ПОРЫВЫ ДУШИ И ЭТИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ В ИСТОРИИ НОЗДРЕВА (ПО ПОЭМЕ ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»).


Данилова С. Г. Н.рук., д.п. н., к.ф. н., профессор Царева Р.Ш.
ПОРЫВЫ ДУШИ И ЭТИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ В ИСТОРИИ НОЗДРЕВА (ПО ПОЭМЕ ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»).
Эстетическую модальность «Мертвых душ» ученые идентифицируют как сатирическую и не сводимую к насмешке должного над недолжным [Н.Д. Тамарченко, С.Н. Бройтман]. В гоголевском человеке происходит извечная борьба доброго и злого начал, питающая сатирическую поляризованность смеха писателя. [Б.И. Тюпа]. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме.
«Мертвые души» - это новая ступень в развитии типологического искусства Гоголя. Здесь происходит сложная игра этических антиномий, свойств в любом, даже в самом «примитивном» гоголевском характере. Помещик Ноздрев слывет «за хорошего товарища», но готов напакостить приятелю, да и характеристика Ноздрева как «исторического человека» находит свое подтверждение. И пакостит он не со зла, не с корыстью, а так, подчиняясь порывам души. Ноздрев бесшабашный кутила, «разбитной малый», лихач, но в игре - карточной или в шашки — расчетливый плут [Ю.В. Манн]. «Наблюдайте его во всех явлениях, где только автор встречается с ним, вы изумлены будете неистощимостью его оттенков, всегда новых, всегда поэтических, всегда истинных, всегда однородных при самых противоречащих по наружности действиях» [П.А.Плетнев]. Ноздрёв, на первый взгляд, - человек без этических идеалов. Гоголь, характеризуя Ноздрева, отмечает, что врать он имел обыкновение "без всякой нужды", т. е. не преследуя никаких практических целей, не извлекая для себя никаких выгод. Такому герою важно доказать само свое превосходство, творческую власть над действительным миром, важна возможность пересоздавать этот мир по собственному замыслу - пусть только в речи; поэтому он не врет в точном смысле слова, он скорее придумывает, говорит о том, чего по каким-то причинам в его жизни не произошло или чего в жизни просто не бывает, раз высказанное для него становится не менее реально, чем сама реальность. Для Ноздрева игра давно уже потеряла характер случайности, поединка с неизвестностью. Желание добиться победы в игре нарушением установленных законов настолько вошло в его кровь, что он обманом пытается выиграть у Чичикова даже в шашки. Ученые указывают, что мир Ноздрева, по сравнению с имениями других помещиков, гораздо более "центричен" и романтически противоречив. И дело здесь в особой "творческой манере" Ноздрева, которая парадоксальным образом совпадает во многом с манерой гоголевской. Сатирический эпизод с демонстрацией деревянного столбика и узенького рва только подтверждает эту мысль, поскольку ясно показывает то противоречие, в которое вступают объективно данная реальность и реальность, выстраиваемая в сознании героя, не знающая никаких ограничений.