Урок по литературе «Дитя неведомой страны» (Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри») 8 В класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Тамбова
Урок по литературе
«Дитя неведомой страны»
(Образ главного героя поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)
8 В класс

Учитель: Муравьева Нина Викторовна
Тамбов 2013 год
Цели урока:
образовательная – провести идейно-тематический анализ лирического произведения, проанализировать поэму Лермонтова, показать художественные открытия поэта;
развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности;
воспитательная – прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, не быть эмоционально глухими.
Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, работа в группах , презентация учащихся, работа с карточками.
Оборудование: репродукции картин, иллюстрации к поэме, музыкальные произведения Ф.Шопена и Николаса Ганна, ИКТ.
Ход урока.
Слово учителя.
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу над произведением М.Лермонтова «Мцыри». Тема нашего урока: «Дитя неведомой страны». Мы рассмотрим образ главного героя поэмы.
Цель урока: увидеть красоту подвига человека во имя свободы, силу воли человека и целеустремлённость
Это произведение появилось на Кавказе, и действие происходит на Кавказе.
Вопрос. Почему Лермонтов выбрал Кавказ?
(Действие происходит среди вольной кавказской природы, родственной душе героя. Лермонтов любил Кавказ, его природу, его гордых, вольнолюбивых людей). ( Звучит мелодия Николаса Ганна. На экране слайды)Учитель.
Лермонтов любил Кавказ – страну гор и её величественную природу. Встречи с Кавказом были отдельным этапом в жизни и творчестве Лермонтова. Кавказ для поэта – это символ вольной самобытной природы и вольнолюбивых людей.
Лермонтов писал: « Тот, кому случалось, как мне, бродить по горам пустынным, и долго-долго всматриваться в их причудливые образы, и жадно глотать животворящий воздух, разлитый в этих ущельях, тот, конечно, поймёт
моё желание передать, рассказать, нарисовать эти волшебные картины».
Мятежный дух наполнял собой всё пространство Лермонтова. Но нигде не воплотился он с такой силой как в поэме «Мцыри».
Не случайно Лермонтов разворачивает действие своей поэмы в местах хорошо ему знакомых и любимых. Этим он подтверждает, что Мцыри – отражение его души.
- Какая тема «Мцыри»?
(Ученики. Это судьба сильного, смелого героя, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в монастыре, его стремление к свободе, к Родине)На прошлом уроке мы говорили, что эпиграф к поэме Лермонтов взял из библейской легенды
Первоначально он хотел взять французское изречение «Родина бывает только одна»
- Почему поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии?
(Ученики. Мцыри не обрёл Родину. Поэма ставит вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Смысл эпиграфа в вопросе: почему должен погибнуть человек? В ответе Ионафана подчёркнута нелепость происходящего. Это восстание против судьбы, Бога. Это оправдание непокорности, защита права на свободу)- Как тема поэмы перекликается с темой библейской легенды?
(Ученики. Ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость, должен ли он подчиняться вопреки своей воле)Такой вопрос задаёт и Мцыри.
Узнать: для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы…(8 гл)
1 вариант домашнего задания. Проблемный вопрос.
- Что, кроме смертельной раны, приобрёл Мцыри за «три блаженных дня»?
(Ответы учащихся:Мцыри именно за три дня на свободе много увидел, узнал, открыл для себя. Он понял, что он «естественный» человек. Природа родственна ему. Песню о любви ему поёт рыбка, он готов обняться с бурей «как брат», он чужд людей «как зверь». Мцыри почувствовал свободу, увидел, как мир прекрасен – полон красок, звуков, полон радости. «Кругом меня цвёл божий сад…» (11гл). Увидел горы - символ величия, свободы, непокорности. Он узнал, что он смел, вынослив, что он любит жизнь. «Но с жизнью жаль расстаться мне…» (5гл) Жизнь обрекла его на рабство, смирение, одиночество. А он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. «Мне было весело вдохнуть…» (9гл) Он узнал, что жизнь в монастыре противоречит его мечтам, желаниям, стремлениям. Схватка с диким зверем даёт понять Мцыри, что победить – значит отстоять свою жизнь, преодолеть опасность. Он узнал себя. Бежав из монастыря, обретя свободу он освобождается и духовно Он понял, что человек рождён для свободы, а не для тюрьмы.)Учитель. Именно в этом заключается основная мысль (идея) произведения, в утверждении безусловной ценности свободы и счастья.
Учитель.
- Подумайте, что больше – тема или идея – зависит от личности автора, его мировосприятия?
( конечно, идея)
- Есть ли связь идеи с эпиграфом?
(Ученики. Эпиграф, как правило, подчинён идее. Для героя лучше смерть, чем жизнь в неволе)IV. Учитель. Три дня настоящей жизни на воле Мцыри не променял бы на многолетнее заключение в монастыре.
… - и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей. (8 гл)
В своей исповеди Мцыри говорит монаху
Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть.
Ты жил, - я так же мог бы жить!(5 гл)
2 вариант домашнего задания. Проблемный вопрос.
- Что значит жить в понимании Мцыри?
( Ответы учеников:Жить в понимании Мцыри, - значит «ненавидеть и любить», узнавать и преодолевать подлинную опасность, чтобы «сердце билось живей». Жить – это видеть небо и горы(6 гл). Быть со своими родными. Свободно дышать (9 гл). Быть свободным человеком (10гл. Жить – бороться и побеждать, но главное познать «блаженство вольности» (20гл). Быть свободным. Свобода и Родина – высшие ценности жизни для Мцыри. Жизнь в монастыре и жизнь на свободе – несовместимы – вот главный вывод, который делает Мцыри.)V. Образ главного героя
1. Лермонтов не даёт описания монастырской жизни Мцыри. Жизнь в монастыре означает уход от людей, от мира. Служение Богу, посты и молитвы. Главное условие – послушание.
2. Беседа
- Что монастырь для Мцыри? ( тюрьма. «душные кельи», плен, покой, затворничество.)
- Что означало остаться в монастыре? (навсегда отказаться от Родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство, послушание и одиночество)
- В чём трагедия Мцыри? (« Я мало жил, и жил в плену..»(3гл), « Я видел у других Отчизну..»(4гл). «И смутно понял я тогда, что мне на родину..(20гл). «Я сам, как зверь, был чужд людей..» (9гл)
- Только ли в монастыре Мцыри чувствовал себя чужаком?
( Ответы учеников: Мцыри ребёнком попал в плен, был отлучён от Родины, своего народа, забыл родной язык. У героя отняты дом, родные, история, имя. Мцыри в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак, одинокий человек, не имеющий родных, близких. «Я был чужой…»(15гл). Он чувствовал себя чужим не только в монастыре)- Какое развёрнутое сравнение (21гл) помогает понять трагедию Мцыри? («цветок темничный»)
3. Работа с текстом.
Чтобы понять характер Мцыри, нужно всё пережить вместе с ним: неволю, радость свободы, отчаяние оттого, что не попал в родную страну…
Есть прямая авторская оценка поведения мальчика. Автор говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.
- Найдите слова, подтверждающие авторскую оценку.
2гл. « Но в нём мучительный недуг…»
3гл «Она мечты мои звала…»
7 гл. «А мой отец? Он как живой…»
16гл «Что быть бы мог в краю отцов…».
20 гл. «Про милых ближних и родных…»
Учитель. Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стёрли в его памяти образ родной страны.
Учитель. - Каким делает Мцыри любовь к Родине?
(Ученики. Любовь к Родине делает его целеустремлённым и твёрдым) -С чем сливается Родина на воле?
(Ученики. На воле с новой силой раскрывается любовь Мцыри к Родине, которая слилась со свободой. Ощущение свободы сразу же обнажает его душу - пламенную, мужественную, эмоциональную).В рассказе Мцыри о трёх днях свободы много пейзажных зарисовок. Как они связаны с переживаниями юноши и как помогают раскрыть образ героя.
VI. Презентация учащихся «Роль пейзажа в раскрытии образа героя».
VII. Язык поэмы насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями. Какую роль выразительные средства играют при описании природы и создания образа героя
Работа в парах. Работа с карточками «Художественные средства и их роль в создании образа героя. Сравнить описание природы и чувства Мцыри в 11 и 22 главах. ( Звучит музыка Ф.Шопена. Ноктюрн №2)
Творческое задание
Образ Мцыри. Каким вы представляете Мцыри?
(Звучит лирическая музыка Николаса Ганна. Две девочки (сами изъявили желание) рисуют картины, которые подсказывают их воображение)Учитель. Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке. Лермонтов воспевает в образе Мцыри свои идеалы.
Мцыри – это чувства и переживания самого поэта
Мцыри навсегда остаётся в нашем сознании символом мужества, воли, свободы.
Домашнее задание. Творческая работа
Нет ничего худшего, чем блуждать, в чужих краях (Гомер. 12-7 век до н.э.)
Лучше умереть, чем маяться в неволе (Леонардо да Винчи. Итал. 15в)Воля – то же одиночество (Камю А. франц. 20 в)
Как слова этих великих людей соотносятся с образом Мцыри.
Напишите сочинение-рассуждение.
Итоги урока. Оценки.