Рабочая программа Окружающий мир 3класс, автор А.А. Плешаков




ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ТАНГУЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО учителей
начальных классов
МКОУ «Тангуйская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _______2015 г.
Руководитель МО
Т.А.Волкова


СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Тангуйская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _________ 2015 г.
Зам. директора по УВР
М.А.Чугунина

_________________________
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от
«___»______________2015г.
Директор МКОУ
«Тангуйская СОШ»
МО «Братский район»
С.В. Орлова
________________________





Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
для учащихся 3 класса
на 2015-2016 учебный год




Образовательная область: «естествознание»








Разработала:
Волкова Т.А.
учитель начальных классов
I квалификационной категории.

2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для учащихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». (Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы, М.: Просвещение 2011г.) рекомендованной Министерством образования и науки РФ в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами НОО, Основной образовательной программой НОО и положением о рабочих программах МКОУ «Тангуйская СОШ».
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная рабочая программа отличается от базовой программы расширенным содержанием учебного материала и изменением количества часов на изучение отдельных тем, что обусловлено особенностями контингента обучающихся данного класса и изменением количества учебных недель в сторону увеличения.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика учебного предмета
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 3 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Уважение к миру это своего рода формула нового отношения к окружающему, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 70 часов ( 2 часа в неделю, 35 учебных недель).
Описание ценностных ориентиров
Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, и чтение, и получение информации от взрослых.
В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.
Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого, и направлено:
– на формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;
– развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;
– воспитание личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности



Учебно – тематический план



Названия разделов и тем
Количество часов
Практические работы
Контрольные работы
Тесты

1
Как устроен мир.
6
-
-
1

2
Эта удивительная природа.
18
7
-
1

3
Наше здоровье.
10
2
1
-

4
Наша безопасность.
7
-
-
1

5
Чему учит экономика.
12
2
1
-

6
Путешествия по городам и странам.
17
-
1
-

Итого
70
11
3
4








































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – часть общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества. Частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойств. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнение воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Разрушение почвы. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Охрана грибов.
Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте.
Наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервнаясистемы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.
Опасные места в квартире, доме и окрестностях. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Опасные животные: змеи. Правила поведения с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность, её основные отрасли.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Путешествие по городам и странам (17 ч)
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.
































Планируемые (ожидаемые) результаты изучения предмета
Личностные результаты:
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Метапредметные результаты:
--Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления:
-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера:
-умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения:
-способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач:
-использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа , организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета:
-овладение логическими действиями сравнения, анализа , синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать своё поведение и поведение окружающих;
-овладение начальными сведениями о сущности и особенностям объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».
Предметные результаты:
-понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувств гордости за национальные свершения, открытия победы;
-сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
-осознание целостного окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-освоение доступных способов изучения природы и общества( наблюдения, запись. измерения, опыт. сравнения, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


К концу 3-го года обучения

Учащиеся должны знать:
- Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.
- Животные дикие и домашние.
- Насекомые, рыбы, птицы, звери.
- Основные признаки времён года.
- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.
- Основные сведения о своём городе (селе). Домашний адрес. Виды транспорта.
- Наиболее распространённые профессии.
- Строение тела человека. Правила личной гигиены.
- Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.
- Имена, отчества родителей.
- Культура поведения в общественных местах.
- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.
- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.
- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.
- Названия нескольких стран мира

уметь:
- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.
- Различать группы растений и животных.
- Распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы).
- Выполнять правила поведения в природе.
- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.
- Выполнять правила поведения в общественных местах.
- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.


УУД:
- уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;
- осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
- осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);
- распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.
- уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях.
- ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам




























Учебно – методическое обеспечение программы

1. Авторская программа Плешакова А.А.»Окружающий мир». УМК «Школа России»
М.: Просвещение.2011г.
2. Учебник «Окружающий мир.3 класс» в двух частях Плешакова А.А..
М. Просвещение.2012
3.Рабочая тетрадь в двух частях.»Окружающий мир 3 класс» Плешаков А.А.
М. Просвещение». 2012
4. Плешаков, А. А. «От земли до неба»: атлас-определитель для нач. шк. / А. А.
М. Просвещение, 2013.
5. Плешаков, А. А. «Зеленые страницы»: кн. для учащихся нач. шк.
М. Просвещение, 2013.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир: тесты : 3 класс, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. –
М. : Просвещение, 2012.
7. Плешаков, А. А. Окружающий мир : метод. рекомендации : 3 класс, Н. М. Белянкова, А. . М. Просвещение, 2012.


































Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» 3 класс



Тема

Дата

Тип урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)






Предметные
Метапредметные универсальные учебные действия (УДД)

Личностные

I четверть (18 часов)
Как устроен мир ( 6 часов )

1.
Природа

Комбинированный
Анализировать текст, извлекать необходимую информацию, сравнивать объекты живой и неживой природы
Построение логической цепочки рассуждений
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

2.
Человек.

Комбинированный
Называть сходство человека и живых существ и отличие его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир.
Умение моделировать ступени познания человеком окружающего мира
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

3.
Проект «Богатства, отданные людям»

Проектный
Определять цель, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Сотрудничество с учителем и учащимися

4.
Общество

Комбинированный
Анализировать понятия, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в мире
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

5.
Что такое экология

Комбинированный
Называть экологические связи и их разнообразие
Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой
Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

6.
Природа в опасности
Тесты по теме.

Комбинированный
Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу
Моделировать в виде схемы воздействие человека на природу
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Эта удивительная природа (18часов)

7
Тела, вещества, частицы Практическая работа №1 «Тела, вещества, частицы»

Комбинированный
Различать тела и вещества
Моделирование процесса растворения, а также расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состояниях
Осуществлять самопроверку, проверять с помощью учебника правильность утверждений

8.
Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

Комбинированный
Описывать изучаемые вещества по предложенному плану, различать сахар, соль, крахмал по определенным признакам
Моделирование процесса растворения
Продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

9.
Воздух. Практическая работа №3 «Свойства воздуха»

Комбинированный
Объяснять свойства воздуха используя знания о частицах
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

10
Вода. Практическая работа №4 «свойства воды»

Комбинированный
Объяснять свойства воды на основе схем в учебнике
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

11
Круговорот воды в природе. Практическая работа №5

Комбинированный
Различать три состояния воды
Моделирование круговорота воды в природе с помощью пластилина
Сотрудничество с учителем и учащимися

12
Берегите воду

Комбинированный
Понимать, что надо беречь и охранять воду
Моделирование в виде схемы источников загрязнения воды
Проявлять познавательный интерес к изучению предмета

13
Как разрушаются камни

Комбинированный
Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах
Установлением причинно-следственных связей
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

14
Что такое почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы»

Комбинированный
Характеризовать процессы образования и разрушения почв
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

15.
Разнообразие растений

Комбинированный
Приводить примеры растений разных групп и видов
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

16
Солнце, растения и мы с вами

Комбинированный
Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений
Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.
Сотрудничество с учителем и учащимися

17.
Размножение и развитие растений Практическая работа №7 «Размножение и развитие растений»

Комбинированный
Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

18.
Охрана растений

Комбинированный
Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

II четверть (14 часов)

19.
Разнообразие животных

Комбинированный
Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

20.
Кто есть кто? Разнообразие природы родного края

Комбинированный
Умение работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

21.
Размножение и развитие животных

Комбинированный
Знакомство с размножением и развитием животных различных групп
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Сотрудничество с учителем и учащимися

22
Охрана животных

Комбинированный
Определять животных, занесенных в Красную книгу
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

23.
В царстве грибов

Комбинированный
Учить различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

24
Великий круговорот жизни Тест по теме.

Комбинированный
Познакомить с круговоротом веществ на Земле
Построение логической цепочки рассуждений.
Речевое высказывание

Наше здоровье ( 10 часов)


25
Организм человека

Комбинированный
Называть и показывать на модели органы человека
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

26.
Органы чувств

Комбинированный
Называть органы чувств, познакомить с гигиеной органов чувств
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

27
Кожа. Практическая работа №8 «Знакомство с внешним строением кожи»

Комбинированный
Называть меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

28.
Опора тела и движение

Комбинированный
Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Следить за правильной осанкой
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Сотрудничество с учителем и учащимися

29.
Наше питание

Комбинированный
Моделировать строение пищеварительной системы
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

30.
Дыхание и кровообращение. Практическая работа №9 «Подсчет ударов пульса»

Комбинированный
Установление связи между дыхательной и кровеносной системами
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

31.
Проверим и оценим свои достижения за 1 полугодие

Контроль ЗУН
Адекватно оценивать и анализировать свои знания
Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить
Контроль и самоконтроль

32.
Презентация проектов «Богатства, отданные людям»

Проектный
Адекватно оценивать и анализировать свои знания
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III четверть (20 +2 часа) 22ч

33.
Умей предупреждать болезни

Комбинированный
Называть способы закаливания, правила поведения в случае заболевания
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Сотрудничество с учителем и учащимися

34.
Здоровый образ жизни

Комбинированный
Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы, негативно на него влияющие
Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации
Сотрудничество с учителем и учащимися

Наша безопасность (7 часов)

35
Огонь, вода и газ.

Комбинированный
Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

36
Чтобы путь был счастливым.

Комбинированный
Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы. Езде на велосипеде, в автомобиле, общественном транспорте.
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

37
Дорожные знаки.

Комбинированный
Называть дорожные знаки, обсуждать, как они помогают пешеходам
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Сотрудничество с учителем и учащимися

38
Проект «Кто нас защищает»

Комбинированный
Определять цель проекта.
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

39
Опасные места

Комбинированный
Называть правила безопасности на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

40
Природа и наша безопасность.

Комбинированный
Понимать какие опасности природного характера нас подстерегают
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса

41.
Экологическая безопасность. Тест по теме.

Комбинированный
Знать и называть правила экологической безопасности
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Чему учит экономика (12 часов)

42
Для чего нужна экономика

Комбинированный
Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

43
Природные богатства и труд людей – основа экономики

Комбинированный
Приводить при меры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

44.
Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые»

Комбинированный
Называть полезные ископаемые, раскрывать основные способы добычи
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Сотрудничество с учителем и учащимися

45.
Растениеводство. Практическая работа №12 «Знакомство с культурными растениями»

Комбинированный
Различать и классифицировать культурные растения
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

46
Животноводство.

Комбинированный
Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать о их содержании и разведении.
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

47
Какая бывает промышленность

Комбинированный
Характеризовать труд работников отраслей промышленности
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

48
Проект «Экономика родного края»

Проектный
Характеризовать отрасли промышленности своего края
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

49
Что такое деньги

Комбинированный
Называть виды денежных знаков, различать денежные единицы разных стран
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

50
Государственный бюджет

Комбинированный
Объяснять зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Сотрудничество с учителем и учащимися

51
Семейный бюджет

Комбинированный
Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

52
Проверочная работа

Контроль ЗУН
Понимать взаимосвязь экономики и экологии
Осознание того, что усвоено, что необходимо усвоить
Контроль и самоконтроль

IV четверть (16 - 2 ч + 2 резервных) 16 ч

53
Экономика и экология.


Комбинированный
Понимать взаимосвязь экономики и экологии
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Путешествия по городам и странам (15 часов)

54
5556
Золотое кольцо России

Комбинированные
Знакомство с достопримечательностями городов Золотого кольца.
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Расширение кругозора

57
Проект «Музей путешествий»

Проектный
Определять цель проекта
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

58
Наши ближайшие соседи

Комбинированный
Называть государства, граничащие с Россией, их столицы
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки

Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

59
На севере Европы
21.04.15
Комбинированный
Познакомить с достопримечательностями государств Севера Европы
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы

60
Что такое Бенилюкс
23.04.15
Комбинированный
Познакомить с достопримечательностями стран Бенилюкса
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Сотрудничество с учителем и учащимися

61
В центре Европы
28.04.15

Комбинированный

Познакомить с достопримечательностями государств Центра Европы
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса

62-63.
По Франции и Великобритании
30.04.15
5.05.15
Комбинированные
Познакомить с достопримечательностями государств Франция и Великобритания
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

64.
На юге Европы
7.05.15
Комбинированный

Познакомить с достопримечательностями государств Юга Европы
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Расширение кругозора

65


По знаменитым местам мира



Комбинированный


Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности
Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки
Проявлять познава-тельный интерес к изучению предмет-ного курса















66.
Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие

Контроль ЗУН
Адекватно оценивать и анализировать свои знания
Осознание того, что уже усвоено, что необходимо усвоить
Контроль и самоконтроль

67.68
Презентации проектов

Проектные
Представлять результаты проектной деятельности
Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

69
70
Резервные уроки

Комбинированный





Итого
70 часов





















13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115






 "0246:bdj†
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·m