Урок по теме: Строение семени


Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Строение семени»
Балакирева А.С., учитель биологии МАОУ «Гуманитарный лицей» г. Пскова
УМК «Биология. 6 класс» Н. И. Сонина
Цель: создать условия для осмысления информации об особенностях строения семян растений.
Задачи:
1. Помочь в раскрытии значения терминов «семя», «зародыш», «эндосперм», «семенная кожура», «семядоли», «двудольные растения».
2. Создать условия для развития у школьников умений находить и обозначать части семени на рисунках, и натуральных объектах; сравнивать особенности строения семян разных растений.
3. Способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.
4. Создать условия для развития умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, голосовой информацией.
5. Способствовать развитию умений, выполняя лабораторную работу, действовать по инструкции, оформлять результаты работы, самостоятельно или при помощи окружающих делать выводы.
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология, технология деятельностного подхода.
Методы:словесные, наглядные, практические.
Учитель: На протяжении нескольких последних уроков вы изучали особенности строения органов растения. Вспомните
 Что такое орган?
 На какие две группы подразделяются органы цветкового растения?
 Что такое вегетативные органы? Приведите примеры вегетативных органов.
 Что такое репродуктивные органы? Приведите примеры изученных нами репродуктивных органов растений.
А сегодня на уроке речь пойдёт об органе, который о себе мог бы сказать следующие слова (слайд)…
Во мне есть всё. Я должен стать красивым:
Большим, зелёным, как родитель мой!
Сейчас – покой, и я, пока, счастливый
И мир вокруг хоть тесный, но живой!
Почтите их про себя, _______________, прочти вслух это стихотворение.
Как вы думаете, о каком органе сегодня на уроке пойдёт речь?
Да, действительно о семени растения.
Учитель:Как вы думаете, что такое семя?
(предположения детей)
Учитель: Спасибо за предположения, вам уже многое известно о семенах, и я надеюсь, что сегодня на уроке, вы узнаете ещё больше! В литературе я нашла следующее определение понятия «семя»: семя – это зачаточное растение.
Как вы думаете, справедливо ли это утверждение? Почему вы так считаете? Посоветуйтесь со своим соседом по парте и постарайтесь ответить на поставленный вопрос.
(Через 1 минуту выслушиваются мнения детей, учитель обобщает эти предположения)
В случае отсутствия предположений учитель задаёт наводящие вопросы:
 Что значит «зачаточное» растение? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
 Какие органы входят в состав организма растения? Можно ли предположить наличие этих органов в миниатюре в составе семени?
Учитель: Судя по вашим предположениям, семя – это растение в миниатюре, так как оно даёт начало новому организму, состоит из стебля, корня, листьев в зачаточном состоянии. Давайте сравним ваши гипотезы с научными данными (слайд со схемой).
Информацию о строении семян можно представить в виде схемы, которая сейчас появилась на экране. Рассмотрите её внимательно.
 Перечислите главные компоненты семени растения?
 Из каких частей состоит зародыш семени?
 Все ли биологические термины вам понятны? В учебнике на стр. 48 найдите ответы на вопросы: что такое семядоли, эндосперм.
 Учитель: В своих предположениях о строении семени вы были близки к истине. Однако в науке главенствует принцип: «Ничего не принимай на веру», поэтому полученные только что теоретические данные я предлагаю проверить, выполняя лабораторную работу.
Для этого нам понадобится лабораторное оборудование, которое есть на ваших столах.
 Судя по содержимому ванночек, с особенностями строения семени какого растения нам предстоит познакомиться?
 Исходя из этого, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.
 Для работы нам понадобится препаровальная игла, я напоминаю, что это колющий предмет и при обращении с ним нужно быть предельно внимательными.
 Работу мы будем выполнять по инструктивной карточке в ваших рабочих тетрадях (стр. 18), сегодня нам предстоит выполнить первую часть работы.
Учитель: Прочтите первое задание. Приступаем к работе.
 Рассмотрите сухое и набухшее семена фасоли. Что между ними общего, чем они различаются? (сходная форма: выпуклая наружная, вогнутая – внутренняя сторона, однако набухшее семя крупнее).
 Почему набухшее семя крупнее? (в нём содержится вода).
 Каким образом в семя могла попасть вода?
 Через семенную кожуру – с помощью пипетки капните каплю воды на сухое семя. Что вы наблюдаете? Могла ли вода таким путём проникнуть в семя?
 Слегка надавите на боковые части набухшего семя. Что вы наблюдаете? Вода выделятся через отверстие, которое находится на внутренней стороне семени – семявход, через него же в семя проникает вода и воздух.
 Какие ещё особенности внешнего строения семени вы отметили? – На вогнутой стороне – светлое пятнышко – это рубчик – след от семяножки с помощью которой семя прикрепляется к частям плода.
 Зарисуйте особенности внешнего строения семени фасоли. На рисунке обозначьте семенную кожуру, семявход, рубчик.
Учитель: Прочтите второе задание: снимите семенную кожуру.  Какова её роль для семени?
То, что осталось в ваших руках после снятия семенной кожуры – зародыш. Чтобы лучше его рассмотреть, разделите его так, как показано на экране.
Чтобы разобраться в особенностях строения зародыша семени фасоли предлагаю обратить внимание на экран и прослушать комментарии диктора.
 Из каких частей состоит зародыш семени фасоли?
 Что такое семядоли?
 Найдите названные части на натуральном объекте.
 Сколько семядолей в зародыше семени фасоли? К какой группе растений относится фасоль, если в зародыше её семени 2 семядоли?
 Зарисуйте особенности строения зародыша семени фасоли. На рисунке подпишите составные части.
Учитель: Итак, вы изучили особенности строения семени фасоли, сделайте вывод о том, из каких частей состоит семя фасоли.
А сейчас пришло время вернуть к уже известной нам схеме и проверить всели части семени, указанные в ней есть в натуральном объекте?
Какая часть семени отсутствует? Выходит нас обманули? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам обратить внимание на строение семян других растений: живокости и мака и сравнить их с семенем фасоли. Изображения этих растений появились на экране, а вот схематические рисунки их семян.
 Определите, что обозначено цифрами 1, 2.
 Сравните размеры зародышей семян живокости, мака и фасоли.
 Почему зародыш семени фасоли такой крупный?
 Что обозначено цифрой 3? Почему в семени фасоли есть эндосперм, а в семени мака и живокости нет?
Верна ли схема, рассмотренная нами в начале урока?
Пришло время вернуться к самому главному  вопросу урока: почему семя называют зачаточным растением? Идет обсуждение.Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
А чтобы узнать ещё больше, стать мудрыми, как мудрая сова в вопросах строения семян я предлагаю вам на выбор творческое домашнее задание:
 Составить синквейн на тему «Семя»
 Подготовить сообщение на тему «Самые-самые!» о растениях-обладателях самыми крупными или самыми мелкими семенами.
 Составить тест для одноклассников на тему «Строение семени»
 Решите кроссворд «Органы растений. Плоды и семена».