Урок Окончание Смуты. Начало династии Романовых


Конспект урока по теме
«Окончание Смутного времени. Воцарение Романовых»
(Пчелов Е.В. История России 17-18 веков. 7 класс. §6).
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: изучить и дать учащимся представление об окончании смутного времени,
о начале династии Романовых

Задачи урока:
1)образовательные:
а) дать ученикам представление о создании второго ополчения и освобождении Москвы
б) изучить и дать ученикам представление о воцарении Романовых и завершение Смуты.
2)развивающие:
а) развивать у учащихся умение извлекать информацию из разных видов источников: карты, текста, видеозаписей, документов.
б) научить трансформировать текст в сравнительную таблицу
в) научить делать краткую историческую справку об исторической личности
3)воспитательные:
а) воспитание уважения к прошлому;
б) воспитание чувства патриотизм, гордости за свой народ
Оборудование:
Учебник Е.В. Пчелова «История России XVII – XVIII века» 7 класс
Презентация и видеоролики
Атласы и настенная карта
Документы учебника
Структура урока
I этап – Организационный момент – 1 мин.II этап –Актуализация знаний – 3 мин.
III этап –– Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 2 минуты
IV этап - Изучение нового материала - 32 минуты
V этап - Этап подведения итогов и информации о домашнем задании – 3 минуты
VI этап - «Бонус» ( при резерве времени) – 4 минуты
Ход урока
Этапы урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Этап Орг.момент Учитель приветствует класс. Здравствуйте ребята! Определяет отсутствующих, определяет готовность учащихся к уроку (внешний вид, рабочая обстановка). Приготовьтесь к уроку, достаньте всё необходимое! Ученики приветствуют учителя.
I I Этап Актуализация знаний 1-й слайд презентации. Выходят слова
«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения….» В.О.КлючевскогоПолный слайд как итог ученических ответов
Охарактеризуйте период, к которому относятся слова Ключевского Ученики рассказывают о положении в стране.
III этап Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
2-й слайд: просмотр видеофрагмента «Призыв Минина в Нижнем Новгороде»
Что такое ополчение?
3-й слайд: термин - ополчение Откуда можно было ждать спасение Руси? Какой был выход?
Кто, где, когда, с чем обращается к народу? Найти ответ в § 6. Кузьма Минин в Нижнем Новгороде призывает собирать ополчение
Стихийные ополчения — формирования народа для защиты от врагов
Записать
IV этап - Изучение нового материала 4-й слайд: таблица для сравнения 1 и 2 ополчений
5-й слайд: заполненная таблица
Слайд 6-й: план ответа (памятка)
Слайд 7-й: Портрет Пожарского
Атласы стр. 10 «Смутное время», карта на доске
Слайд 8-й: фрагмент памятника Минину и Пожарскому
Слайд 9-й: праздник 4 ноября.
Документ учебника на стр. 38
Слайд 10-й: портрет Михаила Романова
Слайд 11-й: памятник Сусанину
Слайд 12-й Мы с вами уже знаем об одном ополчении. Давайте сравним первое и второе. Определите линии сравнения
Сравните т попробуйте объяснить: почему разный результат?
Краткая историческая справка о Дмитрии Пожарском
Оцените ответ, соответствие памятке
А) Покажите на карте и назовите города, принимавшие участие в формировании народного ополчения.
Б) Проследите по карте путь второго ополчения
В) Определите по карте места наиболее активных боев за освобождение Москвы
Небольшая справка о Ходкевиче, как объяснения причины ожесточенных боев именно возле Чертольских, Калужских и серпуховских ворот.
Итак, Москва освобождена. В будущем Минину и Пожарскому благодарная Россия воздвигнет памятник, фрагмент которого вы видите на слайде.
Найдите дату освобождения Москвы в тексте.
По-новому стилю – это 4 ноября.
Просмотрите фрагмент фильма и будьте готовы ответить на вопросы.
Когда принят закон о празднике?
Сколько лет отмечаем?
Почему так называется?
Страну освободили. Но ведь нужен тот, кто будет ею руководить в мирное время. Собрали Земский собор – представителей все страны. А собирали так: разослали грамоты с наказом по всем городам.
1)Ответьте на вопрос к документу
2) А зачем собирали-то?
Выбрали Михаила Романова. Комментарии к слайду. А почему именно его? Найдите в тексте вопрос на стр. 35, 3-абзац снизу. Далее определите какие причины были для такого выбора.
Иногда в истории огромную роль играет совсем незаметный человек.
Учитель читает стихи Рылеева (отрывок)
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей!— закричали враги, закипев,—
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
Мы с вами изучали текст, сравнивали, смотрели фильмы. Что же вы поняли сегодня? Какова главная идея урока?
(Кто творит историю? Кто ее герой?)Наш народ – великий. Он смог в 17 веке без участия властей спасти свою страну. Поэтому и праздник называется День народного единства. Мы можем полностью согласиться со словами Белинского Предположительно: дата, руководители, состав, цели, итоги.
Заполнение таблицы эстафетой
1)Подготовка более длительна
2) Роль руководителей
3) Больше народа
Сообщение индивидуально
Работают с картой
22 октября 1612 года
В 2004.
10 лет.
Народ объединился для защиты страны и спас ее .Ответы на вопросы.
Называют 4 причины:
1) родство с Иваном Грозным
2) популярность Романовых среди казаков
3) не связан ни с какими группировками
4)молод и бояре надеялись им управлять
Сообщение об Иване Сусанине (индивидуально)
Народ- творец истории. Жизнь страны - в руках народа. Но и отдельные личности могут сыграть большую роль. Это люди, которые могут повести за собой.
V этап Подведения итогов и информации о домашнем задании Слайд 13-й Комментирование домашнего задания Запись задания. Выставление оценок совместно с учителем
VI этап «Бонус» ( при резерве времени Видеофильм «Советские Сусанины» Учитель: Копылова И.М.
01. 2015