, а также обо всем на свете. Использование средств коммуникации в работе детских летних учреждений. Научно-методический сборник в помощь организаторам летнего отдыха. / Под ред. С.Цымбаленко.-М.: ЮН-ПРЕСС, 1997. -196с.
Цветкова И.В. Школа социального успеха: Развитие воспитания в системе дополнительного образования. Методическое пособие для специалистов учреждений дополнительного образования. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -84с.
Ресурсы Интернета