Конспект урока литературного чтения на тему: Выразительность поэтического образа, созданного Н.Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети».


Тема: Выразительность поэтического образа, созданного Н.Некрасовым. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети».
Цели урока: познакомить с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова, обсудить различия между внешними и внутренними приметами взрослой жизни, формировать общеучебные умения и навыки, показать выразительность поэтического образа, созданного Н. А. Некрасовым, продолжить работу: по обогащению и пополнению словарного запаса учащихся, воспитывать интерес к предмету, культуру труда, трудолюбие.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть басни И. Крылова «Слон и Моська», проверка составленного по басням Крылова кроссвордов.
Знакомством с биографией Н.А.Некрасова.
Прочитайте слова на доске, их сказал Николай Алексеевич Некрасов. Как вы их понимаете? Это – эпиграф нашего урока. В конце урока мы ещё раз вернёмся к ним.
Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано.
Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.
Работа с репродукцией картины.
Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины великого русского художника Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети" (слайд).
Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.
Работа с отрывком из произведения Н.А.Некрасова "Крестьянские дети"
Некрасов сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть большая поэма, целиком посвящённая крестьянским детям. Она так и называется "Крестьянские дети". Когда вы будете учиться в старших классах, вы обязательно прочитаете это произведение полностью. А сейчас мы познакомимся с одним из отрывков.
а) Прослушивание записи. Н.А.Некрасов "Мужичок с ноготок" http://www.youtube.com- Прослушайте запись. Приготовьтесь ответить на вопросы:
- Кого встретил Н.А.Некрасов? (маленького мальчика)
- Что узнали об этом мальчике? Каким представили его себе?
Самостоятельное чтение стихотворения Н.А.Некрасова "Мужичок с ноготок" (вполголоса)
- Откройте учебники на с.89 и прочитайте самостоятельно вполголоса стихотворение. Приготовьтесь к чтению вслух.
б) Чтение вслух. Словарная работа.
Однажды в студёную зимнюю пору,Я из лесу вышел; был сильный мороз.
- Что значит "студёная пора"?
Гляжу, поднимается медленно в горуЛошадка, везущая хворосту воз.
- Прочитайте слова. Среди данных слов подберите объяснение слову "хворост"
На слайде: сухие сучья, ветви, деревья
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
Узда – часть конской сбруи, надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,В больших рукавицах … а сам с ноготок!
- Подумайте, что такое "полушубок"?
Полушубок – короткая, до колен, верхняя одежда на меху.
- Здорово, парнище! – "Ступай себе мимо!"- Уж больно ты грозен, как я погляжу!Откуда дровишки? – "Из лесу, вестимо,Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
- Что значит "вестимо"? Конечно, разумеется
(В лесу раздавался топор дровосека.)А что у отца-то большая семья?"Семья-то большая, да два человекаВсего мужиков-то: отец мой да я…"Так вон оно что! А как звать тебя? -"Власом",- А кой тебе годик? – "Шестой миновал…Ну, мёртвая!" – крикнул малюточка басом,Рванул под уздцы и быстрей зашагал…
Физкультминутка 
в) Групповая работа: анализ содержания стихотворения по вопросам.
- Как зовут мальчика? Сколько ему лет?
- Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание.
- Подумайте, почему вся одежда велика Власу?
- Где встретил автор мальчика?
- В какое время года произошла встреча?
- Найдите в тексте и прочитайте описание времени, когда происходят события.
- Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз?
- Что узнали о семье, в которой рос мальчик?
- Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье.
- Подумайте, почему мальчик так говорит?
- Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки.
- Прочитайте слова на слайде: идёт, бредёт, шагает, шествует. Кто может так передвигаться?
Идёт ребёнок, бредёт грибник, шагает солдат, шествует король…
- Некрасов Н.А. говорит, что мальчик шествует важно. Не идёт, не бредёт, не шагает. А шествует. Почему?
- Что значит, мальчик шествует в спокойствии чинном?  Посмотрите сноску в учебнике.
- Итак, мальчик подражает походке, речи взрослых, а как он обращается с животными?
- Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади.
- Почему он так говорит?
- Как разговаривает Влас? Найдите подтверждение своим словам в тексте.
- Почему он так разговаривает?
- Как вы думаете, как относится автор к мальчику?
- Почему так решили?
- Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"?
- Впишите в таблицу тропы, встречающиеся в отрывке из поэмы (каждой группе раздаётся карточка с таблицей, куда ребята заносят выбранные ими ответы)
Физкультминутка (для глаз)
г) Работа над выразительностью чтенияЧтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Прочитаем по ролям диалог Некрасова и мальчика.
- Прежде, чем начнём читать, я хотела бы ещё раз обратить ваше внимание на слова, которые говорит Влас. С какой интонацией их надо говорить? (важно, с гордостью)
Чтение сначала в парах, затем – вслух.
- Здорово, парнище!- Ступай себе мимо!- Уж больно ты грозен, как я погляжу!- Откуда дровишки?- Из лесу вестимо, отец слышишь рубит, а я отвожу.- А что у отца – то большая семья?- Семья-то большая, да два человека всего мужиков – то: отец мой да я.- Так вон оно что! А как звать тебя?- Власом- А кой тебе годик?- Шестой миновал.
Чтение стихотворения вместе с учителем с соблюдением пауз, логических ударений.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
6. Итог урока.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Почему стихотворение называется "Мужичок с ноготок"?
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?
- Удалось ли ему это?
- Вернёмся к словам Н.Некрасова, которые стали эпиграфом к нашему уроку (слайд):
Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано.
- Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова?
Заключительное слово учителя.
"Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей.
Народные умельцы вырезали его из дерева (слайд)
На своих картинах его изобразили В. Серов и А. Зиновьев (слайд)
Интересно представил образ мальчика О.Мартынюк при работе с деревом (слайд)
Мужичок с ноготок есть даже на ковре (слайд)
На этом наш урок подошёл к концу.
Оцените свою работу на уроке. Покажите своё настроение.
Спасибо всем за урок.