Конспект урока по литературе на тему «М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина».


Урок литературы в 10 классе по теме
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Цели:
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.
Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.
Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».
Задачи:
проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;
развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
совершенствовать умения  доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
развивать интеллектуальные способности;
воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.
Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока.
Оргмомент. Тема урока. Целеполагание.
Вступительное слово учителя. У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.
Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора
М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. 
Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин).
Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.
- Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников)..
3.Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.
Доклад о жизни писателя(уч-ся)
Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.
1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок - Михаил Салтыков.
1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.
1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.
1845-47 -  участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».
1847- опубликована повесть " Противоречия ".
1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
1848-55 - жизнь в Вятке.
1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.
1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.
1858-1862 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.
1862 -  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".
1864 - вернулся на государственную службу.
1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.
1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.
1868 -  получил отставку и стал одним из редакторов, а после
смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).
1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.
1880 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.
1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».
1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.
1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.
В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».
Проблематика и поэтика сказок. Записи в тетрадях.
«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
5.Индивидуальные сообщения:
«Вяленая вобла»
«Премудрый пискарь» (трусость обывателя)
«Орел-меценат» (самодержавие и угнетенный народ)
«Медведь на воеводстве» (самодержавие и угнетенный народ)
«Пропала совесть»
Вывод: Образы, созданные писателем (вяленая вобла, премудрый пискарь, карась-идеалист, чижик и т.д.)- все это не звери, а уже «очеловеченные» животные, вершат суд и расправу, ведут научные диспуты, дрожат и проповедуют. Писатель высмеивает их приспособления, упования и надежды, их наивность. Особенно С-Щ высмеивал либералов, которые отказались от борьбы.
В сказках он показал, что любая уступка, любое примирение равносильны духовной гибели человеческого рода.
Хищники подлежат уничтожению!
Когда же проснется народ?
.
Проблематика сказок.
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Сатирические приёмы.
ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,
где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
гипербола — чрезмерное преувеличение
Чтение сказки «Дикий помещик» .Анализ.
6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).
Вопросы.
  1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»? 2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков? 3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?
5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?
6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?
7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?
8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?
10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?
ОТВЕТЫ.
1. Царскосельский лицей. 2. Кружка М. В. Петрашевского. 3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.4. «Вятский плен» — почти 8 лет (1848—1855).5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.
6. «Современник» и «Отечественные записки».
7. Пенкосниматели.
8. Смех сквозь негодование.
9.  «...литературу», «...литератора».
10. 32 сказки.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.
Викторина по сказкам. 
Назвать сказки, написанные С-Щедриным.
. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион): медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»). 
Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.)
 Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки).
 Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.)
 Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников.)
7. Подведение итогов. Выводы.
Рефлексия. Заключительное слово учителя.
8. Домашнее задание.
Прочитать сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».