Урок литературы по ФГОС на тему Поэзия деревенского детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (5 класс)


Урок литературы в 5-А кл. № 39 (08.12.16).
Тема урока: Поэзия деревенского детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».
Цели урока:
познакомить обучающихся со стихами Н.А.Некрасова, раскрывающими тему детства, а также с репродукциями картин русских художников XIX века, созвучных теме;
формировать представление об историческом прошлом России;
показать особенности композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и её роли в реализации художественной идеи произведения;
выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении;
формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, работы с иллюстрациями, лексической работы;
воспитывать интерес к жизни и творчеству Н.А.Некрасова, формировать гуманистическое мировоззрение.
формировать у детей навык самоконтроля (оценить работу на уроке);
воспитывать эстетические чувства.
Задачи:
сопоставить средства и приемы раскрытия мира детства в поэзии и живописи (цветовые эпитеты, описание внешнего облика ребенка);
сопоставить строки стихотворения и фрагменты картин;
сопоставить отношение художников и поэта к героям произведений;
сделать выводы.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, репродукции картин.
Учебник: Коровина В.Я. Литература. 5 класс: учебник часть 1. – М.: Просвещение, 2014.
Эпиграф (на доске): Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано…
Н.А.Некрасов.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Вступительное слово учителя. Психологический настрой на урок.
Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Приём «Предвиденье» Игра «Собери слово»
Детство
Поиск и выделение необходимой информации (П).
Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П), изложение и аргументация мнения (К).
Извлечение информации из различных источников (К).
Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В их числе особое место занимают «Крестьянские дети». В начальной школе вы познакомились только с отрывком из этого стихотворения. Сегодня мы поговорим подробно о нем. Я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователя. Замечательная тайна заключена в этом стихотворении, разгадка которой возможна только при условии внимательного и комментированного чтения.
Формулировка проблемного вопроса:
Как в стихотворении «Крестьянские дети» Н.А. Некрасов раскрыл поэзию деревенского детства?
Формулируют тему и цели урока.
Метод «Мозговой штурм»
Формулируют проблемный вопрос.
Побуждение к деятельности (Л). Выдвижение гипотез и их обоснование (К).
Овладение навыками самоорганизации, целеполагания (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете? В конце урока мы вернемся к ним.
- Что помогает читателю лучше представить то, о чем пишет писатель?
Слушают.
Читают эпиграф.
Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами
Одновременно контролирует выполнение заданий. Приём «Ассоциативный куст».
Индивидуальная работа с иллюстрациями к произведению («Я исследователь») – 2 уч. Активизация мышления (П).
. «Открытие новых знаний»
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.
Беседа по вопросам
Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения, от лица которого ведется рассказ?
- Почему встречаются такие противоположные чувства, как злоба и любовь? Чтение отрывка из стихотворения
Побуждение к деятельности (Л). Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог).
Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К).
Самостоятельная работа с текстом, самопроверкой по эталону Работа в группах
1 – отношение автора-рассказчика к детям
2 – образ «мужичка-ноготка»
3 – поэзия крестьянского труда
4 – план стихотворения
5 – образы детей Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П).
Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К).
Физкультминутка.
Дети выполняют физические упражнения. Ответ на проблемный вопрос:
Как в стихотворении «Крестьянские дети» Н.А. Некрасов раскрыл поэзию деревенского детства?
- Раскрывая мир детства, автор показывает мечты и стремления детей, а также и мир взрослых, их труд, взаимоотношения детей и родителей. Автор заставляет нас вглядываться в чужое лицо внимательней, чем в свое, переживать как собственную чужую боль.
Формулировка значения эпиграфа.
Но завершить наше исследование хочется строчками из «Крестьянских детей»:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!.. Устные ответы Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П).
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Понравилось ли вам стихотворение Некрасова «Крестьянские дети»? Чем?
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?
- Удалось ли поэту это?
- А теперь давайте вернемся к словам, записанным на доске, и снова их прочитаем. А как теперь вы понимаете слова Н.А. Некрасова?
- Итак, какую цель мы с вами ставили в начале урока?
- Удалось ли нам ее достичь? Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.
Игра «Микрофон» Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).
V. Домашнее задание
- Выучите наизусть отрывок, сделайте рисунок к стихотворению Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам.