Развитие речи «Сравнительный анализ двух картин»


УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс
Развитие речи «. Работа с картиной. Сравнительный анализ двух картин». 
Цель. Уметь отвечать на вопросы, анализировать название картины, сравнивать темы двух картин, слушать муз произведения. Формировать понимание содержательности названия живописного произведения. Умение работать в паре в группе.
Оборудование: репродукции Аркадий Александрович Рылов “Зелёный шум” и Клода Моне «Прогулка», карточки с вопросами.
Орг. Момент.
Актуализация знанийПродолжи предложение. (в парах)
Произведение живописи в красках называется ... (картина).
Картина, воспроизведённая типографским способом, называется ... (репродукция).
Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание, называется ... (иллюстрация).
Пейзажем называется изображение ... (природы, вида на картине, рисунке, а также описание природы в литературном произведении).
Художник, который пишет пейзажные картины, называется ... (пейзажист).
- Какая тема нашего урока? (Работа с картиной.)
Какую картину мы сегодня будем рассматривать?
Как называется художник, который изображает природу?
Что у нас находится в Музейном Доме? – Репродукции.
А в музее? – Картины.
А в тексте русского языка? Иллюстрация.
Постановка темы и целей урока.
Где более точно мы можем узнать тему нашего урока? Прочитайте. Исходя из темы урока чему мы будем учиться?
Для выполнения дальнейших заданий вам необходимо объединиться в мини группы по 4 человека.
Напомним правила работы в мини группах.
С какой репродукции мы начнем работу?
Кто художник?
Слово о художнике Аркадии Александровиче Рылове.
Аркадий Александрович Рылов(1870-1939) – один из выдающихся художников. Он учился в Петербурге в Академии художеств под руководством А. И. Куинджи.
Пейзажи Рылова – это лесные дали, широкие озёра, полноводные реки, птицы, животные.Наиболее известные пейзажи А. А. Рылова – “Зелёный шум” и “В голубом просторе”.Природа для художника – это мир красоты и гармонии, в котором всегда есть неразгаданная тайна.
Рассматривая внимательно картину и отвечая на вопросы вы в конце урока составите сравнительный рассказ двух картин.
1 группа. Прочитайте 1 вопрос.
Художник видит только то, что перед его глазами, или и то, что очень далеко от него?
ВДАЛЕКЕ ЗА РЕКОЙ (НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ, ДАЛЬНЕМ ПЛАНЕ)ВИДНЫ РЕЧНЫЕ ПРИТОКИ, ОСТРОВКИ СУШИ МЕЖДУ НИМИ И УГАДЫВАЕТСЯ ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА. ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА ПРОСТИРАЕТСЯ ВДАЛЬ.
2 группа. Прочитайте 2 вопрос. Какое время года изобразил художник?
СУДЯ ПО ГУСТОЙ ЛИСТВЕ ДЕРЕВЬЕВ, ХУДОЖНИК ИЗОБРАЗИЛ РАЗГАР ЛЕТА.
З группа. 3 вопрос. Какие деревья он написал?
НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ КАРТИНЫ ИЗОБРАЖЕНАЫ БЕРЕЗЫ. МОЛОДЫЕ БЕЛОСТВОЛЬНЫЕ БЕРЕЗКИ СТОЯТ ВОКРУГ СТАРОЙ БЕРЕЗЫ. (НИЖНЯЯ ЧАСТЬ ЕЕ СТВОЛА ОКРАШЕНА ОСВЕЩЕНИЕМ В СИРЕНЕВО-КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ, А ВЕРХНЯЯ ЧАСТЬ СТВОЛА ПОДТВЕРЖДАЕТ,ЧТО ЭТО БЕРЕЗА. ПРАВАЯ БОКОВАЯ ВЕТКА.) ЧУТЬ ДАЛЬШЕ ВЛЕВ – БОЛЬШАЯ БЕРЕЗА С ПЯТНИСТЫМ СТВОЛОМ, А ЕЩЕ ДАЛЬШЕ ЕЛОЧКИ.
4 группа 4 вопрос. Как вам кажется, день солнечный или пасмурный, жаркий или прохладный, ветренный или тихий?
ДЕНЬ СОЛНЕЧНЫЙ, ЖАРКИЙ, НО ВЕТРЕННЫЙ. ПОСМОТРИТЕ КАК ЯРКО, КОНТРАСТНО ОСВЕЩЕНА ТРАВА И ОБЛАКА.
5 группа 5 вопрос..Что помогает вам увидеть ветер?
ВЕТЕР ГОНИТ ОБЛАКА И РАЗВЕВАЮТСЯ ВЕТВИ ДЕРЕВЬЕВ ПОДТВЕРЖДАЕТ ВЕТРЕНУЮ ПОГОДУ. КАК НАТЯНУТЫ ПАРУСА ЛОДОЧЕК, БЫСТРО ПЛЫВУЩИХ ПО РЕКЕ.
6 группа 6 вопрос. Понимаеш очем говориться в названии картины?
РЕЧЬ ИДЕТ О ШЕЛЕСТЕ ЗЕЛЕНЫХ ЛИСТЬЕВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТСЯ НА ВЕТРУ.
1 группа. Как вы думаете, название картины выражает ее тему или главное впечатление художника?
НАЗВАНИЕ ВЫРАЖАЕТ ЗВУКОВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ВЕТРЕННОГО ЛЕТНЕГО ДНЯ.
Учитель
Вернитесь к картине французского художника Клода Моне «Прогулка» и сравните ее с картиной Аркадия Рвлова.
Ответив на вопросы в мини группах составите сравнительный рассказ. Остальные внимательно слушают и оценивают правильность и полноту ответов на каротчках, если правильный ответ 3 балла, если не совсем точный вы считаете , то 2 балла, а если вы считаете, что неверный ответ, то 1 балл.
Где находился французский художник, когда рисовал даму с ребенком, - на возвышенности или в низине? (Обратите внимание на зонт и как изображена женщина) А где находился русский художник?
Франц. – в низине и смотрел снизу вверх. От этого фигура женщины кажется возвышающейся над землей и заслоняющей собой часть неба.
Рус.- стоял на возвышенности(чуть выше деревьев) что позволило ему показать уходящие к горизонту дали.
Художники изобразили одно и то же время года или разное?
Похожа ли погода в их картинах?
В чем же сходство?
СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТРЕННЫЙ ДЕНЬ НА ОБЕИХ КАРТИНАХ
Рассмотрите, как падает тень от фигуры дамы на картине Моне. Сможете определить, с какой стороны расположено солнце? А теперь обратите внимание, какпадают тени от деревьев на картине Рылова. Определи с какой стороны солнце.
СОЛНЦЕ НА КАРТИНЕ КЛОДА МОНЕ РАСПОЛЖЕНО ПОЗАДИ ФИГУРЫ, ЧУТЬ СПРАВА.
А НА КАРТИНЕ РЫЛОВА СОЛНЦЕ НАХОДИТСЯ ПЕРЕД ДЕРЕВЬЯМИ (СЛЕВА)
Видно ли на картине Клода Моне, в какую сторону дует ветер? А из чего видно направление ветра на картине Аркадия Рылова?
ФР. - СУДЯ ПО ТОМУ В КАКУЮ СТОРОНУ НАКЛОНЕНА ТРАВА И ПО ЗАКРУЧИВАНИЮ ЮБКИ ДАМЫ – ВЕТЕР ДУЕТ СПРАВА НАЛЕВО
РУС.- ВЕТВИ ДЕРЕВЬЕВ И ПАРУСА НАПОЛНЕНЫ ВЕТРОМ – СЛЕВА НАПАВО.
Вы сможете услышать шум ветра в этих картинах – услышать звуки, которыми он наполнен? А почувствовать запахи, которые ветер принес?
РУС. – ШЕЛЕСТ ЛИСТВЫ МОЖНО УСЛЫШАТЬ, ПОЧУВСТВОВАТЬ ЗАПАХ ТРАВЫ И ЦВЕТОВ, ОЩУТИТЬ ВЛАЖНЫЙ РЕЧНОЙ ВОЗДУХ, КОТОРЫЙ ПРИНЕС ВЕТЕР.
ФР.- УСЛЫШАТЬ ВЕТЕР НА КАРТИНЕ МОЖНО В ШЕЛЕСТЕРАЗВЕВАЮЩЕЙСЯ НА ВЕТРУ И ЗАКРУЧИВАЮЩЕЙСЯ ЮБКЕ, ТРЕПЕТАНИЕ ТКАНИ ЗОНТА, ЗАПАХ ПРОГРЕТОЙ ТРАВЫ ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ И ВОЗМОЖНО ЛЕГКИЙ ЗАПАХ ДАМСКИХ ДУХОВ.
Выслушивание всех групп. Капитаны доложите о баллах в группах. У кого 15 баллов?
Какими похожими впечатлениями делятся с нами художники?
ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТОРА, БОЛЬШИХ ВОЗДУШНЫХ ПРОСТРАНСТВ, КОТОРОЕ УДАЕТСЯ ПЕРЕДАТЬ ПУТЕМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕТРА. РЫЛОВ – ОЩУЩЕНИЕ ПРОСТОРА ВОЗНИКАЕТ БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЕТРА НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ СОЧЕТАЕТСЯ С БОЛЬШИМ ОБЗОРОМ, А Моне - что большая часть картины небо. В этих картинах все наполнено движением. Делятся впечатлением свежести и свободы, которое вызвано солнечным летнимднем, одновременно жаркими ветренным Домашнее задание- Понаблюдать за ветром.- Прочитать стихотворение Н.А.Некрасова «Зелёный шум».Рефлексия
Капитаны доложите о работах в группах.
223456592710Соедини предложения с словом
Произведение живописи в красках называется репродукция
Картина, воспроизведённая типографскимспособом, называется картина
Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий
изложение или поясняющий содержание, называется природы, вида на
картине, рисунке, а также описание
природы в
литературном
произведенииХудожник, который пишет пейзажные картины, называется иллюстрация
Пейзажем называется изображение
пейзажист
223456592710Соедини предложения с словом
Произведение живописи в красках называется репродукция
Картина, воспроизведённая типографскимспособом, называется картина
Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий
изложение или поясняющий содержание, называется природы, вида на
картине, рисунке, а также описание
природы в
литературном
произведенииХудожник, который пишет пейзажные картины, называется иллюстрация
Пейзажем называется изображение
пейзажист
223456592710Соедини предложения с словом
Произведение живописи в красках называется репродукция
Картина, воспроизведённая типографскимспособом, называется картина
Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий
изложение или поясняющий содержание, называется природы, вида на
картине, рисунке, а также описание
природы в
литературном
произведенииХудожник, который пишет пейзажные картины, называется иллюстрация
Пейзажем называется изображение
пейзажист