Технологическая карта урока по биологии 7 класс по теме:«Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки


№ 17 от________ дата.
Тема урока «Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки».
Цели урока: выяснить характерные особенности отрядов таракановых, прямокрылых, уховерток, поденок; познакомить учащихся с разнообразием представителей отрядов, их ролью в природе и жизни человека. Продолжить формирование умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их, работать  с натуральными объектами.
Задачи:
Образовательная: раскрыть особенности строения насекомых связи со средой обитания; расширить знания об отрядов класса насекомых, их значение в природе и жизни человека; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.
Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.Познавательные УУД Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки
Межпредметные связи: история, география, экология.
Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Организация пространства: индивидуальная, групповая.
Технология проведения
Содержание деятельности учителяСодержание деятельности учащегося
Организационный этап Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Контроль знаний тест насекомые
Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Выполняют задание на этом этапе. Проверяют вместе с учителем и оценивают свою работу на этом этапе.
Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточные знания о животных Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя
Согласовать и зафиксировать цель, тему урока; организовать составление совместного плана действия Мотивация к учебной деятельности.
Чтение отрывка из произведения Чуковского
« Тараканище», « Муха Цекатуха». О каких животных пойдет речь? К какому отряду они относятся?
Тема урока Беседа
Построение проекта выхода из затруднения Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства Проговаривание темы урока, цели и задач урока
Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа
Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания» Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Особенности строения, образа жизни представителей отряда таракановых. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Таракановые» материалами Интернет по вопросам: какие черты строения позволили таракановым приспособиться к жизни в жилище человека? Как доказать, что развитие таракановых без превращения служит приспособлением к обитанию в жилищечеловека?)Особенности строения, образа жизни представителей отряда прямокрылых. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Прямокрылые» и материалами Интернет ресурсами по заданиям: назвать представителей отряда прямокрылых; объяснить происхождение названия отряда; назвать особенности строения и образа жизни саранчи, которые послужили поводом для присвоения ей прозвища «казнь египетская».)
Особенности строения и образа жизни уховерток. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Уховертки» по вопросам: каковы особенности строения и образа жизни уховерток? Как размножаются уховертки? Каково значение уховерток в природе?)Особенности строения и образа жизни поденок. (Самостоятельная работа учащихся со статьей «Поденки» по вопросам: какую особенность образа жизни отражает название отряда поденок? Почему продолжительность жизни взрослых насекомых отряда поденок так коротка? В чем особенность образа жизни поденок?)Группы предоставляют отчеты по своим темам. И заполняют таблицу
Отряд представитель Особенности строения Значение в природе и жизни человека




Рефлексия учебной деятельности на уроке Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Что интересного вы узнали?
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.16 пересказ, пов п.15 сообщение: Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Приложение к уроку № 17
Отряд представитель Особенности строения Значение в природе и жизни человека