Тематическая подборка (рекомендательный материал) «Развитие коммуникативн

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец творчества детей и молодежи
г.о. Тольятти








Тематическая подборка
(рекомендательный материал)

«Развитие коммуникативных навыков».

Игры, тренинг, упражнения.








Разработала: методист,
педагог дополнительного образования
Елисеева С.Б.









ИГРЫ
Игра- одна из самых демократичных и доступных видов деятельности для детей. Она позволяет решить многие актуальные проблемы. Самое сложное и важное в игре- это общение. 
Подборка игр строится по принципу от простого с сложному. Некоторые игры разработаны на основе упражнений тренингов по подготовке юных актеров театральной студии, что дает возможность попутно развивать фантазию, воображение, внимание, смелость, чувство импровизации и др.

"Жмурки".
Всем известная игра помогает ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку.

"Паровозик".
Для этой игры необходим реквизит : мягкие игрушки по количеству детей.
Дети выстраиваются паровозиком "сажая" в вагончики "пассажиров" (зажимают
между собой игрушки), затем не трогая игрушки руками ,паровозик отправляется в
путешествие. Важно не уронить "пассажира".

"Разбойники и пограничники".
Несколько детей назначаются пограничниками, им завязывают глаза, они занимают свою позицию :на линии границы. Остальные дети должны пройти незамеченными через "границу" (очень тихо, чтобы не быть пойманными)
Повышается самооценка, строятся взаимоотношения между детьми.

«Давайте поздороваемся" .
Эта игра снимает мысленное напряжение, развивает умение переключать внимание, развивает умение «идти на контакт»
Дети по сигналу хаотично двигаются по залу и здороваются со всеми. Здороваться надо определенным образом- один хлопок- здороваемся за руку, два хлопка- здороваемся плечами, три хлопка- здороваемся спинами. Такие тактильные ощущения дают ребенку почувствовать свое тело, смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Игру следует проводить в тишине.

«Мостик дружбы»- .
Эта игра развивает коммуникативные навыки.
Необходимо придумать мостик (при помощи рук, ног, туловища), например,
соприкоснуться руками или ногами. Затем построить мост втроем, вчетвером
и т.д. пока будут находиться желающие. Закончить игру общим кругом,
взявшись за руки и изображая «мост дружбы».

"Передай мой привет".
Эта игра развивает коммуникативные навыки, внимание.
Привет -это хлопок. Дети встают по кругу. С помощью хлопка передают друг
другу "привет" и получают, при этом нельзя долго выбирать того , кому хочешь передать привет, нельзя передавать привет одному и тому же, обязательно смотреть в глаза тому ,кому передаешь привет или получаешь.

"Я тебе дарю подарок".
При помощи мимики, жестов изобразить подарок и подарить
1 вариант – другу 2 вариант - по выбору педагога.

«Веселая сова».
Выбирается сова, остальные воробушки. Воробушки днем летают, резвятся. Педагог дает команду: «Наступила ночь». Воробушки засыпают, сова выходит на охоту. Задача совы рассмешить как можно больше детей.

"Плохое настроение".
Один ребенок с помощью мимики, жестов, действий изображает плохое настроение. Остальным детям предлагается угадать, почему плохое настроение и предложить исправить ситуацию.

УПРАЖНЕНИЯ

В психологии термин «тренинг» означает совокупность методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в данном случае общением.
Применение различных тренингов на занятиях повышает интерес обучающихся, усиливается мотивация, занятия проходят в комфортных условиях.
Тренинги, которые рекомендуются, и проводятся в творческих объединениях адаптированы, не требуют специальной подготовки педагога.
Проводить можно как в начале занятия, во время организационного момента,
так и в конце, как завершение занятия.

Тренинг «Похвали себя».
Детям предлагается подумать и рассказать о тех своих качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут быть любые особенности характера и личности. Проведение этого тренинга способствует повышению самооценки.

Тренинг «Дружественная ладошка».
На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившееся качество это человека, пожелания ему).

Тренинг «Сообщение».
Участники разбиваются на пары, каждый должен без слов, жестами сообщить что-то своему партнеру, а тот должен понять и рассказать, в чем смысл сообщения. Затем партнеры меняются ролями.



Тренинг «Передай информацию».
Все встают в шеренгу, в затылок друг к другу, первый поворачивается и второму
передает мимикой какое –либо чувство (радость, гнев, печаль и т.д.), второй
передает следующему эти же чувства и т.д. У последнего игрока интересуются
о чувстве, которое он «получил», и сравнивают с тем, какое чувство было «послано»
вначале. Кроме этого, опрашивают участников, как они понимали, что за чувство
им передавали.

Круг общения.
Дети выстраиваются в круг, закрывают глаза, по сигналу педагога открывают
глаза и с помощью только глаз «договариваются» поменяться местами. По
сигналу педагога меняются местами.

«Моль».
 Упражнение направлено на снятие барьеров, поднятие настроения.
Необходимо всем встать и ловить «моль».
Можно усложнить – «моль» одна на всех.

 «Мы похожи».
 Цель упражнения: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты похож на меня тем, что...  - Я отличаюсь от тебя тем, что...

«Дарю улыбку»
Дети встают по кругу, берутся за руки, по кругу передают улыбку.




15