Презентация к уроку литературы в 5 классе Поэзия крестьянского детства. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова Крестьянские дети


Н. А. Некрасов «Поэзия» крестьянского детства Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Урок литературы в 5 классе Послушаем стихотворение «Крестьянские дети» С чего начинается стихотворение? Что стал делать рассказчик, когда увидел детей? Чем он развеселил детей? Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте выразительно… По ходу анализа стихотворения заполним таблицу Часть Содержание Рассказчик Слушатели 1 Встреча охотника с крестьянскими детьми 2 Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом 3 Обращение к крестьянским детям 4 Встреча охотника с крестьянскими детьми 1 отрывок Почему автор называет крестьянских детей милые плуты?Заполним таблицу… Почему рассказчик завидует крестьянским детям?Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»? Кого автор называет балованными детками? Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»? Отрывок 2 «Я делывал с ними грибные набеги...»…«Должно быть, за подвиги славы мы ждали». Что значит грибные набеги! Почему автор употребляет слово делывал!Какой у него смысловой оттенок? Отрывок 3 «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ...» Обратим внимание!!!Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Словарная работа Вологжанин — житель города Вологды. Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.Портной — мастер по шитью одежды Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.  Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися —  Начнет с Волочка, до Казани дойдет!» Какое значение имела проходящая через село дорогадля крестьянских ребятишек? Отрывок 4 «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали»  «.. .Бояться смиренной лошадки своей?» Чем закончился поход за грибами? Что делают дети, вернувшись домой? Отрывок 5 «Грибная пора отойти не успела...» «Живого в деревню тащат с торжеством...».  Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.  Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? Отрывок 6«— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» … «Ванюша в деревню въезжает царем...». Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлебОбъясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца.Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем» Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? Отрывок 7«Однако же зависть в дворянском дитяти...» «Зато ему рано знакомы труды...» Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»?С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор? Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует.Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему». Отрывок 8 «Однажды в студеную зимнюю пору...» «...В которых так много любви!» Что в этом отрывке для вас нового? Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр? Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?  Средства выразительности произведенияКак вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»Какой литературный прием использован в этих выражениях? Оксюморон - стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которого логически противопоставленыЛитота – художественное преуменьшениеМужичок с ноготок Найдите в тексте прием антитезы ...Те честные мысли, которым нет воли,Которым нет смерти — дави не дави,В которых так много и злобы и боли,В которых так много любви!Как вы думаете, что за мысли мучают автора? Отрывок 9 «Играйте же, дети! Растите на воле!» «Проводит вас в недра землицы родной!..» К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт? Как построено стихотворение? Композиция (лат.componere – складывать, строить) – построение произведения, соотношение, расположение его частей. Домашнее задание Выразительно прочитайте стихотворениеСоставьте план стихотворения в тетрадь Подведем итог урока Текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения?1—6-й отрывки - …7—8-й отрывки - … 9-й отрывок – … Играйте же, дети! Растите на воле!На то вам и красное детство дано,Чтоб вечно любить это скудное поле,Чтоб вечно вам милым казалось оно.Храните свое вековое наследство,Любите свой хлеб трудовой –И пусть обаянье поэзии детстваПроводит вас в недра землицы родной!..