Интегрированный урок по русскому языку и литературе в 3 А классе «Правописание парных согласных в корне слова» и Н.А. Некрасов отрывок поэмы «Не ветер бушует над бором..»


Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению
3 класс.
Тема: «Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором..» Картины природы.»
Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова .Продолжить ознакомление с творчеством Н. Некрасова и его произведениями.
Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять
2. Способствовать развитию орфографической зоркости 
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности. Тип урока: урок формирования новых знаний УУД: Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Ход урока
1.Приветствие учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок! Садитесь, ребята!
-Наш урок сегодня необычный. (Необычность в том что мы на одном уроке покажем наши знания по двум предметам)
- Ребята, у вас на столах лежат по 3 смайлика. Покажите какому смайлику соответствует ваше настроение.
2. Мотивация к уроку
Учащиеся:
Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! 
3.Минутка чистописания
Учитель: - Ребята, посмотрите на доску. Назовите букву, которую мы пропишем на минутке чистописания (Жж).
- На что похожи эти буквы, что они вам напоминают? (снежинки)
(- Если затрудняетесь, то отгадайте загадку:Что за звездочки резные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.)- А сейчас сядьте все правильно, возьмите ручки и пропишите заглавную букву Ж в соединении со строчной до конца строки.
- Ребята, наверняка, вам приходилось рассматривать снежинки. Скажите, какими вы их увидели? (…….)- А еще снежинки имеют разную форму.
- Посмотрите на следующую строку, какие разные сочетания букв на ней записаны. Прочитайте их. (жш зс вф …)
- Найдите закономерность, по которой они записаны и подумайте, как продолжим запись? Запишите, чередуя пары букв до конца строки.
жш зс вф гк дт бп4.Сообщение темы и цели урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Формулировка темы и целей урока)
– Прослушайте стихотворение, определите тему нашего урока В нашем русском языке Ходят пары "налегке". Часто "хитрые подружки" Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую - Эту букву иль другую. Предстоит сегодня вам Всё расставить по местам. 
Учитель: - Кто догадался, какая же тема нашего урока?
(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова .)
ФИЗМИНУТКА для глаз
- А сейчас, перед тем как приступить к работе по теме я предлагаю вам позаботиться о своем зрении. Чтобы глаза не устали во время урока, давайте сделаем для них упражнение «Лови снежинку!» (следим зрачками за снежинками5.Работа по теме урока

Учитель: Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится –
Какая буква пишется?
Учитель: Вы догадались, чему мы сегодня будем учиться?
( Мы будем учиться обозначать на письме парные согласные звуки буквами.)
- Почитаем задание к упражнению. 216 на стр.114
- Прочитаем слова 1 группы.(Ученик читает)
- Какой частью речи являются данные слова?(Именем прилагательным)
- Изменим форму слов, чтобы на конце этих слов был парный по глухости / звонкости согласный звук. (Хороший - хорош, свежий - свеж, слабый - слаб, счастливый - счастлив, грубый – груб, трусливый – труслив, молодой – молод, правдивый – правдив)- Что за пары слов получились?(Проверочное и проверяемое слово)
- Определите, является ли пара проверяемого и проверочного слова однокоренными или это формы одного слова? (Форма слова)
- На какой вопрос отвечает проверочное слово? (Какой?)
- На какой вопрос отвечает проверяемое слово? (Каков?)
- Запишите упражнение по группам: 1-й ряд пишет первую группу, 2-й ряд пишет вторую группу, 3-й ряд пишет третью группу.
Учитель: - Посмотрите у вас на столах лежат карточки с текстом стихотворения. Ваша задача из выделенных слов образовать пары проверочных и проверяемых слов.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз- -воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Мороз-морозный; глядит –взгляд, тропы-тропка.
Кто нибудь желает прочитать стихотворение наизусть?
/Дети читают стихотворение./
Кто автор этого стихотворения? ( Николай Алексеевич Некрасов)
Кто расскажет биографию Некрасова?
/Читает подготовленная ученица/
- Ребята , вы должны были дома подготовить рисунки по произведениям Некрасова . Покажите свои работы.
Работа по теме урока. ( парная работа)
Учитель: - Посмотрите у вас на столах лежат желтые карточки с текстом стихотворения. Но некоторые буквы запорошили снежинки. Попробуйте прочитать и узнать какие буквы запорошили снежинки.
Скрипит моро*(з, с) .
Сердит моро*(з, с) .И сне*(г, к) сухой и колкий.
И вя*(з, с) озя*(б, п),
И ду*(б, п) замёр*(з, с),
Наскво*ь(з, с) промёрзли ёлки.
- Прочитаем стихотворение вслух. Кто желает?
/Дети читают стихотворение./
6.Актуализация знаний.
Учитель: - При написании какой орфограммы пропущены буквы?
( Все буквы пропущены на правописание парных звонких и глухих согласных.)
Учитель: - Что нужно делать, чтобы правильно обозначать на письме парные согласные? (Нужно их проверять.)
- Спишите это стихотворение в тетрадь, вставляя вместо снежинок нужную парную согласную из скобок. Устно подберите проверочные слова.
Учитель: - Давайте проверим, что у вас получилось? Назовите проверочные слова, которыми вы доказывали себе правописание слов?
(морозы, снега, вязы, озябну, дубы, замерзли, сквозняк(сквозит, сквозной))
- Оцените свою работу: кто справился без ошибок – покажите веселый смайлик. У кого 1 или 2 ошибки – грустный, у кого больше 2 – совсем печальный смайлик.
- Какими способами подбирали проверочные слова?
(Изменяли слова так, чтобы парный согласный звук находился в сильной позиции, чтобы после него следовала гласная) – морозы, снега, вязы, дубы
(Подобрали однокоренные слова.)- морозный, сквозняк, дубок
Учитель: - Итак, когда парный согласный звук находится в сильной позиции (слышится отчетливо)?
(Вывод: парные согласные находятся в сильной позиции: перед гласными,
перед (сонорными) согласными –[л] ,[ м], [н], [р], [в])
Работа с правилом или анимация
- А сейчас я предлагаю вам прослушать анимацию вывода о правописании парных согласных, который вы сделали. (Анимация с диска)
- Ребята, у вас в учебнике есть это правило, дома вы его заучите.
ФИЗМИНУТКА
Мы белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом с такими же как мы.
7.Интерактивное упражнение- игра (с диска)
- А теперь закрепим тему урока, поиграв в интерактивную игру на доске «Помогите друзьям Лосям спуститься на землю». Для этого нужно выбрать слово, подобрать проверочное и поместить слово в корзину с соответствующей согласной.
- Возьмите сигнальные фонарики. Если заметите ошибку. Покажите красный фонарик, если считаете, что все правильно – зеленый.
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Чтобы завершить наш урок, я предлагаю вам продолжить фразы:
«Я узнал(а)…» - правило
«Я научился(лась)…» - подбирать проверочные слова
«Я умею…» - грамотно писать слова с…
- Ребята, возьмите снова смайлики и покажите какому смайлику соответствует ваше настроение сейчас.
9. Выставление отметок
…….- Но вот и всё, урок к концу подходит, Мы славно поработали сейчас, Учитель ваш уже итог подводит, Не сводит с вас своих довольных глаз. Спасибо вам, ребята, за работу, Не подвели меня и в этот раз, С великим удовольствием, конечно, Поставлю вам оценки я сейчас! 
10.Домашнее задание.
- Домашнее задание вам принесли снежинки.
Русский язык
- Нужно составить рассказ на тему «Первый снег», употребляя как можно больше слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Русская литература
-выучить наизусть отрывок стихотворения «Мороз Красный нос»
- Спасибо всем за интересную работу!
Русский язык
- Нужно составить рассказ на тему «Первый снег», употребляя как можно больше слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Русская литература
-выучить наизусть отрывок стихотворения «Мороз Красный нос»
Русский язык
- Нужно составить рассказ на тему «Первый снег», употребляя как можно больше слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Русская литература
-выучить наизусть отрывок стихотворения «Мороз Красный нос»
Русский язык
- Нужно составить рассказ на тему «Первый снег», употребляя как можно больше слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Русская литература
-выучить наизусть отрывок стихотворения «Мороз Красный нос»
Русский язык
- Нужно составить рассказ на тему «Первый снег», употребляя как можно больше слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками.
Русская литература
-выучить наизусть отрывок стихотворения «Мороз Красный нос»
Русский язык
Рефлексия
- Чтобы завершить наш урок, я предлагаю вам продолжить фразы:
«Я узнал(а)…» - правило______________________________________________________________________________________________________________________
«Я научился(лась)…» - подбирать _____________________________
«Я умею…» - грамотно писать слова с…____________________________________________________________
Рефлексия
- Чтобы завершить наш урок, я предлагаю вам продолжить фразы:
«Я узнал(а)…» - правило______________________________________________________________________________________________________________________
«Я научился(лась)…» - подбирать _____________________________
«Я умею…» - грамотно писать слова с…____________________________________________________________
Рефлексия
- Чтобы завершить наш урок, я предлагаю вам продолжить фразы:
«Я узнал(а)…» - правило______________________________________________________________________________________________________________________
«Я научился(лась)…» - подбирать _____________________________
«Я умею…» - грамотно писать слова с…____________________________________________________________