Конспект урока по химии Мир оксидов


Конспект открытого урока по химии в 8 классе
по теме «Оксиды»
Учитель: Рябушкина Наталья Александровна.
Цель урока: изучение понятия «оксиды» как класса бинарных сложных неорганических веществ на основе представлений о степенях окисления.
Задачи:
Образовательная: обобщение знаний о степенях окисления и способах их определения по формулам бинарных соединений, работа с химическим понятием «оксиды» как одного из классов сложных неорганических веществ, закрепление умения составлять формулы бинарных соединений и давать им названия.
Воспитательная: на основе изучения важнейших природных оксидов воспитание бережного отношения к экологии мегаполиса для формирования здорового образа жизни.
Развивающая: формирование общеучебных познавательных умений логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы на основе изучения нового материала.
Организация урока. Урок строится по принципу индивидуально-личностного обучения с использованием интернет - технологий, карточек индивидуальной работы.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие учащихся, положительный настрой на работу, определение отсутствующих.
Актуализация знаний.
Слайд № 1. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир удивительных веществ, окружающих нас повсеместно – это мир оксидов. Приближающаяся зима, все больше заставляет нас вспоминать о прошедшем лете.
Слайд № 2. Лежу на берегу, вокруг одни оксиды,
Куда не погляжу – прекраснейшие виды,
Песочек – пляж, вода морская,
А с моря бриз. Волна крутая.
И воздух… дышится легко,
Вода – парное молоко.
Забудешь беды и обиды…
А все же… где же здесь оксиды?!
Хотя бы три мне назовите
И дальше отдыхать идите!
(о каких оксидах идет речь в данном стихотворении?)
Учащиеся должны придти к выводу, что это вода Н2O, песок SiО2 и углекислый газ CO2 .
Давайте разберемся, какое значение в нашей жизни имеют эти соединения.
На данные вопросы нам помогут ответить учащиеся, которые подготовили мини-проекты по соответствующим темам. (учащиеся выступают со своими презентациями)
Объяснение нового материала. Что же общего в формулах представленных веществ? (Учащиеся говорят о том, что это бинарные соединения, о наличии кислорода и его степени окисления -2)
Слайд № 3. Все эти вещества относятся к классу соединений оксиды. Что же такое оксиды? (учащиеся записывают определение в тетради).
Слайд № 4. Первичное закрепление. Выполните задание.
Из приведенного перечня веществ выпишите только формулы оксидов и определите степени окисления элементов:
К2O, HNO3, CaO, СL2O7, KOH, H2SO4,P2O5, OF2, CaCO3, HF, HNO3, Al(OH)3, SO3.
Выпишите цифры, обозначающие положительные степени окисления.
Мы с вами получили число 12756, которое определяет диаметр нашей планеты. Ведь именно в недрах нашей Земли находится тот источник соединений оксидов – минералов и горных пород.
Многие минералы земной коры имеют тривиальные названия. Например: железная руда – это смесь двух оксидов – оксид железа (II) и оксид железа (III). Формула – FeO · Fe2O3.
Вспомните, как составляется формула по названию соединения.
Слайд №5. Правило. Названия оксидов состоят из двух слов: первое слово – "оксид" (почему?), второе – название образующего оксид элемента.
В скобках указывают значение степени окисления элемента, образующего оксид, если элемент может образовывать соединения с разными степенями окисления. Например, оксид серы(IV) SO2.
Слайд №6. Таблица тривиальных и научных названий оксидов.
Обобщение изученного материала Слайд № 7.
Задание: составьте формулы природных минералов по названиям.
Корунд – оксид алюминия
Жженая магнезия – оксид магния
Горный хрусталь – оксид кремния (IV)
Гематит – оксид железа (III)
Пиролюзит – оксид марганца (IV)
Закрепление материала. Слайд № 8.
Основными продуктами извержения вулканов являются вулканические газы, лава и пепел.
При извержении вулканов в 2010 году исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в состав лавы входили SiO2, P2O5, AL2O3, FeO, MnO, CaO, MgO, Na2O, K2O, TiO2, а вулканические газы содержали H2O, CH4, N2, CO2, CO, , HCL, NH3, HF, H2S, CL2 SO, SO3. Выпишите формулы оксидов и назовите эти соединения. (1 вариант – оксиды неметаллов, 2 вариант оксиды металлов).
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание §18 № 1,4 письменно, выучить определения, составить карточки задания по теме.
Оксиды
Оксиды – это соединения, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
Задание 1.
Из приведенного перечня веществ выпишите только формулы оксидов и определите степени окисления элементов:
К2O, HNO3, CaO, СL2O7, KOH, H2SO4,P2O5, OF2, CaCO3, HF, HNO3, Al(OH)3, SO3.
Выпишите цифры, обозначающие положительные степени окисления.
Названия оксидов состоят из двух слов:
первое слово – "оксид", второе – название образующего оксид элемента.
В скобках указывают значение степени окисления элемента, образующего оксид, если элемент может образовывать соединения с разными степенями окисления.
Задание 2.
Составьте формулы природных минералов по названиям.
Корунд – оксид алюминия
Жженая магнезия – оксид магния
Горный хрусталь – оксид кремния (IV)
Гематит – оксид железа (III)
Пиролюзит – оксид марганца (IV)
Задание 3.
Основными продуктами извержения вулканов являются вулканические газы, лава и пепел.
При извержении вулканов в 2010 году исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в состав лавы входили SiO2, P2O5, AL2O3, FeO, MnO, CaO, MgO, Na2O, K2O, TiO2, а вулканические газы содержали H2O, CH4, N2, CO2, CO, , HCL, NH3, HF, H2S, CL2 SO, SO3. Выпишите формулы оксидов и назовите эти соединения. (1 вариант – оксиды неметаллов, 2 вариант оксиды металлов).
Оксиды
(карточка для учащегося)
Оксиды – это соединения, состоящие из атомов двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
Задание 1.
Из приведенного перечня веществ выпишите только формулы оксидов и определите степени окисления элементов:
К2O, HNO3, CaO, СL2O7, KOH, H2SO4,P2O5, OF2, CaCO3, HF, HNO3, Al(OH)3, SO3.
Выпишите цифры, обозначающие положительные степени окисления.
Названия оксидов состоят из двух слов:
первое слово – "оксид", второе – название образующего оксид элемента.
В скобках указывают значение степени окисления элемента, образующего оксид, если элемент может образовывать соединения с разными степенями окисления.
Задание 2.
Составьте формулы природных минералов по названиям.
Корунд – оксид алюминия
Жженая магнезия – оксид магния
Горный хрусталь – оксид кремния (IV)
Гематит – оксид железа (III)
Пиролюзит – оксид марганца (IV)
Задание 3.
Основными продуктами извержения вулканов являются вулканические газы, лава и пепел.
При извержении вулканов в 2010 году исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль в состав лавы входили SiO2, P2O5, AL2O3, FeO, MnO, CaO, MgO, Na2O, K2O, TiO2, а вулканические газы содержали H2O, CH4, N2, CO2, CO, , HCL, NH3, HF, H2S, CL2 SO, SO3. Выпишите формулы оксидов и назовите эти соединения. (1 вариант – оксиды неметаллов, 2 вариант оксиды металлов).