Презентация. Методическое объединение учителей начальных классов. Тема №Пути профессиональной компетентности учителей начальных классов


Пути повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле.Аристотель. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников и всему новому учителя- ключевая особенность современной школы» Национальная образовательная стратегия- инициатива «Наша новая школа» Модернизация образованияФормирование новой модели школыКачественное повышение уровня профессионализма учителя (педагога) Компетенции Компетентность Профессиональная компетентность педагога Основные понятия:Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав. Краткость – сестра талантаКомпетенции – это требованияКомпетентность – это проявление этих требований Структура ключевых компетенций в образовании Учебные компетенции1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование Исследовательские компетенции:1. Получение и обработка информации.2. Обращение к различным источникам данных и их использование.3. Организация консультации с экспертом.4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности. Социально - личностные компетенции:1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.5. Понимать произведения искусства и литературы Коммуникативные компетенции1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках3. Выступать на публике.4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных Сотрудничество1. Принимать решения.2. Устанавливать и поддерживать контакты.3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами. 4. Вести переговоры. 5. Сотрудничать и работать в команде Организаторская деятельность:1. Организовывать свою работу2. Принимать ответственность.3.Овладевать инструментарием моделирования4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.5. Вступать в проект. Личностно-адаптивные компетенции. 1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.2. Придумывать новые решения.3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.4. Быть упорным и стойким перед трудностями.5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации В профессиональную компетентность педагога входят: предметная компетентность (знания в области специальности);надпредметная компетентность; профессиональная культура. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность; исследовательская компетентность; управленческая компетентность; коммуникативная компетентность; образовательная компетентность. Профессионализм педагога 5Гуманист 10Педагог. сотрудничество 8Исследователь 2Педагог по призванию 6Самодиагност 1стажер 7Творецноватор 9Осознанная индивидуальность 3От эрудита домастера 4Мастер- диагност 11Профессионалэксперт С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? 1 этапВыявление уровня профессиональной компетентности учителя - диагностирования, тестирование- определение путей совершенствования профессиональной компетентности 2 этапМеханизмы развития профессиональной компетентности педагога.План самообразованияСоздания творческих группПовышение квалификацииАктивное участие в педсоветах, семинарах, конференцияхУчастие в исследовательских работах, создание собственных публикацийРазработка системы стимулирования деятельности учителя Анализ деятельности учителя Обобщение опытаРазработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагоговСамоанализ деятельности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГАИнтерес и любовь к детямУвлеченность педагогической деятельностьюДисциплинированностьПсихолого-педагогическая зрелость и наблюдательностьПедагогический тактПедагогический оптимизмПедагогическое воображениеОрганизаторские способности Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя? Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки. Самообразование Осуществляется добровольноОсуществляется сознательно Планируется, управляется и контролируется самим человекомНеобходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков Направления самообразования Профессиональное (предмет преподавания)Психолого-педагогическое и психологическоеМетодическое ЭстетическоеВ области ИКТ –технологий В области охраны здоровьяПолитическое Языковое Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя Повышение качества преподавания предметаГотовность к педагогическому творчествуПрофессиональный и карьерный ростСоздание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставникаСоответствие учителя требованиям общества и государства Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение - это основные условия для формирования компетентности и авторитета педагога Учитель — всегда активная, творческая личность. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство детским коллективом обязывает учителя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог — образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на доступный для подражания образец. Каждый педагог знает, что жизнь в современном мире требует обрести способность перестраиваться, быть открытым по отношению к развивающейся ситуации. Для педагога, призванного живо реагировать на социальные изменения, защитная позиция, нежелание движения означают полное или частичное выпадение из профессионального поля, что лишает его уверенности и надежности. Обращение в сложных ситуациях к прошлому опыту продуктивно лишь с целью извлечения из него способов собственных достижений успеха. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность – прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию. ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ В школе имеется образовательно – технологическое пространство, направленное на развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы; Разработать систему мониторинга показателей уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов; Разработать программу саморазвития учителя, состоящую из 5 этапов:1 этап – самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, фиксация проблем и причин их возникновения.2 этап – формирование общей концепции « Я в будущем».3 этап – выбор стратегии саморазвития;4 этап – конкретизация ближайших целей;5 этап – составление плана действий по саморазвитию, когда основные задачи обрастают конкретными механизмами, методами и средствами реализации. «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». А. Дистервег