Конспект урока литературного чтения в 3 классе УМК «Начальная школа XXI века» Н.А. НЕКРАСОВ «Мужичок с ноготок» Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Тополинская средняя общеобразовательная школа "
Конспект урока литературного чтения
в 3 классе
УМК «Начальная школа XXI века»
Н.А. НЕКРАСОВ «Мужичок с ноготок»
Отрывок из стихотворения
«Крестьянские дети»
Макеева Виктория Львовна,
учитель начальных классов
2013
Данный урок литературного чтения построен на деятельностной основе, в нём отражены новые подходы к обучению младших школьников в соответствии с ФГОС НОО.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-диалог
ТЕМА: Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети».
Цель урока: решать задачи литературного образования и развития учащихся, формировать творческого читателя, способного воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу.
Планируемые результаты (целевые установки урока):
Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения, быть внимательными к авторскому слову, способными творить свой читательский мир, самостоятельно оценивать художественное произведение.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников;
познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, бесконфликтно дискутировать, передавать чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из произведения, высказывать стремления руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, расширять кругозор, проявлять желание читать и размышлять.
личностно ориентированные (педагогика сотрудничества)
проблемного, поискового обучения
диалогические
ИКТ
Формы организации деятельности учащихся на уроке:
фронтальный опрос;
работа в парах;
индивидуальный опрос
Методы обучения:
обучение средствами субъективизации;
анализ художественного текста в единстве содержания и формы;
частично-поисковый;
словесный;
наглядно-иллюстративный
Учебный материал:
учебник Л.А.Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс
тетрадь по литературному чтению (с заготовленными заданиями на листочках по теме урока)
г/з с отрывком из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" – "Мужичок с ноготок"
презентация к уроку.
выставка книг с произведениями Н.А.Некрасова
Ход урока
1. Орг. момент:
Учитель: Мир волшебный перед вами
Здесь за книжными листами,
Поздравляет нас звонок,
Начинается урок!
Прочитайте девиз нашего урока на доске: «То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай!» <слайд 1>
2. Формулирование учащимися темы и цели урока.

На экране первый слайд.
Портрет Н.А. Некрасова. <слайд 2>
-Ребята, сегодня я представлю вам удивительного человека, кто не знает его, с ним познакомится, а кто–то, может быть, знает кто это?
(Ответы детей)
-Да, ребята, это великий русский поэт Н. А. Некрасов.
- Какие цели для себя поставите на сегодняшнем уроке?
( Дети сами формулируют тему и цели урока)
-Я предлагаю такие цели <слайд 3>
3. Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.
(на доске появляется портрет поэта и годы жизни 1821 – 1878)
Прочитайте слова на доске, их сказал Некрасов. Как вы их понимаете?
Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано.
В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним. <слайд 4>
<слайд 5>
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети" <слайд 6> Обратите внимание на то, какая семья изображена на картине, как одеты дети.
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, выбрав удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. <слайд 7>
4. Работа с текстом произведения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок"
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.
Прослушивание г/записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок"
- Прослушайте г/запись. Приготовьтесь ответить на вопрос:
"Кого встретил Н.А.Некрасов?" <слайд 8>
-Какие впечатления после прочтения стихотворения?
-так кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)
- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?
Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)
- Откройте учебники на с.125 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.
Чтение вслух. Словарная работа. <слайд 9>
- Что значит «студёная пора»? (очень холодно)
- «хворост»(сухие сучья)
- Подумайте, что такое «полушубок»?
( Короткая, до колен, верхняя одежда на меху.)
-«миновал» (исполнился)
- «чинно» (степенно, важно)
- «мёртвая лошадь» (значит остановилась)
- «уздцы»( упряжь лошади)
- Что значит «вестимо»? Посмотрите сноску в учебнике? (конечно, разумеется)
Беседа по содержанию прочитанного текста.
- Как зовут мальчика? (Власом) Сколько ему лет? (шестой миновал)
- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах…
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу? (В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому.)
- Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? (в лесу)
- В какое время года произошла встреча? (зимой)
- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
Однажды, в студёную зимнюю пору,Я из лесу вышел, был сильный мороз. <слайд 10>
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? (с отцом пришёл в лес за дровами). Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым.
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик? (большая семья)
- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
Семья-то большая, да два человекаВсего мужиков-то: отец мой да я.
- Подумайте, почему мальчик так говорит? (Он понимает важность своей работы в семье.)
- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. ( Он идёт гордо, важно. Ему некогда разговаривать с Некрасовым. Ему нужно работать.)
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
- Прочитайте слова на доске: идёт, бредёт, шагает, шествует. <слайд 11>
Кто может совершать эти действия?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему? (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим.)- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном? (Не суетится, не резвится, не шалит.) Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.
Физ/мин. 1 мин <слайд 12>
- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом…
- Почему он так говорит? (Она остановилась. Мальчик кричит так, как кричат взрослые на лошадей, которые замедлили шаг.)- Как разговаривает Влас? (Грубо и коротко) Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"
- Почему он так разговаривает? ( Словами "парнище" Некрасов подчёркивает, что мальчик мал и ростом, и по годам. Поэтому он сердито и отвечает.)Чтение по ролям диалога мальчика с Некрасовым, исключая слова автора.
Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.
- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
Чтение сначала в парах, затем – вслух. <слайд 13>
- Здорово, парнище!- Ступай себе мимо!- Уж больно ты грозен, как я погляжу!- Откуда дровишки?- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.- А что у отца – то большая семья?- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.- Так вон оно что! А как звать тебя?- Власом- А кой тебе годик?- Шестой миновал.
Продолжение беседы по содержанию прочитанного текста.
- Как вы думаете, как относится автор к мальчику? (Он его любит, с уважением.)
- Почему так решили? (Он называет его ласково "мужичок", "малюточка")
- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?
Работа на листочках. Выполнение заданий к прочитанному произведению.
- Возьмите листочки, заранее приготовленные к нашему уроку и продолжим работу. (Приложение 1)Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.
Выразительное чтение стихотворения детьми. Кто лучше? Показать оценку.
6. Итог урока. 3мин
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"? (Влас - маленький труженик.)
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? (Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми.)
- Удалось ли ему это?
- Прочитайте слова, записанные на доске еще раз: <слайд 14>
Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано.
- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?
(В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!)
Оцените свою работу на уроке. Устную и письменную, коллективную, самостоятельную и в парах. Покажите своё настроение. (У каждого ученика есть смайлы настроения: смайлы разного цвета отражают настроение) Спасибо всем за урок!
Д/з  Выучить это стихотворение наизусть. Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз) Откройте дневники, запишем домашнее задание: с.125 наизусть <слайд 15>
На этом наш урок подошёл к концу.