Приемы на уроках литературного чтения для формирования УУД


Значение универсальных учебных действий в начальной школе для успешности обучения в основной школе
УУД Результаты развития УУД Значение для обучения
Личностные действия
- смыслообразование
- самоопределение
Регулятивные действия Адекватная школьная мотивация.
Мотивация достижения.
Развитие основ гражданской идентичности.
Рефлексивная адекватная самооценка Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.
Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения. Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.
Коммуникативные (речевые), регулятивные действия Внутренний план действия Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.
Коммуникативные, регулятивные действия Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий Осознанность и критичность учебных действий.
Методические приемы для формирования личностных действий на уроках литературного чтения
Используемые (приемы) Описание
Дай себе помочь.
учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (кроссворд на повторение). 
Выход за пределы.
в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов. 
Отсроченная реакция.
учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ. 
Лови ошибку.
объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. В качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего.
Театрализация. разыгрывание сценок на учебную тему. 
Вопрос к тексту.
Диалог с автором.
Комментированное чтение. школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору. 
Идеальное задание. учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.
Методические приемы для формирования коммуникативных действий на уроках литературного чтения
Используемые (приемы) Описание
«На что похож?» Альтернативный приём, раскрывающий тематическое, смысловое и структурное единство текста.
«Вырасти дерево»,
«Построй улицу»,
«Наполни домик»,
«Закрытая дверь»,
«Замочная скважина», «Камушек, брошенный в реку»,
«Фотография» Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем, составление плана, определение типа текста.
«Секреты слова» Вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов,выделение орфограмм по изучаемой теме.
«Раскадровка» Раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание.
«Перефразирование» Приём, предполагающий пересказ текста «своими словами»
«Активное слушание» Запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.
Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературного чтения
Используемые (приемы) Описание
Приём «З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать) Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
Приём «Инсерт» Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.
Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес.
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Приём «Создай паспорт» Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
Приём «Зигзаг» Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Пример.
Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.
Приём «Рюкзак» Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
я научился составлять план текста
я разобрался в такой-то теме
Приём «Вопрос к тексту» Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.
Формирует:
умение содержательно формулировать вопросы;
умение оценивать границы своих знаний.
Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
«Волшебные линеечки»
Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). 
«Прогностическая оценка» оценка своих возможностей для решения той или иной задачи
«Задания-ловушки»
Ловушкой называют задачу, заранее рассчитанную на неправильный ответ решателя.
«Обоснованный отказ от выполнения заданий» умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота
«Многоступенчатый выбор» умение работать со столом «заданий
Прием «создание «помощника» для проверки работы» умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание, другими словами, куда можно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно)
Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения
Используемые (приемы) Описание
Прием моделирования Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Прием реализуется через упражнения.
расположи модели по порядку,
определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,
прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,
прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,
какие части сказки совпадают,
нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,
составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,
соотнеси иллюстрации с моделями,
перескажи предложенную часть,
соотнеси план пересказа с моделями,
найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,
определи, из какой части сказки взяты строки,
соответствует ли отрывок сказки данной модели.
разложи модели по тексту произведения;
найди ошибку в наложении моделей на текст;
Свои примеры. ученики готовят свои примеры
Удивляй.
учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 
Фантастическая добавка. Пересечение тем. учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). 
Дай себе помочь
учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 
Повторяем с контролем.
ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. 
Опрос «по цепочке». учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. 
Опрос-итог. в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии. 
Игры-тренинги
«Мои друзья»,
«Теремок»,
«Я возьму тебя с собой...», «Витрина». Позволяют тренировать аналитическое мышление, формировать умение выделять общие признаки путем сравнения
Раскадровка При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета.
Да и нет Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому т вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения, сужая поле поиска
Хорошо – плохо Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо».
Чем «хорошо» и чем «плохо
Точка зрения учит детей смотреть на мир глазами других людей
Загадалки закодированный или таинственный текст про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то».
Паспорт Итогом изучения темы будет паспорт жанра.
Многоэкранная схема Формирования системного взгляда на мир. Это позволяет детям рассматривать все объекты как системы, нацеленные на выполнение определённой функции.
Приёмы работы на уроках литературного чтения в начальной школе
Животенко Татьяна Васильевна, учитель начальных классов Лозымского филиала ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми
 Аннотация: доклад знакомит с приёмами работы на уроках литературного чтения в начальной школе.  Ключевые слова: чтение, приёмы работы, литературное чтение, начальная школа. Я работаю в школе 20 лет. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися. Цель моей работы: создать условия для осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, опыту, интересам. Задачи: - организовать учебный процесс так, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно; - создать условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса; - стимулировать учащихся к самостоятельному приобретению знаний; - помочь преодолеть отставание и ликвидировать пробелы в знаниях; - повысить самооценку личности школьника; - создать условия для развития творческих способностей. На современном этапе в системе образования происходят большие изменения. Пришло время образование выстраивать в виде открытой системы. Поэтому назрела необходимость создать другое сознание – творческое, способное решать новые задачи. А что такое творчество? Это процесс реализации собственных представлений. Как же развить творческое мышление? Что может организовать детей? Моё убеждение в том, что детей может организовать только совместная деятельность. Как правильно построить современный урок? Чтобы ответить на этот вопрос, я побывала на уроках своих коллег, которые уже работают по новым технологиям, изучила литературу по этой проблеме, участвовала в семинарах, вебинарах, мастер-классах. Я пришла к выводу: чтобы вести урок по новым технологиям надо научить ребенка в первую очередь сотрудничать. А что такое сотрудничество? Во-первых, необходимо на уроке дать ребенку высказаться. Те, кто высказался, подали руку к сотрудничеству. Я могу с ними сотрудничать, т. е. предложить посмотреть на эту проблему с разных сторон. Но если ребенок не задает вопросов, помочь ему невозможно. Ребенок должен понимать, о чем спрашивает учитель. По исследованиям Дубровиной, у 78% детей наблюдается тревожность, т.к. они не понимают прочитанный текст и не понимают, что спрашивает учитель. Пока ребёнок не проговорит, он не понимает ничего. Поэтому у детей в структуре урока должна быть возможность говорить, а это и есть творчество. Надо предложить им: нарисуйте, посоветуйтесь, проверьте, помоги, найди ошибки и т. д. Когда дети будут друг другу доказывать, тогда поймут, о чем идёт речь. Во-вторых, ребенок развивается только тогда, когда он работает с предметами, так как первоначальное мышление у ребенка является предметным, потом появляется картинка-образ, а впоследствии уже развивается логическое мышление. Человек устроен так, что мы помним то, что было в практике. Если этого не было, то через 1-2 недели все забудется. На уроке должны звучать вопросы и предложения: Как ты понял? Нарисуй, сделай модель, сравни с первоисточником. Сделайте вместе, опишите вместе и т. д. Мне, как учителю, необходимо так выстроить педагогический процесс, чтобы любая тема была дана во всех видах деятельности: учащийся выстраивал модели от предметных до образных, обсуждал их с другими участниками учебного процесса и переводил в знаковую форму. И так, от эмпирического восприятия предмета к символическому и знаковому обозначению. На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. В третьем классе на уроке литературного чтения дети прочитали произведение «Мышонок Пик». Ребенок проиллюстрировал таким образом:
Это его собственный рисунок. Можно задать вопросы: Как мышонок попал на кораблик? Он уже был взрослым? Какого цвета был мышонок? и т. д. Из ответов учащегося будет понятно, внимательно ли прочитал ребенок текст, понимает ли он его. Можно оформить выставку рисунков. Всем интересно, что думают другие. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то свое, а вместе – получилась общая картина). На уроках я использую различные виды работы над текстом: - чтение и рисование рисунка к прочитанному; - чтение произведения и соотнесение рисунков к событиям в произведении; - нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос; - составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту); - делением текста на части; - составление словесного плана или плана в виде рисунка; - нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни); - чтение с выписыванием слов на заданную тему; - выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность. В начале урока я всегда обращаюсь к личному опыту ребенка. Например, на доске записано предложение: «Какие поступки надо совершить, чтобы прослыть самым смелым?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске. Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Не надо бояться совершать поступки, которые помогают другим». Мнений может быть множество, все должны быть записаны, но учителю необходимо подвести детей к выводу, которые прописаны в образовательных стандартах (иначе так и будет – есть два мнения МОЁ и неправильное). Для этого четко прописать задачи урока и продумать вопросы, на которых необходимо сконцентрировать внимание детей. Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе. На уроках основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, прочитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. На каждом уроке литературного чтения отвожу пять минут для развития творческих способностей, которые так и называются "творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера: - продолжи рассказ, начатый товарищем; - составь рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ. Часто провожу уроки в технологии критического мышления по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия». Использую приёмы этой технологии (верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам), составляем кластеры, синквейны. Это большая и сложная работа, но она актуальна и оправдывает себя. Я осознаю, насколько ответственна моя работа, но ещё она не перестает быть для меня интересной.