Информационно-исследовательский проект учащихся по психологии Магия цвета


информационно-исследовательский проект по психологии «Магия цвета»МАОУ «Земская гимназия»Выполнили: ученицы 7 «в» классаЗаболотная Е., Тимашова В.Педагог-психолог : Тинякова С.А. Изучение особенности воздействия цвета на эмоциональное состояние и поведение человека. Изучить теоретическую основу вопроса.Изучить приоритетный цвет у учащихся разного возраста и взрослых.Изучить воздействие цвета на эмоциональное состояние человека.Разработать рекомендации по эффективному использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах и помещениях гимназии. Актуальность проекта Поскольку цвет влияет на эмоциональность и поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте мы постарались объяснить человеческие реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. В проекте даны рекомендации, как наилучшим образом использовать цветовую гамму в помещениях гимназии. 1 гипотеза: каждый возрастной период человека имеет предпочтение определённого цвета. Чтобы доказать это было проведено анкетирование среди 5,7,9 классов и преподавателей.Вопрос: “Какой цвет вам больше всего нравится?” Учащиеся 5 классов Выбор: красный-зеленый. Активность, общительность, позитивное настроение, естественность и свежесть возраста. Выбор: синий- красный, Импульсивность, эмоциональность, порой даже агрессивность, но при этом интуитивное желание покоя и уединения (ограничение пространства). Учащиеся 7 классов Учащиеся 9 классов Выбор: красный, фиолетовый и черный цвета Колебания между красным и синим, т.е. фиолетовый цвет, говорит об инфантильности и внушаемости старших подростков, потребности в поддержке и опоре, о чувственности возраста. Примесь черного - о философском размышлении либо кризисном состоянии души. ПедагогиВыбор:зеленый Люди, предпочитающие зеленый цвет подсознательно стремятся к покою. Стараются быть сдержанными, терпеливыми и бурно не проявлять свои чувства. Предпочитающие зеленый цвет, как правильно рациональны и четко ориентированные на своем жизненном пути. Они серьезны в постановке своих целей и задач, готовы прийти на помощь своим близким, и даже посторонним людям. Наша первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает. 2 гипотеза: Определенный цвет воздействует на эмоциональное состояние и поведение человека. Для подтверждения гипотезы было проведено два эксперимента. ЭКСПЕРИМЕНТ №1 “Прослушивание музыкальных произведений с последующей ассоциацией цветового спектра” Участники – подростки возрасте 13-14 лет.Количество - 20 человек Использованные музыкальные произведения: Бетховен “Симфония №9”БлюзМоцарт “Лакримоза”Рок-опера Бетховен “Симфония №9” Блюз Моцарт “Лакримоза” Рок-опера ВЫВОД: Музыкальные произведения разных жанров вызывают у человека определенные цветовые ассоциации. Классическая, легкая музыка способствует возникновению более насыщенной цветовой палитры, чем тяжелые для восприятия произведения. ЭКСПЕРИМЕНТ №2 “Влияние определенного цвета на психоэмоциональное состояние человека” Участники – подростки возрасте 13-14 лет.Количество - 20 человекИспользованные цвета: зеленый, красный, желтый, черный.Ребятам было предложено в течение некотороговремени поочередно смотреть на цветовые квадраты. После просмотра каждого ребята записывали своиощущения. ЗЕЛЕНЫЙ КВАДРАТ ВОЗНИКАЮЩИЕ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ: ПОКОЙ, ТЕПЛО, ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, СВЕЖЕСТЬ, ЛЕТО, ПУТЕШЕСТВИЕ, МОРЕ, МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, УМИРОТВОРЕНИЕ, ЗЕВОТА (КЛОНИТ В СОН). КРАСНЫЙ КВАДРАТ ВОЗНИКАЮЩИЕ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ: СТРЕМЛЕНИЕ К ЧЕМУ-ТО, АКТИВНОСТЬ,ХОЧЕТСЯ ВСТАТЬ И ПОБЕГАТЬ, ТРЕВОГА,ОПАСНОСТЬ, АГРЕССИЯ, БОЛЯТ ГЛАЗА. ЖЕЛТЫЙ КВАДРАТ ВОЗНИКАЮЩИЕ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ: ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ, СОЛНЦЕ, ВЕСЕЛЬЕ,ТЕПЛО, УЛЫБКА, ДОБРОТА, СОСТРАДАНИЕ,НЕМНОГО ЛЮБВИ, ЕСЛИ ДОЛГО СМОТРЕТЬ-ВЫЗЫВАЕТ ТОСКУ. ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ ВОЗНИКАЮЩИЕ ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ: СТРАХ, ДЕПРЕССИЯ, ПУСТОТА, НЕБЫТИЕ, ЧТО-ТО КОСМИЧЕСКОЕ И ПУГАЮЩЕЕ, КАК-БУДТО ЗАТЯГИВАЕТ В БЕЗДНУ,НЕИЗВЕСТНОСТЬ. Наша вторая гипотеза, чтоопределенный цветвоздействует наэмоциональную сферу иповедение человека,оказалась верна и анализпсихических состоянийиспытуемых этоподтвердил. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ В УЧЕНИЧЕСКИХ КАБИНЕТАХ И ПОМЕЩЕНИЯХ ГИМНАЗИИ. Предмет дизайна Цвет Влияние на человека Стены классов и библиотеки оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло-охристый) дисциплинируетактивизирует умственную деятельность Доска темно-зеленый (желтые и оранжевые мелки) снимает напряжениеуспокаиваетпривлекает внимание Спортивные залы оттенки оранжевого тонизируетстимулирует активностьсогревает Лестничные проёмы зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение Трапезная оттенки бежевого и светло-жёлтого (красно-оранжевые витражи или декоративные панно) улучшает аппетитстимулирует работу желудка Актовый зал чередование светло-зелёных и золотисто-жёлтых плоскостей помогает сосредоточиться повышает творческую активность