Конспект классного часа на тему Что такое хорошо и что такое плохо


Классный час на тему
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Сабанцева Е.В.
МБОУ ПГО «Пышминская СОШ»
Цель.
Формирование нравственных качеств учащихся, способности формулировать нравственные суждения;
Развитие умения лучше понимать чувства людей, мотивы поведения;
Воспитание понимания в необходимости добра.
Планируемый результат.
Понимание учащимися слов «хорошо», «плохо», понятий «добро», «зло»;
сформированность умения отличать хорошие и плохие поступки.
Подготовка.
Рисунки на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
Презентация учителя (флипчарты).
Карточки.
Творческое задание (сочинение стихов).
Ход занятия
1.Вступительное слово учителя.
С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Эпиграфом к сегодняшнему занятию стали пословицы, которые вы видите.
Называться человеком легко, быть им трудно. (Слайд)
Человек – это то, что он сам из себя сделал.
Без добрых дел, нет доброго имени.
Ребята, как вы понимаете эти пословицы?
2. Введение в тему.
Сегодня мы проведём с вами необычный классный час, а дискуссию- диспут.
Что обозначает слово дискуссия? Работа учащихся со словарём
Что означает слово диспут? Ожегова.
Какова тема и цель нашей дискуссии? Учащиеся формулируют тему и цель.
(Тема на слайде)
3.Работа по теме дискуссии.
- Как вы понимаете значение слова “хорошо”? Высказывания детей
-Как вы понимаете значение слова «плохо»?
-Молодцы! Значение слов определили правильно.
-Какими близкими по значению можно заменить эти слова.- Давайте подберем слова – синонимы.
Работа в парах (на партах карточки) (слайд)
скверно
отлично
неважно
худо
неладно
прекрасно
превосходно
неважнецки
качественно
нехорошо
слабо
- Какие слова являются синонимами к этим словам?
Чтение стихов учащимися.
Дома вы сочиняли стихи на тему «Что такое хорошо и что такое плохо».
Сейчас мы послушаем ваши стихи. Сформулируйте вывод по каждому стихотворению.
Сценка «Чья помощь лучше»
- Посмотрите выступление и решите, кто из героев поступает хорошо, а кто плохо.
Сказка.
Жил-был король. И было у него три дочери - Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
-Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
-Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!
Вторая дочь Полина сказала:
-А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
-А ты что включишь? - спросил король у младшей дочери.
-Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.
-Ну что же, - сказал король, - теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
- Почему такой вывод сделал король после разговора с дочерьми?
- А какой вывод делаете вы?
Обсуждение поступков детей по рисункам учащихся.
Игра «Наши поступки» (Слайд)
-Ваша задача оценить поступки и действия с двух позиций – хорошо это или плохо. Хороший поступок – фишка красного цвета, плохой поступок – фишка синего цвета.
Защитил слабого.
Разрушил птичье гнездо.
Помог младшей сестре, другу, маме.
Порвал книгу.
Не выполнил домашнее задание.
Защитил слабого.
Смастерил кормушку.
Поссорился с мамой.
Быть аккуратным.
Обидел друга.
- А как вы понимаете слово друг? Высказывания учащихся
-Что значит быть настоящим другом?
Просмотр и обсуждение мультфильма «Настоящие друзья»
- Оцените поступки мышонка.
- Кто же был мышонку настоящим другом?
- К какой позиции – хорошо или плохо, отнесёте понятие дружба.
Работа в группах
-А какое вы знаете слово очень близкое к слову «хорошо», оно хоть и не является синонимом, но всегда рядом? - А со словом «плохо»?
- Дайте определение словам «добро» и «зло» Высказывания учащихся
- Продолжите высказывание
Добрый человек это ….
Злой человек это…
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей. (слайд)
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
-Прочитайте эпиграф.
-Согласны ли вы с этим высказыванием?
Песня «Доброта» сл.Н.Тулуповой, муз. И. ЛученкаПроблемные ситуации.
- Как вы поступите в следующих ситуациях?
Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои действия?
Ты зашёл в свой подъезд и увидел соседку с 3 этажа с тяжёлыми сумками. Как ты поступишь?
Родители пошли на уборку двора у вашего дома. Тебя не позвали. Какими будут твои действия?
Чтение и обсуждение рассказа М. Скребцовой «Юноша и морские звёзды»
Как-то на рассвете старик шёл по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звёзд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
-Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнёс:
- Толк есть для этой морской звезды.
- Что побуждало юношу бросать в воду морских звёзд?
- Как вы поняли слова юноши: «Толк есть для этой морской звезды».
- Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем всё равно не поможешь,
а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других».
Итог
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту. Пригодись
Хотя бы маленькой синичке-
Пусти её из клетки ввысь.
Музыкальная разминка под клип «Что такое доброта»
СЦЕНКА «Мальвина и Буратино».
Мальвина (приветливо). - Здравствуйте, дети!Буратино (бурча под нос). - Здравствуйте.Мальвина - Что ты такой невеселый, Буратино?Буратино - Невеселый и все! А тебе что от меня надо?Мальвина (обиженно).- Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?Буратино - А что я тебе такого сказал?Мальвина - Ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.Буратино - Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает.Мальвина - Буратино, что у тебя за тон?Буратино - Обиженный. Ведь я никого не ругаю!Мальвина - Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.Буратино - Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну как посадка прошла?” А он обиделся и ушел. А что я плохого ему сказал?
Мальвина (обращаясь к ребятам). - Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна шутка Буратино? (Обсуждение).
Буратино - А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина - Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого слова дружба может разрушиться в один миг. Недаром в народе говорят: “Слово лечит - слово и ранит”.
- Да, доброе слово лечит, а худое калечит. Не уставайте делать добро. Давайте поддержим Буратино и постараемся избавиться от всех грубых, плохих, невежливых слов. Будем стараться делать добрые дела и говорить добрые слова, быть вежливыми.
Китайская пословица
Добра и зла исток – в душе у нас, а не вовне. (слайд)
Итог
-Как вы думаете, какие качества присущи доброму человеку?
- Запишите на лучиках качества доброго человека, которые у вас уже сформированы красным цветом, которые не сформированы – синим, чтобы определить, к чему вам необходимо стремиться.

4. Рефлексия.
- Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
- Продолжите высказывание. (слайд)
Наш классный час подошёл к концу, и я хочу сказать…
Что я получил от этого диспута …
Что мне это дало для жизни…
Мне показалось важным…
Я понял, что…