Урок-пролог к поэме Н.В.Гоголя Мёртвые души


Урок-пролог к изучению поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души".
..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение.
В.Белинский
УЧИТЕЛЬ литературы: Вглядитесь в черты Гоголя на известном портрете Виталия Горяева. Не правда ли, какой тонкий, насквозь современный образ? Что таится в глубине этого полуопущенного, скошенного взгляда? Какая мысль вынашивается за этим ясным, но непроницаемым лбом? Чуть сгорбленная линия носа, продолженная вертикальной линией пера, и характер штриховки делят портрет на две части, словно подчеркивая двойственность художника, нерасторжимое сочетание в нем иронии и лирики, смеха и грусти.
И еще одно значение скрыто в изображении Гоголя у Виталия Горяева. Это призыв к нам, сегодняшним читателям, снова и снова задуматься над смыслом гоголевского творчества. И прежде всего – над "Мертвыми душами".
ЛИТЕРАТУРОВЕД: "Мертвые души" - центральное творение Гоголя, главная его книга. Ей он отдал около 17 лет жизни: начал писать ещё в 1835 году, а последние строки в поэму вносил уже в январе 1852 года. Это было в Москве, в доме Талызина на Никитском бульваре, в том доме, где граф А.П. Толстой отвел писателю небольшую квартирку и где сейчас расположен музей.
УЧИТЕЛЬ литературы: Но все это происходило потом, в последние годы жизни писателя, когда он работал над вторым томом своей поэмы. Мы же вернемся назад, к истокам гоголевского замысла.
"Мертвые души" - огромная тема. Мы с вами сегодня остановимся на некоторых вопросах: попробуем разобраться, какую роль играет в поэме мотив путешествия, что означает название "Мертвые Души" и какое место в произведении занимает образ автора? Ответы учащихся.
УЧАЩИЙСЯ-ГОГОЛЬ: Как известно, сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. "Пушкин находил, - вспоминал Гоголь, - что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров".
ЧТЕЦ: "Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда".
"Но потребуют, может быть, заключительного определения одной чертою: кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и
добродетелей, это видно. Кто же он?.. Хозяин, приобретатель, бизнесмен?
УЧИТЕЛЬ экономики: Ребята, вспомните из курса экономики: Кто же такой приобретатель (тот кто что-нибудь приобретает, покупает)? Кто такой бизнесмен?!!!
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Но насколько в "Мертвых душах" все сложнее, своеобразнее!
Конечно, как и всякий плут, Чичиков построил свой план обогащения на хитрости, обмане, авантюре. И все-таки это была необычная авантюра, или, как говорит Гоголь "странный сюжет".
Учитель истории: Что совершил Чичиков с точки зрения экономики? (сделку купли-продажи) В чём суть покупки мертвых душ? Зачем они нужны Чичикову? Почему он обращается именно к помещикам? Кто такие помещики?
Во времена описываемые Николаем Васильевичем Гоголем проводились ревизии населения. Так называемые, Ревизские сказки – документы именной переписи податного населения Российской Империи, охваченного ревизиями XVIII – середины XIX вв..
      Возникновение ревизских сказок, как особого вида исторических источников, непосредственно связано с реформой налогообложения, начатой в 1718 г., когда подворное налогообложение было заменено подушным, т.е. подати отныне стали взыматься с «души мужского пола». Проведение реформы потребовало организации подушного учёта населения. Осенью 1718 г. царским указом было велено собрать «сказки» о количестве душ в каждом населённом пункте. С этого момента берут начало ревизские сказки. Ревизские сказки, оформленные в виде книги или тетради, содержат сведения, позволяющие судить о численности населения, его географическому размещению, социальному и половозрастному составу, национальному и семейному состоянию, вопросам миграции населения.
      На протяжении XVIII – середины XIX в. было проведено 10 ревизий (с 1718 по 1858 гг.) представителями городской управы.
Так, 1-ая, 2-ая и 6-ая ревизии учитывали только «души мужского пола», остальные же — и мужского, и женского. Как правило, учёту подлежали все категории податного населения (а их, согласно списку, подготовленному по окончании 3-ей ревизии, насчитывалось более 100 наименований), традиционно объединяемые в более крупные группы крестьян (государственных, дворцовых и частновладельческих), посадских людей и купцов. Во всех без исключения ревизиях не участвовали дворяне, духовенство, отставные солдаты и драгуны, а также состав действующей армии и флота. Что же касается социальных групп, занимающих «промежуточное» положение между податными и привилегированными сословиями, то здесь государство пошло по пути постепенного освобождения их от подушной подати: так, с конца XVIII в. учёту не подвергаются купцы 1-ой гильдии, государственные чиновники и разночинцы. Единицей переписи была т.н. «ревизская душа», сохранявшая свою актуальность как налогоплательщик вплоть до следующей ревизии, несмотря на возможное изменение социального статуса, забор в рекруты или смерть (эта особенность ревизского учёта легла в основу сюжета повести Н. В. Гоголя «Мёртвые души»). К концу третьей ревизии был подготовлен список, включающий более 100 наименований категорий податного населения. Кроме того, следует учитывать, что ревизии проводились не на всей территории страны: как правило, в документах ревизского учёта не отражается население Польши, Закавказья и ясачных районов Сибири, только с 1781 г. система общегосударственных ревизий была распространена на Украину.
Только с седьмой ревизии (1815 г.) формуляр складывается окончательно: вводится новая, более простая форма структурирования данных, запись начинает вестись по семьям. С этого момента ревизская сказка содержит в себе: название (год, месяц, число подачи, губерния, уезд, село, владелец крепостного селения, если сказка дана по помещичьему селу), графу с номером семьи, цифры состава семьи «по последней ревизии», число и состав «выбывших» и «прибывших» лиц, временно отсутствовавших, и итоговые данные «ныне налицо». В заключение стоят подписи ответственных лиц. В сказку записывалась одна семья за другой, на левой половине листа — мужчины, на правой женщины.
      Отдельно следует рассмотреть вопрос о достоверности сведений, содержащихся в ревизских сказках и других материалах ревизского учёта населения. Вполне естественно, что государство стремилось максимально увеличить количество «душ», облагаемых налогом. Так же как и подлежащие учёту слои населения (или их владельцы, если речь идёт о помещичьих крестьянах) были заинтересованы в обратном (особенно это касалось раскольников, обязанных платить двойной налог). Как правило, серьёзные искажения могут содержаться в информации о численности населения, учитываемого только для счёта (например, женского населения) и не обязанного платить налог. В учёте данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непоследовательно и небрежно. Таким образом, анализ ревизских сказок позволяет почерпнуть необходимую информацию для генеалогического исследования: имена, даты рождения и смерти, сведения о социальном статусе и семейном положении, а также ряд дополнительных сведений о предках.
Поме́щик — владелец поместьем в России в конце XV — начале XX веков.
Первоначально (в XVI — XVIII веках) так называли владельца имения, которое предоставлялось служилому человеку (дворянину) по обязательствам службы — военной (в основном) или государственной — на срок службы или пожизненно, в рамках поместной системы. Этим временным и договорным характером владения помещик отличался от вотчинника, владевшего землёй по наследственному праву.
В результате реформ Петра I, Анны Иоановны, Елизветы Петровны (В начале XVIII века, после установления подушной подати и рекрутской повинности, поместья, de facto, слились с вотчинами. Указ Петра I от 14 марта 1714 года («Указ о единонаследии») юридически оформил это слияние; оба вида земельной собственности были объединены под именем недвижимых имуществ. Отменив этот указ, императрица Анна Иоанновна, указом 17 марта 1731 года, подтвердила, тем не менее, соединение поместий и вотчин и установила для тех и других одинаковый порядок наследования. В 1746 году Елизавета Петровна запретила кому бы то ни было, кроме дворян, покупать крестьян и землю. Монопольное право на владение населёнными землями было законодательно закреплено в 1762 году в Манифесте о вольности дворянства.), помещиками стали называть владельцев земель, населённых и обрабатываемых крестьянами; в отличие от землевладельцев, — тех, которые владели землёй без крестьян. После освобождения крестьян в результате реформы, помещиками называли землевладельцев из потомственных дворян.
Основные земли помещиков находились в центральных губерниях Европейской России и на Украине; в Сибири помещиков практически не было. Имущественное положение помещиков было очень неоднородно. Основным показателем состоятельности помещиков в 1-й половине XIX века было душевладение. К мельчайшим относились владельцы 1—20 душ (среди них: неимущие — владельцы до 10 душ; малоимущие — владельцы 10—20 душ); мелкопоместные — владельцы от 21 до 100 душ; средние — владельцы от 101 до 500 душ; крупные — владельцы от 501 до 1000 душ; крупнейшие — имевшие более 1000 душ крепостных.
По данным 10-й ревизии (1859—1860 гг.), в России было 103,2 тыс. помещиков, владевших 10,7 млн. душ. Дворяне, имевшие не свыше 100 душ, составляли 41,6 % от всех помещиков и владели 3,2 % крепостных. Крупнейшие помещики (свыше 1000 душ), которых было только 3,8 %, имели в своей собственности 43,7 % всех помещичьих крестьян.
С отменой крепостного права основным показателем благосостояния помещиков стала их земельная собственность. В 1862 году помещики имели 87,2 млн. десятин земли, в 1877 — 73,1 млн. десятин, а в 1905 году — 53,2 млн. десятин. Хотя правительство всячески поддерживало дворянское землевладение, оно неуклонно уменьшалось.Значительное количество земли помещики сдавали в аренду. Уменьшалось число помещиков среди дворян: в 1877 году они составляли 56 %, в 1895 — 40 %, а в 1905 —30 % от всех дворянских семей. К 1905 году более чем по 50 тыс. десятин земли имели 155 крупнейших землевладельцев-помещиков; всего им принадлежало 16,1 млн. десятин земли (в целом по России, 30 тыс. семей помещиков владели 70 млн. десятин земли).
После Октябрьской революции 1917 года на основе Декрета о земле все земли помещиков были национализированы.
УЧИТЕЛЬ: Действительно, "странные герои", как говорил Гоголь. Писатель редко останавливался на изменении персонажей, в большинстве случаев он показывал их уже сформировавшимися. Но все-таки для одного-двух героев Гоголь сделал исключение.
Вот Плюшкин. Вначале - бережливый хозяин, трудолюбивый, разумный человек. А теперь - жалкий, смердящий старик, дрожащий над каждой тряпкой, каждым гвоздиком.
РЕДАКТОР ХУД. ОТДЕЛА: Для издания первого тома "Мертвых душ", вышедшего в 1842 году, Гоголь сам нарисовал обложку. "Похождения Чичикова" - это вынужденная прибавка, добавление цензора, испугавшегося необычного и страшного названия "Мертвые души". Гоголь скрепя сердце принял эту поправку, тем более, что слово "похождения" не противоречило мысли о путешествии героя. Но оно, конечно, не охватывало, содержания произведения, вернее представляла его односторонне: ведь тут не просто путешествие и не просто плутовство героя. И Гоголь пошел на хитрость: "Похождение Чичикова" он написал мелкими буквами, а первоначальное название, "Мертвые души", - крупно, броско, так что на эти слова мы прежде всего обращаем внимание.
Интересны сопровождающие название рисунки, выполненные в манере гротеска. Это цепь причудливых изображений, где человеческие черепа вплетены в орнамент, в котором возникают детали повседневной жизни, повседневного быта: дом с колодцем; свечи; бутылки в окружении рюмок, напоминающие об излюбленном времяпрепровождении, скажем, того же Ноздрева; большая рыба на блюде, вроде того осетра, которого "доехал" Собакевич; танцующие пары - как на балу у губернатора.
ПРИМЕЧАНИЕ. Здесь возможна защита эскизов обложки книги, придуманных учениками.
УЧИТЕЛЬ литературы:
Гоголь не завершил полностью своего замысла. Десять лет, прошедших со времени выхода первого тома, были отданы работе над вторым томом. Это был упорный, тяжкий, мучительный труд, завершившийся катастрофой. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, в состоянии тяжелого душевного кризиса, Гоголь сжег беловую рукопись второго тома. Произошло это здесь, в этом доме (дом на Суворовском Бульваре) на левой его половине, где стоял камин, в который Гоголь бросил связку рукописей.
"Самосожжение Гоголя" И.Репин
(Помолчим, рассмотрим репродукцию, подумаем)
Путешествие автора "об руку" с его "странными героями" осталось незавершенным, последнее слово автора - невысказанным.
Однако в нашем распоряжении первый том "Мертвых душ" - одна из глубочайших книг русской и мировой литературы.(Обратимся к эпиграфу урока)
Белинский писал: "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда невиданное произведение. "Мертвые души" требуют изучения".
Будем же с вами считать, ребята, что мы только начинаем увлекательное и бесконечное путешествие - путешествие к смыслу гениальной поэмы Гоголя!
Домашнее задание чтение 1-3 главы поэмы «Мёртвые души»