Урок литературы для 7 класса «Стихотворение М. Ю. Лермонтов «Тучи». Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника по Родине»


Родниковский УВК «общеобразовательная школа I-III ступеней – гимназия»
Симферопольского района АР Крым

Урок литературы
в 7 классе
Стихотворение «Тучи».
Чувство одиночества, тоска поэта-изгнанника по родине.

Учитель русского языка и литературы,
старший учитель,
учитель-методист,
заслуженный учитель АРК
Бондарчук А.В.
Цель: расширить знания учащихся о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова;
проникнуть в мир лирического героя – одинокого, вместившего в себя
печаль изгнанника;
воспитывать интерес учащихся к жизни и творчеству русского поэта;
формировать навыки выразительного чтения лирического
стихотворения и его анализа.
Оборудование: портрет М.Лермонтова, его близких;
текст стихотворения «Тучи»(на большом плакате,
прикрепленном на доске);
выставка «Дом-музей Лермонтова в Тарханах»;
раздаточный материал с цитатами из стихотворений
М.Лермонтова «Утес», « Парус»;
запись музыки романсов А.Рубинштейна и Г.Свиридова;
учебники, рабочие тетради

Эпиграф к уроку
Живое все всегда вдвоем,
Лишь я на свете одинок.
Сон Кан
Ход урока
I Оргмомент II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель под музыку Г.Свиридова читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сосна».
Вопросы к учащимся:
Назовите, пожалуйста, имя автора;
Что вам известно о поэте?;
Вспомните, как называются стихотворения, цитаты из которых лежат перед вами
( «Утес», «Парус»);
Чем они волнуют нас? Какая тема объединяет эти стихотворения со стихотворением «Сосна»? ( Тема одиночества);
Как вы понимаете значение слова «тоска»?;
Существует ли связь между мотивами этих стихотворений и судьбой поэта?
( Трагическое одиночество на протяжении всей жизни М.Лермонтова)

III Сообщение темы и цели урока

IV Работа по теме урока
Слово учителя.
Мотив трагического одиночества прошел через все творчество М.Ю.Лермонтова, поэта, с творчеством которого вы начали знакомиться еще в младших классах. Сегодня вы узнаете о поэте много нового. Услышите его стихотворение, написанное незадолго до смерти, подумаете о том, какая связь существует между лермонтовскими словами и эпиграфом – словами корейского поэта.
Лермонтов был чрезвычайно одаренным человеком: играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Он видел мир не так, как другие – он видел его в красках, ощущал его звуки. В этом Лермонтову- поэту помогал его глаз художника. Он писал красками с натуры, делал карандашные наброски. Поэт владел языками: французским, английским, читал по-латыни и, живя на Кавказе, изучил «татарский», т. е. азербайджанский язык; он помнил наизусть тысячи строк из произведений больших и малых поэтов. Во многом это заслуга его бабушки, Е.А.Арсеньевой, которая способствовала всестороннему развитию любимого внука и старалась дать Лермонтову прекрасное образование. Из Пензенской губернии Бабушка перевезла маленького Лермонтова в Москву и определила в пансион при Московском университете. Елизавета Алексеевна мечтала выучить Михаила в Московском университете, но судьба распорядилась иначе.
Учащиеся кратко рассказывают об учебе М.Лермонтова в Московском университете, о дуэли с де Барантом.
- Что произойдет с Лермонтовым после пансиона? Отчего ему
«посоветуют» уйти из университета? На экзамене по изящной словесности
профессор Победоносцев задаст Лермонтову какой-то вопрос, и тот начнет
бойко отвечать. Однако будет остановлен: « Я вам этого не читал; я
желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда
вы могли почерпнуть эти знания?» «Это правда, господин профессор,
того, что я сейчас говорю, вы нам не читали.. Это слишком ново и до вас
еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной домашней
библиотеки, снабженной всем современным..» - ответил студент.
- Подобный ответ будет дан и преподавателю Гастеву, читавшему
геральдику и нумизматику. Весной 1832 года Лермонтов оставляет
Московский университет. В год его поступления занятия неожиданно были
прерваны: осенью 1830 года в Москве разразилась холера. Занятия в
университете возобновились в середине 1831года. Половина учебного
года пропала. Весенних экзаменов не было, и всех студентов оставили на прежних курсах.
- Что произошло весной 1832 года, неизвестно. Видимо,
администрация университета была наслышана о дерзком студенте. Кроме
того, Лермонтов, увлеченный творчеством, не явился на весенние
экзамены. Он решил перейти в Петербургский университет, однако там
ему не зачли курса, прослушанного в Московском университете. Он
поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» в николаевском закрытом учебном заведении. В 1835 году по окончании школы он был выпущен в лейб-гвардии гусарский полк.
- В январе 1837 года все были поражены внезапным слухом о смерти Пушкина. Лермонтов не был лично знаком с великим поэтом, но знал и любил его творчество. Он пишет стихотворение из шестнадцати строк, которые были восприняты властями как призыв к бунту. 18 февраля 1837 года Лермонтов был арестован. В марте, переведенный из гвардии в Нижегородский полк, он выехал из Петербурга на Кавказ. В первую ссылку. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева хлопотала за своего опального внука, ссылка была сокращена, и «прощенный» поэт вернулся в Петербург. Три с половиной года его литературной славы. На Лермонтова смотрели теперь как на поэтического наследника и защитника Пушкина.
Ученик знакомит с историей создания стихотворения «Тучи»
В марте 1840г Лермонтова высылают на Кавказ. Перед отъездом друзья и близкие собрались на квартире Карамзиных, чтобы проститься с Лермонтовым. Растроганный вниманием к себе и непритворной любовью поэт, глядя на тучи, которые ползли над Летним Садом и Невою, написал стихотворение. Несколько гостей окружили его и просили прочесть написанное. Он окинул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел стихотворение
4. Выразительное чтение учителем стихотворения «Тучи»
Метод « Мозговой штурм»
* Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
* Какое настроение овладело вами?
*Какую картину вы представили себе во время чтения? Давайте попробуем нарисовать словами.

Один ученик в это время рисует на доске
Повторное чтение учащимися.
Дирижирование чтением:
1 строфу читает один ученик,
2 строфу по одному вопросу читают 6 учеников
3 строфу читают 8 учеников.
6.Анализ стихотворения.
- Сколько частей можно выделить в стихотворении?
(Три: 1. Обращение пота к тучам
2. Вопросы поэта
3. Ответы поэта)
Комментирование учеником выполненного на доске рисунка ( бескрайнее голубое небо, по нему плывут белые красивые облака)
Учитель.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на рисунок. Совпадает ли картина, возникшая в вашем воображении во время чтения стихотворения, с тем, что нарисовал ваш одноклассник? Что же грустное можно увидеть в этом рисунке?
Ученики говорят о том, что, на первый взгляд, простой рисунок, таит в себе глубокий философский смысл, почерпнутый из содержания стихотворения.
М.Лермонтов в последний вечер перед отъездом смотрел на вечно бегущие тучи с тоской, они казались ему такими же, как он, изгнанниками, покидающими «милый север» ради чужой южной стороны

- Композиционный анализ стихотворения «Тучи»
Анализ 1 строфы
* Каким именем называет поэт тучи и почему именно так обращается к ним?
( «Тучки небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к одному из явлений стихии – бездомным «странникам» - тучам) * Как называется это художественное средство? ( Сравнение)
* Почему тучи, а не какой-то другой образ занимают поэта в момент создания им стихотворения ? ( Тучи свободно плывут по небу, а поэта силой отправляют на Кавказ)
* Что общего у себя с тучами находит поэт? ( «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»)
* С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся « степью лазурною» ( Эпитеты, метафоры)
*Чувствуется ли связь этого образа с настроением самого автора? Какой эпитет особо подчеркивает настроение гонимого автора?
( « С милого севера в сторону южную»)

Анализ 2 строфы
* К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы?
( Риторические)

Комментарии учителя
М.Лермонтов обращается к тучам с вопросами, думая о своей судьбе. Почему она такова? Жертва ли он тайной зависти недоброжелателей и их открытой злобы? Или его оклеветали мнимые друзья? Или он совершил какое-нибудь преступление? Вопросы короткие, но многозначительные. Их нельзя прочитать быстро. Каждый из вопросов отделен от другого паузой и невольно заставляет читателя задуматься. Каждое слово точно выражает тревожную печаль поэта. Ни одно из них нельзя прочитать скороговоркой, почти все они произносятся с равной силой и попадают под ударение. Поэт не говорит о своей судьбе, мы только догадываемся о ней. От этого стихотворение делается глубже, вызывает больше раздумий.
Обратите внимание: в этой строфе Лермонтов называет причины возможного гонения человека, а не того, что гонит тучи. Что может лирического героя вынудить покинуть милый край? Среди причин, кроме « судьбы решения», Лермонтов называет все то, что исходит от самого человека: зависть, сплетни, злоба, преступления и самое страшное – «друзей клевета ядовитая». Как же должен быть одинок такой человек! На кого ему надеяться? Поэт уходит от ответа. И в заключительной строфе, как выдох отчаявшегося, звучит слово «нет».

Анализ 3 строфы
* Почему же тучки безостановочно несутся?
( Ни от кого не зависящие, ни с кем и ни с чем не связанные тучи в стихотворении Лермонтова абсолютно свободны)
*В этой строфе автор сравнивает себя с тучами или противопоставляет? ( Поэт начал стихотворение с уподобления себя «тучкам небесным», «изгнанникам» с « милого севера», а в последней строфе противопоставляет.)
* Как называется это художественное средство? ( Антитеза)
Комментарии учителя
В последней строфе поэт тоже пишет как будто бы только о тучах, об их вечной холодности и вечной свободе. Посмотрите, как выразительны строки последнего четверостишия и как интересно оно построено. Первая половина каждой строки как бы объясняет причину второй. Поэт говорит о тучах: « Чужды вам страсти», - и мы понимаем, что именно поэтому чужды и старадания. «Вечно холодные», - и мы чувствуем, что именно потому и свободные. Ведь холодность исключает возможность дружбы, горячей привязанности, теплоты, участия – всего того, что делает человека связанным с другими людьми, «несвободными». Далее поэт как будто делает вывод: «нет у вас родины», и мы понимаем, почему нет и не может быть изгнания. Все сказанное как будто относится к тучам. Но по контрасту возникает образ самого поэта, которому, напротив, не чужды ни страдания, ни страсти, у которого нет холода в душе, но нет и свободы. Однако, как бы ни сильна была его тоска, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания, потому, что нет родины.
* О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему
Тема – горечь поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска
9. Работа в группах.
Задание: выписать эпитеты, метафоры и сравнения из текста стихотворения.
После анализа выполненной учащимися работы приводятся примеры других художественных средств, использованных автором ( риторические вопросы, повторы, антитеза )

Комментарии учителя
Для наилучшего выражения переживаемых чувств и настроений поэт сумел найти соответствующие художественные средства. Сыновняя любовь к родине подсказала ему теплый эпитет « милый север». Гневное негодование против виновников своего изгнания вызвало у Лермонтова образ «клеветы ядовитой», перед которой не остановились враги, чтобы лишить поэта родины. Эпитет «ядовитая» как нельзя лучше характеризует низкую подлую роль этих людей в судьбе Лермонтова. Для противопоставления своей тяжелой участи ( участи верного сына родины, беззаветно любящего ее и беспредельно преданного ) судьбе бесстрастных, «холодных» тучек, не знающих никаких привязанностей, поэт прибегает к приему повтора: « чужды вам страсти и чужды страдания», «нет у вас родины, нет вам изгнания». За этими повторами мы чувствуем невысказанную в прямой форме пламенную любовь поэта к родине и невыразимую горечь страдания как результат изгнания в чуждую ему « сторону южную»
10. Определение размера стиха ( Дактиль)
V Подведение итогов работы.
Учитель. Чувство личной несвободы, чувство гонимого и одинокого человека особо звучит в финале стихотворения. Это стихотворение переложили на музыку около 40 композиторов. Мы прослушаем романсы А.Рубинштейна и Г. Свиридова.
Прослушивание романсов
Метод «Мозговой штурм»
- Чья музыка вам больше понравилась?
- Кто из композиторов более тонко передал мотив одиночества?
- Обратимся к эпиграфу. Как он помогает понять основную
мысль стихотворения?
Заключительное слово учителя
Мысль о трагическом одиночестве пройдет через все творчество М.Лермонтова:
Когда душе моей
Сойдет успокоенье
С высоких, после гроз,
Немеркнущих небес,
Когда душе моей,
Внушая поклоненье,
Идут стада дремать
Под ивовый навес,
Когда душе моей
Земная веет святость,
И полная река
Несет небесный свет,
Мне грустно оттого,
Что знаю эту радость
Лишь только я один:
Друзей со мною нет.