Конспект урока литературы в 5 классе на тему Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос. Поэтический образ русской женщины


Конспект урока литературы в 5 классе на тему "Н. А. Некрасов. "Мороз, Красный нос". Поэтический образ русской женщины"
Тема урока: Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Цели урока: заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта; познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины ХIХ в.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
III. Постановка учебных задач урока.
IY. Работа по теме урока.
Знакомство со статьёй учебника о Н. А Некрасове (с. 171)

Слово учителя.
Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.
Знакомство с текстом отрывка.
1. Прослушивание фонохрестоматии для 5 кл. (Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» + вопросы и задания)
2. Чтение учителем отрывка из поэмы «Есть женщины в русских деревнях».
Анализ текста.
Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
Какими качествами характера обладает Дарья?
Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.
Вопрос 1 из учебника, с пояснениями учителя.
Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...»)
Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?
Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.
Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».
Как вы понимаете выражение «Ей некогда лясы точить»?
Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
В ней крепко и ясно сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
Что такое рифма? Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).

Что такое сравнение, эпитет. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.
Пройдет — словно солнце осветит?
Посмотрит — рублем подарит? (Сравнение)
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. (Эпитеты)
Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.      Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».      Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“» 
Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).
Самостоятельное чтение отрывка учащимися.
Работа над репродукцией картины «Мороз, Красный нос» А. Пластова.
Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что понравилось на уроке?
Оцените свою работу на уроке
YI.Домашнее задание.  Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».