Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме Образ главного героя в романтической поэме М.Ю. Лермонтова Мцыри.


Презентация к уроку учителя русского языка и литературы МКОУ «ООШ №12» Свистуновой Натальи Анатольевны Образ главного героя в романтической поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма М. Ю. Лермонтова  «Мцыри» относится к раннему  романтическому периоду творчества  История создания Путешествуя в 1837 году по Военно - Грузинской дороге, М.Ю.Лермонтов встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак». Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, «юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти. События  в поэме «Мцыри" происходят на Кавказе. Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Действие поэмы разворачивается на фоне «синих кавказских гор», а главным героем является мальчик-послушник. Кавказ – край свободных, гордых людей, которых никто в истории человечества так и не смог покорить. Горцы всегда жили и живут чувствами, страстями, не ищут покой и безмятежность. Тема произведения: изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Идея лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетние заключение в стенах монастыря, где человек не живёт полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре
Композиция поэмы Экспозиция (1-2 главы); Завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);   Развитие действия (3-16 главы - подъем, 19-23 главы - спад);  Кульминация (17-18 главы - битва с барсом);  Развязка (24, 25 главы; 26 глава – завещание героя). Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность. Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину   Быть свободным – для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:       Про милых близких и  родных,       Про волю дикую степей,     Про лёгких, бешеных коней,      Про битвы чуждые меж скал…   В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв». Какие чувства испытывает юноша при встрече с девушкой? Эта встреча говорит о жажде любви, счастья, добра со стороны героя. Монашеский долг – отказ от любви. В душе Мцыри идет борьба эмоций. Чувства Мцыри овеяны печалью, тоской, он понимает, что все его мечты недостижимы.
В поединке с барсом Мцыри чувствует полное слияние с природой, презрение к смерти, он ведет честную и открытую борьбу. Лермонтов любуется его мужеством, отвагой, решимостью. Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь. В чём смысл жизни{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} у монахов у МцыриИдеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастьяИспытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека Столкновение мировоззрений{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}с одной стороныс другой стороныСмирениеПассивностьБоязнь потрясений и бурьОтказ от земных радостейЖалкое упование на рай небесныйЖажда бури, тревог, битвы, борьбыТяга к свободе, к сильным и вольным людямГлубоко поэтическое восприятие природы и красотыСтремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства Почему гибнет Мцыри? Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, практику жизни. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша не смог бы.
Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя. У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить: «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил…» Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Я знал одной лишь думы власть, Одну, но пламенную страсть: Она, как червь, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревоги битв. Романтизм – литературное направление, получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке.  Для романтизма характерны следующие черты: Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т. д. ). Докажите, что поэма «Мцыри» написана в духе романтизма. В центре поэмы – идея разлада мечты Мцыри (свобода) и той реальности (монастырь, тюрьма). Герой непохож на монахов, проводящих жизнь в молитвах, постах, служении богу. Он хочет жить полной жизнью с ее страстями, борьбой, радостью и печалями. Все это резко выделяет юношу из той среды, где он вынужден жить. Действие поэмы происходит на фоне богатой, мощной и свободной природы Кавказа, которая сродни герою. Отсюда возникает конфликт, контраст в произведении.
Каков смысл эпиграфа? Немного радостей пришлось испытать герою, и вот он должен умереть. Эпиграф подтверждает право человека на свободу.
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Источники интернетаhttps://yandex.ru/images/search?_=1449585000319&p=15&text=картинки%20поэма%20мцыри&noreask=1&lr=56 http://all-biography.ru/books/lermontov/mcyri/analiz- poemy#sub1http://infourok.ru/konspekt_uroka_literatury_mcyri_m.yu._lermontova_kak_romanticheskaya_poema._8_klass-145002.htmhttp://gigabaza.ru/doc/71632.htmlhttp://berezovka68.narod.ru/doc/glb/mciry.doc источник шаблона: Фокина Лидия Петровнаучитель начальных классовМКОУ «СОШ ст. Евсино»Искитимского районаНовосибирской областиСайт http://linda6035.ucoz.ru/