Статья на тему: ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Предлагаю Вашему вниманию статью:
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Миракина Михаила Викторовича мастера производственного обучения
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР №124» МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДНР
роизводственное обучение является частью учебного процесса и включает деятельность мастера инструктирование и деятельность учащихся учение.Инструктирование и учение тесно связаны между собой  и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и целенаправленный учебный труд учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.
Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.
Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составляют сущность инструктирования деятельности мистера, которая включает следующие основные  элементы:
создание у учащихся ориентировочной опюпм деятельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнении и контроля действий;
руководство деятельностью учащихся при выполнении ими трудовых действий;
контроль и анализ учебных успехов учащихся, проверка и оценка их знаний, умений и навыков.
Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения.
Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся.
Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок. ( При урочной форме организации обучения, которая" характеризуется прежде всего руководящей ролью мастера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.
При обучении учащихся в условиях производства (на предприятиях, стройках, в хозяйствах и т. п.) основными формами организации учебного процесса являются:
обучение учащихся в составе ученических бригад;
обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.
экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.
Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах организации процесса обучения, являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Не следует смешивать урочную форму обучения и фронтально-групповую форму организации учебно-производственной деятельности учащихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности учащихся необходимо применять в единстве.
Методы производственного обучения это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, коммунистические взгляды, убеждения, отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
Чтобы правильно выбрать методы обучения, необходимо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно применяют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).
Словесные методы используют, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при текущем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих методов обучения следует выделить показ трудовых приемов, применяя который мастер формирует п сознании учащихся образ (образец) трудовых действий, которые они должны освоить.
Специфической формой организации производственного обучения следует считать производственную практику учащихся.  . Важнейшими для производственного обучения являются практические методы. Это основные методы формирования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучением нужно глубоко знать дидактические возможности этих методов и уверенно владеть способами их применения.
В последние годы внимание практических работников профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский) .
При применении репродуктивных методов учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют умственные и практические действия по образцу, данному преподавателем или мастером; при проблемно-поисковых последовательно и целенаправленно включаются в решение познавательных задач различной сложности, активно усваивают новые знания и умения. Проблемно- поисковые методы позволяют успешно развивать навыки творческой учебно-познавательной и трудовой деятельности учащихся, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и умениями.
В педагогической теории и практике вопросы применения репродуктивных и проблемно-поисковых методов разработаны главным образом применительно к теоретическому обучению. Однако бесспорно, что эти методы могут и должны найти применение и в процессе производственного обучения. Репродуктивные методы наиболее характерны для начального периода производственного обучения, когда учащиеся изучают основные приемы, операции, виды работ, трудовые функции, типичные для их профессии. В этот период обучение в основном ведется по образцам и инструкциям, предлагаемым учащимся в форме объяснений, показа трудовых приемов, инструкционных карт, простых алгоритмических предписаний и т. п. На более поздних этапах обучения, когда учащиеся накопили достаточный опыт для самостоятельной познавательной и трудовой деятельности, можно более широко применять проблемно- поисковые методы.
Многие мастера училищ ведут активные поиски путей применения проблемно-поисковых методов в производственном обучении учащихся. Они широко используют эвристическую беседу, инструктирование проводят так, что учащиеся получают не готовые указания и рекомендации, а совместно с мастером обсуждают и решают вопросы, связанные с организацией и технологией выполнения учебных заданий. Учащиеся при этом самостоятельно определяют режимы работы оборудования, производят технические расчеты, находят справочные данные в технической литературе, инструкциях и других источниках.
Формирование умений и навыков учащихся при этом базируется на развитии способностей сознательно применять знания по общетехническим и специальным предметам для рационального планирования, выполнения, контроля и регулирования трудовой деятельности. Развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся в значительной степени способствует постановка в процессе вводного и текущего инструктирования «продуктивных» вопросов, которые стимулируют активные мыслительные действия учащихся, заставляют их рассуждать, сравнивать, выбирать, обосновывать, высказывать свое мнение.
Многие мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руководством мастера в зависимости от сложности: разработка или улучшение конструкции приспособления, повышающего производительность труда; расчет режимов обработки с применением нового инструмента; составление технологической карты изготовления нового изделия и т. п. Широко в производственном обучении мастера применяют межпредметные домашние задания, выполнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.
Однако общая методика не может быть единственным методическим пособием для мастера, так как не учитывает специфику содержания обучения применительно к конкретной профессии и не отражает связанные с ним особенности организации и методики учебного процесса.
Организация и методика производственного обучения конкретным профессиям отражаются в так называемых частных методиках. В них раскрываются вопросы организации и методики всего курса производственного обучения в комплексе применительно к определенной профессии или группе родственных профессий. Для немассовых профессий методические пособия частного характера разрабатываются непосредственно в училищах в виде методических разработок по отдельным темам или разделам учебных программ. Поскольку в системе профтехобразования готовят квалифицированных рабочих более 1000 профессий, большинство из которых не являются массовыми, вопрос о качественной подготовке методических разработок по производственному обучению является очень актуальным.
Методические разработки, с одной стороны, методические пособия для начинающих и малоопытных мастеров и, с другой важное и действенное средство распространения передового педагогического опыта. По характеру методические разработки могут быть двух видов:
освещающие вопросы организации и методики изучения отдельных тем или разделов учебных программ;
освещающие отдельные вопросы учебно-воспитательной работы мастера с учащимися, например: применение тренажеров на уроках производственного обучения; осуществление межпредметных связей на уроках производственного обучения; и т. п.
 
 
Используемая литература:
 
1. Скакун В. А.Методические разработки по производственному обучению. М.: Высш. школа, 1980
2.  Организация и методика производственного обучения. М., 1978;
3. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я- Ба- тышева и С. А. Шапоринского. М„ 1977;
4. Проблемы дидактики производственного обучения. М., 1978, и др.


15