Тема: М.Ю. Лермонтов. Поэма Мцыри


Открытый урок по литературе в 9 классе
Тема: М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри"
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы ”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения;
Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений
Вид урока: нестандартный
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”, видеоролики, слайды, задания группам.
Ход урока
1. Организационный момент. Деление на группы
2. Мотивация:
– О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке?
Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.
– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.– Что старался передать художник в портрете поэта?
Уч-ся: художник старательно пытался передать выражение глаз поэта– Почему?
Уч-ся: Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.
3. Актуализация ранее изученного материала.
– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)– Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”)– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?
Уч-ся: Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение
4. Слово учителя:
Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей. Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» прочитана нами, сюжет её не сложен. Эту историю Лермонтов услышал на Кавказе. Именно она легла в основу поэмы, но есть значимая разница в финале. Давайте обратимся к произведению, чтобы её понять.
Рассказ ученицы: Действие поэмы происходит в Грузии. Возникновение замысла связано с путешествием поэта по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета. Там он встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре. Он долго не мог привыкнуть к монастырю, тосковал, пробовал убегать на родину. Последствием такой попытки была тяжелая болезнь, едва не убившая его. Он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах монастыря.
5. Сообщение темы урока, формулировка цели.
В своей исповеди перед смертью Мцыри скажет монаху:
«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил»
Главная цель нашего урока – ответить на вопрос: Что значит для Мцыри жить?
В чем смысл жизни для Мцыри?
И подумать, какова тема поэмы «Мцыри» и какова идея этой поэмы.
6.Подготовка к усвоению нового материала
1) Поэма называется Мцыри. Что означает это слово?
Мцыри – это … (см. сноску в учебнике)
- Какое значение больше подходит Мцыри?
- Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер? (т.е.человек любит свободу) – Каково значение слова “свобода”? – Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.7. Формирование знаний и умений.
Эвристическая беседа по прочитанной поэме:– Каким вы назовете главное настроение поэмы?– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?– Каким вы представляете себе главного героя?
Вывешивается портрет Мцыри
– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения? По жанру Мцыри – поэма.
Задание: Вспомните определение поэмы
Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).
Задание: В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
- К какому направлению вы отнесли бы поэму “Мцыри” и почему?
(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)Создание проблемной ситуации
- Как эпиграф связан с темой произведения?
Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:
И в час ночной, ужасный час.Когда гроза пугала вас,Когда, столпясь при алтаре,Вы ниц лежали на земле,Я убежал.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?
- Определите идею
Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.
Композиция поэмы
Прием « Эстафета»
- Как построена поэма? Какова композиция поэмы?
-Что такое монолог?
- Почему Лермонтов основной формой произведения избрал монолог?
-Какова главная мысль монолога?
Обсуждение в группе, затем лидер идет объяснять в другие группы – метод джигсоПравильный ответ:
-- Как построена поэма? Какова композиция поэмы?
(Вступление 2 главы, 24 гл. – лирический монолог, переполненный чувствами.) – Что такое монолог?
(Рассказ героя о самом себе, о своём духовном мире, мыслях, чувствах.) – Почему Лермонтов основной формой произведения избрал монолог?
( Это дало возможность проникнуть в глубь переживаний Мцыри, показать противоречие между силами его души и обстоятельствами.)
– Какова главная мысль монолога?
( «Ты хочешь знать, что делал я на воле? – Жил!»)- Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом?
(Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец)
– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?
Задание: Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе1 гр.– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.)2 гр.– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)3 гр.– Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
- Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Как вы думаете, почему повествование передано герою?
Ответ: В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху) видеоролик (чтение исповеди)
Лексическая работа
– Определите лексическое значение слова “исповедь”.
Слово “исповедь” имеет следующее значение:
1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;2. сообщение своих мыслей, взглядов.
– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?
8.Осознание и осмысление учебного материала:
– Когда формируется характер? – Что оказывает влияние на формирование характера?
(Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас)
– Каковы причины побега? (у него была мечта - вернуться на родину) – Какая черта характера двигала им? (Жажда свободы, воли) Помогают ли эти черты характера герою во время побега? ( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя). – Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его?
Какая черта характера им двигала? – Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? ( Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви). Видеоролик (чтение отрывка)
Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и составьте кластеры: «Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе» (пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей) Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.
Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
Все изобразительные средства в поэме направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе. – Итак, мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова «свобода» и «душа». Составьте синквейн с данными словами. (синквейн – пятистишие, где первая строка – основное слово(имя существительное), вторая строка – 2 определения к нему, третья строка – 3 глагола к нему, четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову, пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть ,обычно –одно слово) Свобода Характер Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет, поднимает Свет во мне рождает В человека меня превращает Жизнь Солнце Душа Человек Добрая, парящая Думающий, действующий Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает Свет Ваятель
Прием “Незаконченные предложения”
Закончите предложения, запишите их в тетрадь.
Для Мцыри жить – это значит:
Видеть не сумрачные стены монастыря, а…
Не томиться в душных кельях, а…
Не склоняться перед алтарём, а…
Не покой и послушание ради загробной жизни, а…
Заполните таблицу:
В чём смысл жизни
1) у монахов -2) у Мцыри
1) Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья
2) Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека.
Итог нашего урока – ответ на вопрос о смысле жизни Мцыри является - темой поэмы «Мцыри» или ее идеей.
Прочитайте определения и запишите в тетрадь.
Цифровой диктант
Согласны ли вы, что:
1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?Да – 1Нет - 0
2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.Да – 1Нет – 0
3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.Да – 1Нет – 0
– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.
9.Рефлексия:
В какой степени и чем был полезен для тебя урок?
Доволен ли ты тем, как прошел урок?
Какое задание урока понравилось тебе больше всего?
10.Организация домашнего задания:
Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.
Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
Отрывки из поэмы наизусть
11.Итоги урока, выставление оценок.