Рабочая программа кружка «Школьная газета» для 3-4 классов


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Школьная газета» для 3-4 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения «Начальная школа» в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартам и предназначена для организации познавательной деятельности младших школьников.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Новизна рабочей программы кружка состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности младших школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературного чтения, риторики.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Особую значимость данный курс имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы: создание пространства для социальных практик младших школьников и приобщение их к общественно значимым делам

Задачи программы:
познакомить младших школьников с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
формировать умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
способствовать формированию коммуникативной компетентности в учебном сотрудничестве, создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
способствовать развитию творческих способностей учащихся;
развивать психофизиологические способности ребёнка: память, мышление, внимание, творческое воображение;
способствовать освоению ИКТ-средств как одного из основных инструментов учебной деятельности;
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 10-11 лет.
Программа предусматривает формирование навыков журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Формы проведения занятий:
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий
- игра;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет;
- встреча с журналистами;
- обсуждение материалов, написание отзывов и статей;
- выпуск стенных школьных газет;
- подготовка статей для публикации в газетах.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самоанализу и самооценке, быть ответственным, самостоятельным, творить и сотрудничать – этому способствуют активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работа, практическая деятельность.
Участие в творческой деятельности предполагает сотрудничество воспитанника с партнерами по группе, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На занятии школьники непосредственно взаимодействуют друг с другом, а воспитатель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ребенку.
Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры
Продолжительность занятий – 40-45 минут.
Контроль за усвоением знаний:
Контроль знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий и правил, выполнение детьми практических и самостоятельных работ. На занятиях учащиеся демонстрируют умения применять полученные знания в конкретной ситуации, действовать творчески. Оценка усвоения знаний учащихся осуществляется также при подготовке материалов и выпуске школьных газет.
Требования к знаниям и умениям:
Программа курса позволяет формировать у учащихся следующие познавательные учебные действия
самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные учебные действия
установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
 оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- основные цели и задачи средств массовой информации;
- иметь представление о профессии журналист;
- основные жанры журналистики;
- особенности основных компьютерных программ
должны уметь:
- строить устное и письменное сообщение;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- иметь навык работы на персональном компьютере;
-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
- готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.
Результатом деятельности школьников в рамках программы кружка станет выпуск школьной газеты с использованием ИКТ-технологий.
 


Календарно-тематическое планирование
по программе «Школьная газета»
4 классы на 2014-2015 учебный год


Тема занятия
Кол-часов
Дата
Содержание
Планируемые результаты
УУД

1
Вводное занятие. История российской газеты
1

План работы кружка. Первая российская газета «Ведомости» при Петре I. Влияние газеты на общественное мнение
Л. Эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.
Р. Выполнять учебные действия в устной и письменной
форме.
П. Устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев
произведений;
устанавливать аналогии.
К. Работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;


2
Профессия - журналист
1

Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом Зубаревой Т.П.


3
Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе
1

Факт – основной материал для работы журналиста


4
Жанр журналистики заметка
1

Разновидности материалов жанра- заметка информационного характера, заметка благодарность, заметка просьба, обращение.
Л. Эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия
при освоении нового художественного текста;

П. Устанавливать аналогии.

К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию

5
Практическая работа «Заметка о сегодняшнем дне»
1

Заметка информационного характера


6
Жанр журналистики репортаж
1

Репортаж представление о событии через восприятие журналиста


7
Практическая работа «Репортаж с урока»
1

Написание репортажа с любимого урока
Л. Ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполненных
действий как по ходу их выполнения, так и в результате
проведённой работы.

П. Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.

К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.

8
Жанр журналистики статья
1

Статьи аналитические, проблемные, обличительные


9
Практическая работа «Написание статьи»
1

Написание статьи о проблемах нашего класса


10
Жанр журналистики интервью
1

Вид интервью - диалог


11
Практическая работа «Интервью с учителем»
1

Работа над интервью


12
Жанры журналистики - фельетон
1

Острая злободневная критика
Л. Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

Р. Самостоятельно оценивать правильность выполненных
действий как по ходу их выполнения, так и в результате
проведённой работы;
планировать собственную читательскую деятельность.

П. Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские
периодические печатные издания;
К. Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

13
Практическая работа «Распознавание различных жанров журналистика»
1

Жанры журналистики заметка, статья, репортаж, интервью


14
Оформление газеты. Разные виды шрифтов
1

Знакомство с разными видами шрифтов


15-16
Работа на ПК. Программа MS WORD
2

Особенности программы MS WORD. Выбор шрифтов, оформление заголовка


17
Практическая работа «Текст, заголовок»
1

Упражнение в написании современным шрифтом


18
Иллюстрированное оформление газеты. Жанр журналистики - фоторепортаж
1

Роль фотографии в газете. Что такое «пейзаж», «композиция», «портрет»
. Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и детские
периодические печатные издания.
К. Корректно строить речь при решении коммуникативных
задач;
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы

19
Практическая работа «Фотографирование объектов»
1

Пейзаж, композиция, портрет


20-21
Практическая работа «Фоторепортаж»
2

Работа над фоторепортажем


22-23
Работа на ПК. Программа
MS POWER POINT.
2

Особенности работы в программе MS POWER POINT.


24
Практическая работа «Презентация»
1

Работа над составлением презентации
П. Строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта.
Работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

К. Владеть диалогической формой речи;

25-26
Работа на ПК. Программа
MS PUBLISHER
2

Особенности работы в программе MS PUBLISHER


27
Практическая работа «Праздничная открытка»
1

Работа над оформлением праздничной открытки в программе MS PUBLISHER


28-29
Практическая работа «Выпуск праздничной газеты ко Дню Победы»
2

Работа над выпуском газеты


30-31
Практическая работа «Афиша для школьного спектакля»
2

Работа над выпуском газеты


32-34
Практическая работа «Выпуск газеты к выпускному балу»
3

Работа над выпуском газеты




































Содержание образовательной программы

1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы кружка, с целями, задачами. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
2. Журналистика как профессия. Формирование представлений о профессии журналиста. Встреча с журналистом. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста.
3. Факт - как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту:
компетентность;
объективность;
соблюдение профессиональных этических норм;
глубокое знание в области литературы, философии и др.
владение литературным языком.
Формирование жанров журналистики:
4-5. Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
6-7. Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
8-9. Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
10-11. Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог.
12. Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.
13. Жанры журналистики заметка, статья, репортаж, статья.
14. Знакомство с оформительским делом. Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.
15-16. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD.
17. Практическая работа. Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления.
18. Иллюстрированное оформление газеты. Просмотр газет, анализ подобранных иллюстраций. Показать, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотреть и обсудить на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Роль фотографии в газете. Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж».
19. Практическая работа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.
20-21. Практическая работа. Фоторепортаж
22-23. Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT.
24. Практическая работа. Подготовка презентации. Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Просмотр проектов, их обсуждение.
25-26. Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER.
27. Оформление праздничной открытки в программе MS PUBLISHER.
28-29. Практическая работа. Написание заметок, поздравлений. Выпуск «Праздничной газеты».
30-31. Практическая работа. Выпуск афиши для школьного спектакля.
32-34. Практическая работа. Выпуск газеты, посвященной выпуску из начальной школы

Используемая литература для педагога
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
В.В. Бергаут, И.С. Чардин. Интернет: первые шаги. М., 2000
Основы современных компьютерных технологий: Уч.пособ./ Под ред. Проф. Хомоненко А.Д. СПб., 2002
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.




Используемая литература для детей
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992



Информационные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3ађ Заголовок 415