Конспект урока по чтению. Тема: «Мороз, Красный нос Н.А.Некрасов .

8 класс Чтение

Тема: Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».
Цель: - познакомить учащихся с произведением Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», обобщить знания учащихся по биографии Н.А.Некрасова.
- отрабатывать приёмы выразительного чтения, продолжать учить давать
полные ответы, делать выводы.
- воспитывать чувство уважения к женщине – труженице.

Ход урока.
Организационный момент.
Вступительная беседа.
Вспомните, с творчеством какого поэта мы знакомимся, подумайте и скажите, о чём мы будем вести разговор сегодня на уроке?
Тема нашего урока . Мы с вами познакомимся с содержанием произведения, будем учиться его выразительно читать, вспомним всё, что знаем о жизни автора этого произведения. На каждый поставленный мною вопрос прошу давать полные, ясные, чёткие ответы.
Николай Алексеевич Некрасов, кто это?
Современником каких писателей он был?

Проверка домашнего задания.
А сейчас представьте себе Некрасова ребёнком в селе Грешнёво Ярославской губернии. Проверим ваше домашнее задание.
(Рассказ о детстве Некрасова)
Итак, какой вывод можно сделать о детстве поэта?
(Детство было безбедное, но не всегда счастливое из-за грубости и жестокости отца. Отца Николай не любил, а мать любил очень сильно, т.к. она была добрая, всегда защищала детей и крепостных крестьян от гнева мужа.)
Какой следующий этап был в жизни Некрасова?
(Рассказ об учёбе в гимназии.)
Какой вывод можно сделать?
(Учился Некрасов легко, но без интереса. За время учёбы он полюбил книги, успешно окончил 5 классов.)
Расскажите о дальнейшей жизни поэта.
(Рассказ о жизни в Петербурге.)
Сделайте вывод.
Итак, какое занятие постепенно становится основным в жизни поэта?
Вспомните, какие темы затрагивает Некрасов в своих произведениях?
(1. С детства он видел несправедливость жизни. Наблюдал, как жесток крепостными его отец, видел бурлаков на Волге. Его ужаснула их участь. Он с детства понял, что надо как-то изменить эту несправедливость, что-то для этого надо сделать. Он старался своими стихами обратить внимание богатых на бедных людей, особенно на крепостных крестьян.)
Приведите пример такого стихотворения. («Несжатая полоса» - ученик читает стихотворение наизусть).
Какова вторая тема некрасовских стихов?
(2. С детских лет он общался с крестьянскими детьми, несмотря на запреты отца. Он убегал с ними в лес, на Волгу, на большую дорогу, которая проходила недалеко от села. Там мальчишки знакомились с разными людьми, которые переходили из деревни в деревню,из города в город в поисках работы.)
Приведите пример стихотворения, в котором Некрасов пишет о крестьянских детях. (Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» - ученик читает стихотворение наизусть.)
Итак, сделайте вывод, о чём писал Некрасов?

Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Но, прежде, чем я начну свой рассказ, прочитайте слова и объясните, как вы их понимаете.
Кроткий человек
Боготворить
Увековечить
Сочувствовать.
Слово учителя. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.
Задание: Вы сейчас послушаете отрывок из этой поэмы, чуть больший, чем в учебнике, и ответите на вопрос: «Каких женщин воспевает поэт?»
Чтение отрывка учителем наизусть. Ответьте на мой вопрос.
С.114 Задание: Прочитайте отрывок, найдите слова, которые вызвали у вас затруднения в понимании. (Славянка, копна, воздаяние).
Объясните, как поняли выражения: «Труд ей несёт воздаяние», «Пройдёт – словно солнце осветит! Посмотрит – рублём подарит!».
Работа над выразительностью чтения.
Одна из целей нашего урока – учиться выразительно читать этот отрывок. Во время физкультминутки вы должны вспомнить, что значит, прочитать стихотворение выразительно.
Физкультминутка.
Продолжение работы над выразительностью.
Что значит, прочитать стихотворение выразительно?
Вспомните, когда при чтении мы делаем паузу?
Какое слово в строчке мы должны выделить голосом?
Читаем по четверостишию, соблюдаем паузы, находим главные слова в каждой строке.
Прочитать весь отрывок, соблюдая паузы и логические ударения.

Первичное закрепление и анализ содержания.
Ответьте на вопросы на странице 116 №2,3,4.
Посмотрите на картинку на с.115. Найдите в стихотворении, которые подходят к этому рисунку.
Сделайте вывод, какие черты характера русских женщин воспевает Некрасов в своём стихотворении?

Итог урока.
- С творчеством какого поэта мы продолжали знакомиться?
- Какой отрывок учились выразительно читать?
- Какая третья тема в творчестве Н.А.Некрасова?
- Почему он много писал о русских женщинах?

Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.
Оценки за урок.













Заголовок 1 Заголовок 215