Конкурсная программа для воспитанников детских домов



Пояснительная записка
     Семья как институт естественной биологической и социальной защиты ребенка, выступает источником и опосредующим звеном передачи ребенку жизненного опыта. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни маленького человека, которая оставляет глубокий след в его душе и коренным образом меняет его судьбу, его отношение к окружающему миру.
     Контингент детского дома, это, как правило, дети, выросшие без любви, потому что нежеланны, ненавистны от рождения, потому что ими никогда не интересовались и не занимались. Все это оборачивается тяжелыми последствиями для психического и физического развития ребенка.
     Несомненно, что сохранение общности братьев и сестер в трудный момент их жизни является для детей спасательным кругом, позволяет им пережить новые перемены с меньшими потерями для их здоровья.
     Проживание братьев и сестер ставит перед коллективом детского дома непростую задачу – сохранение и формирование в лучших традициях родственных чувств между детьми, что будет основой в их подготовке к самостоятельной семейной жизни.
Выполнение главной задачи – укрепление родственных взаимоотношений, как основы для привития навыков самостоятельной семейной жизни потребовало разработать систему мероприятий.  Данная конкурсная программа "Мы вместе!", посвященная  Дню семьи, любви и верности одна из форм работы в этой системе.
8 июля – День благоверных супругов Петра и Февронии, которые издавна почитались на Руси как покровители семьи и брака. С 2008 г. эта дата стала официальным праздником Российской Федерации – Всероссийским днем любви, семьи и верности. Его празднование – прекрасный способ сделать отношения между ребятами, воспитывающими в детском доме еще крепче.
Цель конкурса:
формирование  нравственной культуры воспитанников, взаимопонимания и терпимости в отношениях  друг с другом.
Задачи:
- выявить интеллектуальные и творческие способности детей;
- развить чувство солидарности и здорового соперничества;
- способствовать сплочению детского  коллектива;
- создать систему массовых мероприятий с воспитанниками.
Оборудование:
- медио-проектор, экран, музыкальный центр;
- фломастеры, листы бумаги  для ответа; листы ватмана, клей, цветная бумага, - коробки ("кирпичики");
- конверты с детскими фотографиями;
- пословицы на карточках;
- набор продуктов, посуда, фартуки;
- темные ленты;
- благодарности командам, дипломы по номинациям, призы.
Подготовительная работа:
- выпустить газету "Моя семья", оформить стенд;
- провести выставку рисунков "Моя дружная семья";
- сделать плакаты:
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались";
"Когда семья вместе, так и душа на месте";
- создание презентации для хода мероприятия;
- оформить празднично актовый зал.
Конкурсная программа «Мы вместе»
Ведущий 1. Добрый день, гости дорогие! Мы рады видеть вас здесь, на семейном праздникепод названием "Мы вместе!"Ведущий 2.Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья –это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Ведущий 1. Сегодня мы проводим конкурсную программу между  ребятами, проживающими с нами рядом в детском доме и являющимися родственниками.
Представляем наши маленькие семьи:
( представление команд)
Ведущий 2. А теперь представляем вам семейный совет, выполняющий функции жюри. (Ведущий  представляет членов жюри.) В зале также присутствуют болельщики. Поприветствуем их бурными аплодисментами! Итак, самое время начинать нашу конкурсную программу.
( Звучит музыка)
Конкурс 1. «Устами младенца»
Задача: определите по описанию, о каком понятии идет речь.
- От нее нам становится теплее и радостнее, но от трудностей ее остается у людей совсем мало. Больше всего ее у бабушек. Дети так нуждаются в ней.  
 ( Ответ: доброта)
- Если его нет, то нет и радости. Без него не жизнь, а существование. Его всегда  желают друг другу. Его не купишь не за какие деньги.
 ( Ответ: здоровье)
- Каждый человек о нем мечтает и непременно хочет, чтобы оно было в его жизни. Никто не знает где его искать. Еще говорят: «Добивайся его сам, и оно к тебе придет». (Ответ: счастье)
- Ее всегда нам не хватает, и поэтому мы часто желаем ее уходящему или уезжающему человеку. Кому-то она сопутствует, и поэтому он счастлив. Когда она бывает, говорят: «Повезло!». ( Ответ: удача)
- Мы все хотим этого, а особенно дети. Она должно быть у всех, и маленьких, и больших. Большие ребята ее хотят и ищут. А если теряют, то очень огорчаются. ( Ответ: любовь)
- Всем, кто сидит в этом зале ее очень не хватает. Но у вас она обязательно будет, и очень дружная и крепкая. (Ответ: семья)
(Правильные ответы появляются на экране)
Конкурс 2.    "Народная мудрость гласит"
Учитель: Задача команд – собрать пословицы, имея их начало и концовку.
( Начало пословиц  распространены по залу, участникам необходимо их сначала обнаружить,  а затем найти вторую часть)
В гостях хорошо… (а дома лучше);
Когда семья вместе… (так и душа на месте);
Мой дом… (моя крепость);
Не нужен клад… (когда в семье лад);
Дом без хозяйки … (сиротка);
Дом вести …(не бородой трясти);
Чем богаты …(тем  и рады);
Каково деревце …( таково и яблочко);
Каков корень …(таков и отпрыск);
(Правильные ответы появляются на экране)
Конкурс 3. "Вспомним детство"
Каждая «семья»  получает конверт с детскими фотографиями воспитанников детского дома.  Участники должны отгадать, кто есть кто.
Пока команды готовятся, проходит игра со зрителями.
Ведущий.  А теперь немного отдохнем. Встали все, внимательно слушаем вопрос, отвечаем на него и выполняем движение головой.
Жить, ребята, без конфет
Очень плохо, скучно? (Да.)
Есть такой велосипед,
Что летает в космос? (Нет.)
Замерзает ли вода
в знойный летний вечер? (Нет.)
Все ли ездят поезда
лишь по рельсам только? (Да.)        
Может богатырь-атлет
до луны допрыгнуть? (Нет.)
Все стоят на красный свет
и авто, и люди? (Да.)
Может вкусным быть обед
из сырой картошки? (Нет.)
Все ли надо города
писать с заглавной буквы? (Да.)
Конкурс 4. « Самая литературная семья»
Задача: Необходимо дать правильный ответ на вопрос из области литературы.
- Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря?
(Ответ: 33 года.)
-  Что было нарисовано на холсте у папы Карло? (Ответ: очаг.)
-  Нам кажется, что у этой сказочной героини очень красивое имя, но на самом деле оно произошло от названия одного грязного вещества. О ком идет речь? (Ответ:Золушка, ее имя происходит от слова "зола".)
-  Оно дано каждому человеку, но другие пользуются им чаще, чем сам хозяин. Что это? (Ответ: имя.)
(Правильные ответы появляются на экране)
Конкурс 5. "Знаю ли я своего родственника "
Задача: От каждой семьи приглашается  пара. Вы одновременно будете записывать ответы на вопросы на листке бумаги. Совпадут ли ваши ответы? Кто из вас лучше знает своего брата или сестру?
Какой у вашего родственника  любимый цвет?
Как зовут друзей вашего родственника?
Какой у вашего родственника  любимый праздник?
Какой школьный предмет ваш родственник  любит больше других?
Какие конфеты предпочитает ваш родственник?
Какой у вашего родственника  любимый мульфильм?
Какая у вашего родственника  отметка по физкультуре?
Конкурс 6. "Кулинарный"
Задача: Из набора продуктов в течение 5 минут приготовить  бутерброды. Критерии оценки: эстетичность,   аккуратность, креативность в оформлении блюда.
Конкурс 7. « Глава семьи»
Задача: В этом конкурсе участвуют старшие по возрасту члены семьи. Необходимо объяснить, что означает понятия родственных связей.
Тесть (отец жены)
Теща (мать жены)
Зять (муж дочери)
Сноха (жена сына – для отца)
Невеста ( жена сына – для матери)
Свекор (отец мужа)
Свекровь (мать мужа)
Золовка (сестра мужа)
Шурин (брат жены)
Деверь (брат мужа)
Свояченица (муж свояченицы)
(Правильные ответы появляются на экране)
Конкурс 8. «Определи по руке»
Задача: Вызываются по одному члену семьи, им завязываются глаза. Нужно  с закрытыми глазами найти своего родственника по руке.
Конкурс 9.  « Кроссворд для  младшеньких»
Задача: Самые младшие члены семьи разгадывают кроссворд.
 (Приложение 1.)
Ведущий.  Как часто мы слышим слова: "Мой дом – моя крепость". Несомненно, у человека должен быть дом. И не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, какой он есть. Место, где человеку тепло и уютно. Пока наше жюри подводит итоги конкурсов, мы постараемся  построить дом своей мечты.
Предлагаем каждой команде набор кирпичей, из них вы построите дом. На четырех кирпичах у вас уже написаны слова: здоровье, любовь, понимание, улыбка. Каждой семье  надо дописать по одному кирпичику. Что еще необходимо для того, чтобы была крепкая семья? Придумайте, какие кирпичики возьмете для строительства чудесного дома. Крыше  тоже можно дать название.
(Команды выполняют задание под музыку)
Ведущий: Благодарю всех строителей. Дом  оказался просто прекрасным. Очень важно, чтобы в доме поселилось счастье. Думаю, что вы все обязательно станете счастливыми, и все хорошо будет в вашем доме. А какой дом без подарков?  Слово предоставляется жюри.
(Проходит награждение команд по номинациям: «Самая дружная семья", "Самая творческая семья", "Самая веселая семья" и т. д.)Ведущий. Наш праздник подошел к концу. Большое спасибо за активное участие в нем! Я думаю, что время, проведенное вместе, вам понравилось, вы смогли пообщаться, узнать друг о друге больше. Хочется, чтобы такие праздники стали в нашем детском доме  традицией.