Рабочая программа 3 класс окружающий мир Плешаков А. А.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дьяченковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано. Утверждаю.
Зам. директора по УР Директор
МКОУ «Дьяченковская СОШ » МКОУ «Дьяченковская СОШ
________ /Ковалева Е.Н./ ________ /Колесникова Т.И./
«___» августа 2015г приказ от «___» августа 2015г №___
Рабочая программа
по окружающему миру
3 класс
Составила: Михайлова Е.И.,
учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _от .08.2015г
2015/2016 уч. г.
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
2. Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в 3 классе – 68 часов (34 учебные недели).
4. Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
5. Содержание курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
К концу 3 класса учащиеся должны знать:      человек — часть природы и общества;      что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;      основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;      основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;      взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);      взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);      строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;      правила гигиены; основы здорового образа жизни;      правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;      потребности людей; товары и услуги;      роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;      некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
      Учащиеся должны уметь:      распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;      проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;      объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;      выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;      выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;      владеть элементарными приемами чтения карты;      приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
а) Книгопечатные.
Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1-4 классы. Изд.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / А.А.Плешаков, М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь В 2 ч. К учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» - М.: Просвещение, 2011.
А.А.Плешаков Зеленые страницы: Кн. Для уч-ся нач. классов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: кн. Для уч-ся нач. кл. / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
От земли до неба: атлас – определитель для уч-ся нач. кл. /А.А.Плешаков. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 частях. / под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.
б) Печатные пособия.
Таблицы «Окружающий мир» для 1 класса:
Таблицы «Символы России»
в) Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
Глобус.
Модели дорожных знаков.
Муляжи овощей, фруктов, грибов.
г) Игры и игрушки.
Набор карандашей, красок, альбомов для рисования.
д) Натуральные объекты.
Коллекция полезных ископаемых.
е) Технические средства обучения.
Проектор
Мультимедийная доска
ж) Оборудование класса
Шкафы –
Столы ученические – 15 штук.
Стулья ученические – 30 штук.
Стол учителя – 1 штука.
Стул мягкий – 1 штука.
Календарно -тематическое планирование
№ Тема урока Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности Дата
Коррект. даты
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Как устроен мир. 7 часов. 1. Природа. Ценность природы для людей
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию.
Различать допустимые и недопустимые формы поведения. 2. Человек. Развитие готовности к сотрудничеству. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. 3. Наши проекты: «Богатства, отданные людям». Формирование адекватной и позитивной самооценки. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать. Сотрудничество в поиске информации. Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. 4. Общество. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 5. Что такое экология. Развитие готовности к сотрудничеству. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение корректировать, вносить свои изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. 6. Природа в опасности! Охрана природы. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. Прогнозирование результатов. 7. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Поиск и выделение нужной информации. Формирование универсального логического действия - синтеза Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
Умение договариваться, находить общее решение. Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Эта удивительная природа. 19 часов.
8. Тела, вещества, частицы. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Ориентация в своей системе знаний: в учебнике на развороте, в оглавлении, в словаре. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос или предмет. Умение находить общее решение. Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. 9. Разнообразие веществ Формирование адекватной и позитивной самооценки. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать. Сотрудничество в поиске информации. Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией. 10. Воздух и его охрана. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 11. Вода. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 12. Превращения и круговорот воды. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Понимание возможности различных точек зрения на какой либо вопрос или предмет. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Готовность к преодолению трудностей. 13. Берегите воду! 14. Что такое почва.
Формирование адекватной и объективной самооценки. Анализ объектов. Умение классифицировать, структурировать знания. Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 15. Разнообразие растений. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. Умелое оформление своих мыслей в устной и письменной речи. Умение работать по предложенному учителем плану. 16. Солнце, растения и мы с вами. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. 17. Размножение и развитие растений. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. Умение слушать и вступать в диалог. Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. 18. Охрана растений. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.
Знаково-символическое моделирование. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 19. Разнообразие животных. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности; потребности в учении. Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. Умение слушать и вступать в диалог. Развитие готовности к сотрудничеству. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 20. Кто что ест. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 21. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». 22. Размножение и развитие животных. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Формирование ценности «любовь» к природе. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. 23. Охрана животных. Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается Поиск и выделение нужной информации. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 24. В царстве грибов. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 25. Великий круговорот жизни. Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается Поиск и выделение нужной информации. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 26. Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Использование знаково-символических средств, в том числе схем и моделей. Ориентация на разнообразие способов решения поставленных задач. Формирование собственного мнения и позиции. Умение договариваться и приходить к общему решению. Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. Мы и наше здоровье. 10 часов.
27. Организм человека. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить свое предложение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение договариваться, находить общее решение. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 28. Органы чувств. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач. Умение контролировать действия партнёра. Учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Принятие и сохранение учебной задачи. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. 29. Надёжная защита организма. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. Формирование адекватной оценки правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив. 30. Опора тела и движение. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Сотрудничество в поиске информации. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. 31. Наше питание. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов.
Знаково-символическое моделирование. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 32. Наши проекты: «Школа кулинаров». Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. 33. Дыхание и кровообращение. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 34. Умей предупреждать болезни. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 35. Здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 36 Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Наша безопасность. 8 часов.
37. Огонь, вода и газ. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. 38 Чтобы путь был счастливым. Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. 39. Дорожные знаки. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. 40. Наши проекты: «Кто нас защищает». Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. 41. Опасные места. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. 42. Природа и наша безопасность. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 43. Экологическая безопасность. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 44. Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. Прогнозирование результата. Чему учит экономика. 12 часов.
45. Для чего нужна экономика. Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 46. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 47. Полезные ископаемые Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Нравственно-этическая ориентация. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. 48. Растениеводство.
Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 49. Животноводство. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 50. Какая бывает промышленность. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 51. Наши проекты: «Экономика родного края». Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. 52. Что такое деньги. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 53. Государственный бюджет. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. 54. Семейный бюджет. Формирование ценности «любовь» к природе.
Умение объяснять с позиций общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.
Поиск и выделение нужной информации. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 55. Экономика и экология. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. Постановка учебной задачи. Преодоление трудностей. Оценка качества и уровня усвоения материала. 56. Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Путешествие по городам и странам. 12 часов.
57-59. Золотое кольцо России. Формирование моральной самооценки, ценностно-смысловая ориентация учащихся. Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 60. Наши проекты: «Музей путешествий» Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 61. Наши ближайшие соседи. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Прогнозирование результата. 62. На севере Европы. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение нужной информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. 63. Что такое Бенилюкс. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Поиск и выделение необходимой информации. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничать в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. 64. В центре Европы. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение необходимой информации. Сотрудничество в поиске информации. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 65. По Франции и Великобритании. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия в случае расхождения с эталоном. Прогнозирование результата. 66. На юге Европы. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение структурировать знания. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. 67. По знаменитым местам мира. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. Поиск и выделение необходимой информации. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Прогнозирование результата. 68. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа. Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. ИТОГО – 68 Ч Формировать представление о длительности явлений