Презентация из опыта работы Формирование самооценки у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО


Формирование самооценки младших школьников в условиях реализации ФГОС НООПодготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7» Яценко Е.В.г. Слюдянка 2016 г. В концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром. требуют от учителя внести изменения в систему оценки, которая должна стать не только средством и регулятором процесса обучения, но и самостоятельным элементом повышения эффективности обучения. Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочный процесс. Только при таком подходе приобретаются навыки и привычка самооценке и взаимооценке.Особенности ФГОС Это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, качества своей деятельности.Задача же школы – обучить оценивать себя и других людей, так как это необходимо на протяжении всей жизни. С самооценкой связан уровень уважения себе, к людям. Стремления и притязания человека. Это степень самозащиты личности.Что же такое «самооценка» ? Цель:Создание условий для формирования самооценки младших школьников. Основные задачи учителя : Развивать у обучающихся умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять свои ошибки.Мотивировать обучающихся на успех, избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием.Создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека.Но наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует процесс, зависит развитие и формирование самооценки. Будет оно проходить активно или пассивно. И будет ли сформирована положительная, реалистичная самооценка. Знания о себе у детей одного и того же возраста различны.Уровня развития самооценки: 1. Высокий. Дети неплохо знают себя и свои возможности. Причины неудач относят за счёт собственных недостатков. 2. СРЕДНИЙ.Реальных оценок становится меньше. Знания о себе отражают мнение окружающих. Причины своих неудач видят в неблагоприятных обстоятельствах или в других людях. 3. НИЗКИЙ.Ребёнок оценивает себя неадекватно высоко ( низко ). Не понимает и не разделяет оценку окружающих. Прежде всего, мы должны обучить его алгоритму самооценки. (Д.Д.Данилов «Система оценки достижения планируемых результатов») Алгоритм вводится в 1 классе, когда через все предметы проходит обучение самооценке, дети начинают отвечать на вопросы после выполнения задания : 1. Какое было задание? - Вспоминаем цель работы, задачу. 2. Тебе удалось выполнить его? Удалось получить результат ( решение, ответ ) ?- Учимся сравнивать результат с целью, как цель соответствует результату.3. Задание выполнено верно или не совсем ?- Учимся находить и исправлять ошибки , право «проб и ошибок».4. Задание выполнил сам или с чьей-то помощью ?- Учим оценивать процесс.Как научить ребенка адекватно оценивал себя, свои результаты и при этом сохранить его психическое и физическое здоровье ?. 1 «Г» класс. В 1 классе я вводила только простые правила : 1-е правило – уметь различать оценку и отметку; 2-е правило – самооценка. Оценку определяют учитель и ученик сообща.- 3-е правило - одна учебная задача – одна оценка. Ученики привыкают оценивать каждую учебную задачу в отдельности. В своей работе я применяла различные формы оценивания: словесная, знаковая система, «линейка» («ступеньки») самооценки. При этом старалась поощрять любое продвижение ученика вперёд, принимала во внимание его усилия и старания. Давала советы: «Если тебе трудно, вернись к началу», «Если ты не достиг цели, попробуй еще раз».Доказано, что уровень самооценки влияет на успешность обучения особенно в младшем школьном возрасте. Целью моего практического исследования было изучить уровень самооценки детей в классе и её влияние на успешность учебной деятельности детей. С 1 класса я использовала оценочныелинейки, на которых ученик отмечает, насколько правильно выполнил задание. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 2-3 ( 4-5 во 2 классе )вертикальных линеечки. Вместе выбираем, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами подписываем их: К – красота, П - правильность, А – аккуратность и т.д. Ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена верно и красиво, или внизу, если неправильно. Во время проверки работы я соглашаюсь с поставленной ребёнком оценкой (обвожу кружком его крестик) или ставлю свой крестик выше или ниже. После самооценки ученика результат, сравнивала с его же прошлым результатом и тем самым показывала динамику его работы. «Светофор»Использовала для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям. В 1 классе я предлагала детям «зажигать цветные огоньки» в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» Нужно отметить, что этим приемом дети с удовольствием пользуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.Во 2 классе вместо «светофора» мы попробовали оценивать себя поднятие руки, что помогло выявить ряд трудностей. Дети стеснялись отвечать и показать своё незнание. «Говорящие рисунки»Охотно дети ставили себе оценки используя «смайлики».Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй «УЛЫБКУ».Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй лицо «СПОКОЙНОЕ».Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.                                                         Методы определения самооценки младших школьниковДля определения самооценки младших школьников я использовала методику "Лесенка”. (Дембо-Рубинштейна) "Какой Я?”. 1) методика «Лесенка»Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.Показываю ребенку лесенку и говорю, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Если ребенку трудно нарисовать человечка, рисуем 0,+,.Обработка результатов:1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженный);4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенный).Результаты обследования в 1 классе показали, что высокий уровень самооценки - 10 ч., средний – 5 ч., низкий – 3 ч. Методика, "Какой Я?” используется для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.Оценка результатов: ответы типа "да” оцениваются в 1 балл,ответы типа "нет” оцениваются в 0 балловответы типа "не знаю” или "иногда” оцениваются в 0,5 балла.Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности. 2) Методика «Какой Я ?» Да , нет, не знаю, иногда»ХорошийДобрыйУмныйАккуратныйПослушныйВнимательныйВежливыйУмелый (способный)ТрудолюбивыйЧестныйВыводы об уровне развития самооценки:10 баллов - очень высокий8-9 баллов - высокий4-7 баллов - средний2-3 балла - низкий1-0балл - очень низкийПроведя такое исследование в первом классе, выяснилось, что у большинства детей завышенная самооценка у 6 учеников, высокая самооценка у 5 детей, адекватная самооценка у 3 средний уровень и у 4 - заниженная самооценка. 3). « Какой Я» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Согласно возраста, самооценка младшего школьника обычно высокая. Дети этого возраста склонны неосознанно завышать её . И следует отметить, что ребёнок, отвечающий на все вопросы утвердительно, что он «вежливый», «всегда послушный”»,«всегда добрый”, можно предположить, что он недостаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке. Результаты обследования 1-2 класс. В младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия - способность наблюдать и оценивать. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, фиксировать изменения в себе самом. Ребёнок должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность исправить, изменить и добиться успеха. Это очень важно, т.к. у него возникает потребность в улучшении по собственной инициативе.Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию. Для установления обратной связи с ребёнком при обучении , на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых «слов-стимулов». Особенно это касается первоклассников , так как у них идёт период адаптации школе. Замечательно!Умница! Молодец !Удивил!Красивое оформление!Прекрасно!Здорово!Я горжусь тобой!Ты меня порадовал!Мне нравится , как ты работаешь!Всё отлично!Хорошо, благодарю тебя!Я рада, что пробовал это сделать.Очень рада за тебя!Я благодарю тебя за…У тебя всё получится.Попробуй, я верю в успех.Ты стал лучше работать на уроках (дома).Хвалю за настойчивость. Во 2 классе детям, при изучении одной темы предлагалось сами заполнить оценочный лист. Результаты вносятся в сводный «Листок достижений». Из которого видно, как усвоена тема классом в целом и отдельными учениками. Намечаю индивидуальную, групповую или коррекционную работу.Какой результат достигается этой работой? 1. Подвожу ученика к предстоящей деятельности с учётом достигнутых успехов. 2. Позволяю ученику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы. 3. Активизирую внутренний потенциал ученика. 4. Формирую навыки самоконтроля и самооценки. Оценочные листы. Сравнительный анализ результатов обследования 1 и 2 класса. Проводимая работа в 1 классе позволила подготовить обучающихся к адекватному, безболезненному восприятию отметочной системы, которая вводится в школе со второго полугодия 2 класса. В третьем классе планирую ввести правило на право отказа и право пересдачи, а также уровни успешности. Ученики научатся определять уровень задания и уровень успешности по определенным признакам, так как от этого зависит выставляемая отметка. При этом должна формироваться ответственность за свой выбор: ученик может попросить поставить полученную отметку или пересдать задание проверочной работы. Таким образом, они научатся определять тот уровень, на котором могут и хотят заниматься на данный момент. В 4-м классе обучающиеся будут вправе самостоятельно высчитывать свою итоговую отметку. Это позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в различных ситуациях и «боязни неуспеха». Возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения. Несмотря на то, что дети знакомы с оцениванием своих достижений, результаты видны не сразу. Тем не менее, некоторые промежуточные положительные результаты уже есть. Для меня очень важно вовремя заметить достижения ребенка, поддержать его, удивиться его успехам, тем самым, формируя положительную самооценку и помогая успешно развиваться, и расти как личности. Данная тема очень актуальна, но трудность заключается в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого обучающегося. В этом нам поможет система контроля и оценки, которая решает задачу развития у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности и формируется она, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности, особенно у детей младшего возраста. Самооценка не остается стабильной, она изменяется, и зависит от многих факторов ( успехов в учёбе, возрастных особенностей, от симпатий и антипатий, дружбы в коллективе). Портрет выпускника начальной школы:Любознательный, с интересомпознающий мирЛюбящий свой народ, свой край, свою Родину.Умеющий самостоятельно организовать своюдеятельностьВыполняющий правила здорового образа жизни, безопасного для себя и окружающихДоброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, умеющий высказыватьи обосновывать свое мнение.Уважающий ценности семьи и обществаГотовый действовать самостоятельно и отвечать за свои поступкиВладеющий основамиумения учиться                            Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе.- М.: УЧПЕДГИЗ, 1999 – 483с.Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания.- ЛГУ, 1999 – 286с.Андрущенко Т.Ю.,Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности. // Вопросы психологии ,2001 №3 – с 13Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитания.- М.: Прогресс, 1994 – 583с.Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1999. № 3. -С. 21—30.Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника//Вопросы психологии личности школьника.-М.: Просвещение, 1997 – с  18-25Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей- М.,2001 – 290с.Захарова А.В. Формирование самооценки в учебной деятельности // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника.- М, 2001 – 292с.Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1995., №4 – с.23-26Липкина А.И. Самооценка школьника-. М., 1999 – 382с.Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности- М., 1999 – 304с.Матюхина М.В. Психология младшего школьника. -М.: Просвещение, 2002 – 216с.Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1999 – 412с.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М.,1998 -631с.Фомина Л.Ю.Что влияет на формирование самооценки младших школьников//Нач.школа плюс до и после.,2003 –с 44Шибутани Т. Я-концепция как персонификация// Социальная психология. Пер. с англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1999.-С.193-212Список литературы: