Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы.


Использование информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ)
на уроках русского языка и литературы.
   Калинченко Оксана Сергеевна
учитель русского языка и литературы МБОУ Новинская ООШ Веселовского района Ростовской области
Современное представление о качественном образовании включает в качестве необходимого элемента свободное владение информационными технологиями, в связи с этим компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить процесс преподавания.
Для чего ввели информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс? Чтобы помочь педагогу организовать его так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке (занятии), видел плоды своего труда и мог оценить их. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет увлечь учащихся, так как стремительное развитие новых информационных технологий наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка.
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках
·        Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
·         Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
·        Тренажёр
·        Контроль над умениями, навыками учащихся
·        Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
·        В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
·        Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
·        Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
·        Визуализация учебного материала;
·        Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
·        Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
·        Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
·        Стимулирование воображения школьников;
·        Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Рассмотрим возможности использования презентаций на примерах. Часто на уроках литературы использую созданные мной мультимедийные презентации - как на вводных уроках, где с их помощью знакомлю учащихся с родными местами великих русских писателей – «В гости к Тургеневу , в Спасское – Лутовиново», так и на уроках , посвящённых сквозным темам в творчестве поэтов и писателей – приложение 2.1 –« Тема любви в творчестве С. Есенина», а также нестандартным урокам обобщающего характера - «Своя игра по пьесе «На дне». Данные презентации всегда дополняются сообщениями и выступлениями учащихся, чтением стихов – весь этот материал учащиеся находят, используя информационные возможности сети ИНТЕРНЕТ, учитывая рекомендованные учителем сайты.
Презентация помогает сделать урок эстетичным, информационно насыщенным, разнообразным и интересным. Она может быть лей мотивом всего урока, когда задает основную нить урока и его основные этапы, так, например, построен урок литературы в 11 классе на тему « Любовь в лирике Есенина». Рассмотрим основные фрагменты урока.
1. Методический комментарий: Вводный слайд, организационный момент, ориентация в теме, целеполагание


2.Методический комментарий: работа с таблицей ведётся в течение всего урока, где учащиеся в тетрадях заполняют свои наблюдения в краткой форме.
3.Методический комментарий: Каждый слайд сопровождается рассказом учащихся об адресате любовного послания, чтением и анализом стихотворений, посвящённых чувству любви, данная работа ведётся специально подготовленными творческими группами учащихся, заранее получившими задание и использовавшими сеть Интернет для работы с заданием.


4.Методический комментарий: в конце урока учащиеся озвучивают и дополняют таблицы, делятся своими мыслями, чувствами. Учитель обобщает их наблюдения и вместе с учащимися даёт анализ работы творческих групп и индивидуальной работы на уроке.
Зачастую презентация входит в урок как составная часть, помогает связать прошлое и настоящее, акцентировать внимание на значительном эпизоде, картине, явлении, показать красоту визуальных образов и художественного слова великих классиков, так на уроке, посвящённом произведению Лермонтова « Панорама Москвы» литература 6 класс ,учитель в вводной части урока предлагает учащимся взглянуть на панораму современной столицы.
Фрагмент урока с использованием презентации
Слово учителя: Сочинение М.Ю.Лермонтова «Панорама Москвы» посвящено современной российской столице. Москва занимает особое место в жизни М.Ю.Лермонтова. И любил он её особенно – «сильно, пламенно и нежно», и тосковал в разлуке так горестно и мучительно, как, пожалуй, никто из поэтов русских. Москва вошла в жизнь и творчество Лермонтова как символ Родины – она душа и жизнь поэта.
Почти 200 лет отделяют нас от этого произведения. Посмотрим на современную столицу (слайд-презентация, где соединились древняя и современная Москва)



Далее учитель проведёт беседу с учащимися по поводу увиденного-Какой вы увидели Москву? Какие её достопримечательности особенно вам запомнились?
- Представьте, что вы должны составить путеводитель по Москве, но нужно описать виды Москвы словами. Как бы вы это сделали? Какие художественные средства вам помогут? Посмотрим, как это сделал Лермонтов.
Комментированное чтение «Панорамы Москвы». Учитель читает по абзацам, комментируя и подключая к этому учеников. Дежурные по словарю познакомят класс с лексическим значением слова «панорама»
Далее учитель и учащиеся совершают прогулку по Москве времён Лермонтова, используя комментированное чтение « Панорамы Москвы», наблюдают над красотой художественного слова, наиболее яркие художественные средства отражаются в тетради, можно на презентации вернуться ещё раз к историческим местам Москвы.
В конце ученики сделают вывод об огромном чувстве любви к своей родине совсем ещё молодого Лермонтова, почти их сверстника, которое выразилось в художественном произведении.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается творческое задание – сочинение – путеводитель « Панорама моего села».
Очень часто презентации помогают в проведении нестандартных уроков обобщающего характера
Таким образом проходит урок – игра в 11 классе по драме Горького « На дне»

Урок построен в форме викторины « Своя игра», проходящей в два конкурсных тура

Каждая категория вопросов имеет свою цену в баллах, которая в случае выбора с помощью гиперссылки переводит учащихся в поле вопроса, а после ответа вновь по гиперссылке осуществляется переход в поле ответа и вновь на игровое поле, использованные гиперссылки подсвечиваются другим цветом.



С помощью жетонов с баллами, получаемых за верные и неверные ответы, учащиеся могут продемонстрировать уровень своего знания и понимания произведения, в финале проводится подведение итогов по сумме полученных баллов, определяются победители, выставляется эквивалент в оценках. Такая форма при разнообразии и оригинальности вопросов весьма интересна как у среднего звена, так и у старшего звена учащихся, и практически всегда проходит успешно, стимулируя учащихся глубоко проникать в литературный материал изученного произведения.
Хорошим дополнение к уроку могут стать видеоролики из сети Интернет - видеоклипы, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева, М.Цветаевой, Б. Пастернака и других. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей могут быть использованы на уроках не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и очень нужный урок.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел решить проблему. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников, ведь древняя мудрость гласит: « Истинный учитель – тот, кто ,храня опыт прошлого, смотрит с уверенностью в будущее».