Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» — история создания поэмы


ТЕМА: Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Мертвые души» - история создания поэмы. ЦЕЛЬ: обучающая: дать понимание основных этапов жизненного и творческого пути писателя; раскрыть своеобразие его личности; раскрыть смысл названия произведения «Мертвые души» и своеобразие его жанра;
развивающая: развивать интеллектно-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; развивать увлеченность исследованием текста;
воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.
ТИП урока: введение в произведение
ХОД УРОКА
Эпиграф: «Книга, которой нельзя начитаться» (И.Андронников)
1. Орг. этап
2. Актуализация опорных знаний
Слово учителя: «Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований. Вы «открываете Гоголя».
Проверка домашнего задания (задание по группам)
Слово учителя: «А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как я подготовилась к уроку». Презентация № 1. «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя»
3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя: «Сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин. А.С.Пушкин рассказал историю о похождении авантюриста, который скупал умерших крестьян, чтобы заложить их в Опекунский совет и получить деньги».
Запись на доске: «Мертвые души»? «Мертвые души»! «Мертвые души»…
Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему? (обмен мнениями в парах)
4. Работа над темой урока
Слово учителя: «Считают, что выражение «мертвые души» существует со времен крепостного права, но исследователи опровергают эту мысль. Е. Смирнова-Чикина, проанализировав различные словарные статьи и Полное собрание законов Российской империи с 1649 года, делает вывод о том, что «это выражение не встречалось ни в правительственных актах, ни в указах, ни в других официальных документах, ни в художественной, ни в научной, ни в справочной литературе».
Физкультминутка
Ответ на проблемный вопрос: «Что значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?» (обмен мнениями в парах)
Вывод: «Мертвые души» - это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.
Ответ на вопрос: «Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?» (обмен мнениями в парах)
Вывод: «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в развитии, кто духовно обнищал и омертвел.
Со времени появления поэмы оно стало крылатым и употребляется в значении: 1) люди, фиктивно числящиеся где-либо; 2) люди, «мертвые духом».
Проблемный вопрос: «Почему все население России первой половины XIX века видится Гоголю «мертвыми душами»? (обмен мнениями в парах)
Слово учителя: «А теперь мы познакомимся с галереей помещиков». Презентация № 2. «Галерея помещиков»
Слово учителя: «Мертвые души» - социально-психологический роман; плутовской роман; поэма.
Литературоведческие задания (работа в парах с раздаточным материалом).
1) Определите общие черты обоих жанров.
2) Какие жанровые особенности романа и поэмы использовал Н.В.Гоголь?
3) Подумайте, почему писатель назвал свое произведение «поэма»?
Вывод: Гоголь создал новую жанровую модель, не разрушая общих канонов жанра, и новую модификацию героя-мошенника, героя-авантюриста.
5. Итог урока
6. Домашнее задание: подготовить тесты для проверки знания текста (индивидуальное задание); выписать из текста детали, характеризующие помещиков (индивидуальное задание); с. 360-366 читать; нарисовать герб помещика (по желанию).