Идея жизни в романе Б.Пастернака Доктор Живаго


«Доктор Живаго»Борис Пастернак Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. Б.Л.Пастернак. Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней, С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтобы вовек твоя свеча Во мне горела. Е.Евтушенко. Чувство жизни пронизывает все великие произведения русской литературы: это главная её идея Мировые войны, социальные революции, междоусобицы, военные диктатуры и деспотические режимы резко обесценили жизнь, истощили её ресурсы, обескровили и обездушили её, поставив на последнюю грань, за которой — бездна! Романы этих писателейобъединены острейшим переживанием живой жизни. Особенно ярко выражена идея жизни в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго». Андрей ПлатоновЕвгений ЗамятинВасилийГроссманБорис Пастернак Случайно ли ИДЕЯ ЖИЗНИ стала главной в романе?Поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу размышлений о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории»Поэтический сборник «Сестра моя жизнь» Идея жизни – в заглавии романа, в фамилии героя, в его профессииФамилия Живаго— форма родительного и винительного падежей слова живой в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем “Христа, сына Бога живаго”. “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать именем героя моего романа”.Б.Пастернак о фамилии героя: Внешне повествование вполне традиционно: судьба человека в эпоху революции. События романа даны через восприятие главного героя – это и составляет сюжет. Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, не приспосабливается к ним, оставаясь собой в любых условиях, сохраняя свою точку зрения. 2 части: прозаической и поэтической. 16 частей - повествование о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Юрия Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в пред- и послереволюционные годы. 17-я, последняя, поэтическая часть: в ней весь этот обширный материал как будто заново повторяется, преломляется через чувства.Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.Построение повествования хотел «… дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие», « … эта вещь будет выражением моих взглядов на жизнь человека в истории и многое другое»Авторский замысел Семья Ю. Живаго, среда, формирующая характер. Революция в судьбе Ю. Живаго. Споры о революции в романе.Гражданская война в судьбе Юрия Живаго. Любовь Лары и Юрия Живаго.Направления развития сюжета Мать – Мария Николаевна – умирает, когда Юре всего 10 лет:«Его курносое лицо исказилось. Шея его вытянулась. Если бы таким движением поднял голову волчонок, было бы ясно, что он сейчас завоет. Закрыв лицо руками, мальчик зарыдал». Семья Юрия Живаго Отец - «известный богач, добряк и шалопут, уже наполовину невменяемый» из-за чрезмерного употребления алкоголя, промотавший все свое состояние.Адвокат Комаровский помог Живаго-отцу потерять состояние.Семья Юрия Живаго Детство Юры протекало «в беспорядке и среди постоянных загадок». Ему не говорили о том, что отец промотал миллионное состояние семьи, а затем бросил их. Мать часто болела, ездила на лечение во Францию, а Юру оставляла на попечение посторонних людей. Он болезненно переживает смерть материСемья Юрия Живаго Дядя Юры определяет племянника в московскую семью своего приятеля профессора Громеко. Дети — Юра Живаго, его одноклассник гимназист Миша Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко — очень сдружились между собой. «Этот тройственный союз... помешан на проповеди целомудрия». Семья Юрия ЖивагоСемья Громеко — «образованные люди, хлебосолы и большие знатоки музыки». 1911 год. Дети выросли и заканчивают университет. Юра — врач, Миша — филолог, а Тоня — юрист. Юра увлекается написанием стихов, которым «прощал грех их возникновения за их энергию и оригинальность», и считает, что литература не может быть профессией. Семь я Юрия Живаго «смерти нет. Смерть не по нашей части... талант это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант — в высшем широчайшем принятии есть дар жизни». Юрий Живаго врачует мать Тони Громеко – Анну ИвановнуРешает , что, если она умрет, Тоня и Юра должны пожениться, поскольку они созданы друг для друга. Идея жизни в романеДоктор Живаго - хранитель жизни, её оберег. Жизнь героя становится житием, точнее бытием, осеняется знаком вечности (не случайно сначала в рукописи на месте названия было: “смерти не будет...”).У Юрия нет своей семьи, поэтому он ценит то, что дала ему судьба – отношения с семьей Громеко. Он старается охранять тепло приемной семьи.
Первоначальное отношение Живаго к революцииВ революции он видит что-то “евангельское” (ч. 5, гл. 8).2) Революция — это свобода. “Вы подумайте, какое сейчас время! Со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению”. “Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8). Он реагирует безошибочно только на истинное, вечное. Пока революция казалась ему проявлением и осуществлением жизни, пока социализм предстаёт “морем жизни, морем самобытности”, он восхищался её смелой и решительной “хирургией” и принимал её.Первоначальное отношение Живаго к революции Он не пришёл в отряд сознательно. «Лесные братья» захватили его насильно как человека, который может быть им полезен. Живаго – врач, а в отряде то сыпняк, то дизентерия.Юрий Живаго и гражданская война «Состав его пёстрый. В основном это крестьяне – середняки, но наряду с этим вы встретите кого угодно. Есть тут и бедняки, и монахи – расстриги, и воюющие с папашами кулацкие сынки, есть анархисты и беспаспорт-ные голоштанники, и великовозрастные, выгнанные из средних учебных заведений женихи – оболтусы. Есть австрогерманские военнопленные, прельщённые обещаниями свободы…»Партизанский отряд «лесные братья» Не очень – то озабочен «отбором человеческого материала», происходящим в горниле революции. Ему нет никакого дела до счастья каждого конкретного члена отряда, его волнуют более глобальные проблемы - счастье человечества.Командир отряда Ливерий Микулицын На груди убитого отрядного телеграфист Живаго нашел ладанку с истёртой бумажкой, на ней – текст девяностого псалма. Считалось, что он хранит от пули. Стих перевран, многие старославянские слова искажены, что говорит о неграмотности красного бойца.Во что верить? Второй был ещё совсем молоденький мальчик, вчерашний гимназист, на подкладке шинели заботливой маминой рукой было вышито: «Серёжа Ранцевич». «Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему ( Юрию) по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий».Во что верить?Повреждённый пулей материнский медальончик, из которого выпала бумажка, – тот же псалом, только написанный грамотно. Амулет спас юноше жизнь.
Это братоубийственная война, дикая и противоестественная. Это бессмысленная бойня. Друг на друга идут люди одной веры, которые в минуты смертельной опасности обращающиеся к одному источнику – христианской молитве.Отношение Живаго к войне Долг врача превыше политических симпатий и антипатий. С одинаковой заботой он относится и к красному партизану и к добровольцу колчаковской армии: для него нет ни красных, ни белых, а есть страдающий больной человек – высшая ценность жизни. Война заставляет людей забыть эту простую истину, но только не ЖивагоОтношение Живаго к войне Он не желает принимать законы бесчеловечной схватки, в которую втравили людей, не желает подчиняться насилию, оно неприемлемо для него. Это позиция «над схваткой». Позиция Живаго в гражданской войнеВ чем уязвимость такой позиции?Быть самим собой, духовно независимым, имеющим сомнения и колебания в душе, какие и должен иметь думающий человек – это позиция автора.
«Изуверства красных и белых будто соперничают по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их множили; от крови тошнило, она подступала к горлу, бросалась в голову».Война – великая и белых и красных, и к какому берегу ни пристань, всё равно ты будешь участвовать в этом насилии, а значит множить его.Живаго боится за человека вообще, его страшит судьба России: Мы видим войну глазами гордого независимого человека с твёрдыми нравственными принципами, рискнувшего выстоять в этой кровавой мешанине, сохранить человеческое достоинство, остаться самим собой.
Русско-японская война, волнения 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, красный террор, первые пятилетки, Великая Отечественная война.Исторические события в жизни страны и герояПочти все герои романа Пастернака по-своему задействованы в бурной жизни века и принимают его жизнь за свою. Каждый решает свою судьбу, соотнося с требованием времени: войны, революции, голода…Но доктор Живаго живёт в своём пространстве, в своём измерении, где главными являются не житейские ценности, а законы культуры.
Образы женщинТема любви в романе отличалась простотой и какой-то трогательностью. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. Любовь к Тоне –это любовь-долг, любовь-благодарность: эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго, символом чистоты и незыблемости семейного очага.Тоня Громеко, жена Живаго По дороге на елку к Светницким Живаго обращает внимание на окно, где горит свеча. Там Лара Гишар беседует с Павлом Антиповым.Ему приходят строки «Свеча горела на столе. Свеча горела...». Лара Гишар, Лариса Федоровна Антипова
Чувство к Ларе чисто и вечно. бежать от нее невозможно. Такая любовь дается лишь избранным: «Они любили друг друга не из неизбежности, а потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть, больше, чем им самим».Юрий Живаго и Лара Живаго ассоциирует Лару с Россией.Она – часть родной земли, которая, тоже «знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть!» “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16).Лара глазами Юрия Живаго Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса — “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор — “Божий дар”, Гишар — “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара — Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой. Символика имени Лара Образы женщин в романеТоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары входят размышления о судьбе России, о революции, природе.Лара — олицетворение радости жизни и самоотдачи”. “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство — приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16).Отношение Юрия Живаго к дому Окружающий мир, природа, история России.Что есть Россия для Юрия Живаго? Дворянская культура. (Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче).Идеи христианства: “человек живёт не в природе, а в истории” и “Евангелие есть её обоснование”: “Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека... идея свободной личности и идея жизни как жертвы”. Вечные ценности Юрия Живаго В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому произведению искусства: “Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая” (ч. 5, гл. 8).Первоначальное отношение Живаго к революции Революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.“Переделка жизни” (ч. 11, гл. 5) — противопоставление всему живому.“...Каждое водворение этой власти проходит через несколько этапов. В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками. Потом наступает второй период. Получают перевес тёмные силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество... мы находимся в начале второй фазы” (ч. 13, гл. 5).Как и почему изменилось отношение Живаго к революции? Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?Братоубийственная война (случай с Серёжей Ранцевым — ч. 11, гл. 4). “Толпа окружала лежавший на земле окровавленный человеческий обрубок” (ч. 12, гл. 8). Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?История Палых. “Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция калечит людей, лишая человеческого (ч. 12, гл. 8). Антипов становится Расстрельниковым (ч. 13, гл. 15). Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?“...Человек человеку волк. Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные” (ч. 13, гл. 2).“Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле” (ч. 11, гл. 4). Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?Насилие. “Во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9).Переворот. Лара: « Всё … относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, всё это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено” (ч. 13, гл. 13). Как и почему изменилось отношение Живаго к революции?“Владычество фразы, мёртвая буква закона. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения... теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, вам навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической — потом революционной” (ч. 11, гл. 4). Идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного. Вот почему Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя поворотить. Он участвует в революции скорее как частица природы.К каким выводам приходит герой? Стихи — это то, что не может умереть. Так воплощается идея жизни в романе.“Эти стихи написаны от одного лица — у стихов один автор и один общий лирический герой. Ю.А. Живаго — это и есть лирический герой Пастернака, который и в прозе остаётся лириком”. (Д.С.Лихачёв) Роман не заканчивается смертью героя. Он заканчивается стихами. Автор предельно искренен, он показывает момент вдохновения, когда перу не угнаться за мыслью.Он делает читателя свидетелем и соучастником труднейшей работы над словом.Лирический герой — самое ясное выражение поэта. Между поэтической образностью речей и мыслей главного героя романа нет различий. “ Живаго — выразитель сокровенного Пастернака”. Юрий Живаго о назначении искусства Символ творчества в романеВо время проезда Юрия с Тоней по Москве, по Камергерскому, он обратил внимание на чёрную протаявшую скважину в окне, сквозь неё просвечивает огонь свечи, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе...». Так рождается поэт Живаго. Свобода от догм, каких-либо партий, полная свобода от разума, жизнь и творчество по вдохновению, а не по принуждению.Роман «Доктор Живаго» — это лирическая исповедь Б.Л.Пастернака.Жизненный принцип Юрия Живаго Тематические циклы стихотворений Юрия Живагопоэзия на евангельские сюжеты, о природе, человеческих отношения, ассоциации с мировой духовной культурой (фольклор, Шекспир, Блок, Есенин, живопись и т.д.). В стихотворениях объединяются разные иллюзии и реминисценции. Это производит эффект поэтической многозначности, которая вынуждает читателя задуматься над важными философскими проблемами
человек, природа, евангельский мир и культура. Они объединяются в сознании лирического героя, который выступает как обобщающий образ человека ХХ столетия, который пытается разрешить важные вопросы в контексте вечности. Четыре важные сферы ГамлетГул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу эту мимо пронести.Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.Я один, всё тонет в фарисействе.Жизнь прожить – не поле перейти.Стихотворение открывает цикл стихотворений Юрия Живаго Мело, мело по всей земле,Во все пределы.Свеча горела на столе.Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столеСвеча горела.На озаренный потолокЛожились тени.Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночникаНа платье капал.И все терялось в снежной мглеСедой и белой.Свеча горела на столе,Свеча горела.На свечку дуло из угла,И жар соблазнаВздымал, как ангел. Два крылаКрестообразно.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,Свеча горела.З и м н я я н о ч ь {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЖИВОЕНЕЖИВОЕДоктор ЖивагоДетствоДом, семья, брачный союзЛараРоссияИсторияРеволюция — “великолепная хирургия”ПриродаТворчество, поэзияСвечаЗвериные законыУтрата собственного мненияНасилиеБратоубийственная война“Переделка жизни”Железная дорога ОБРАЗ СВЕЧИСимвол ненадёжной защищённости личности от общественных бурь.“Стихи Пастернака о любви, о женщине, о свиданиях с нею. Свеча — символ страсти...”Смысл символического образа зажжённой свечи “раскрывается в евангельской Притче о свече — свете истины, который надо не скрывать, а смело нести людям” Юрий Живаго и Гамлет: одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Живаго, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.