Технологическая карта урока Б.Л.Пастернак. Роман Доктор Живаго


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ №
Дисциплина: Литература
Группа: Тема занятия: Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Роман «Доктор Живаго».
Цель занятия: Образовательные:
- познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака, особенностями его лирики;
- рассмотреть жанровое своеобразие романа «Доктор Живаго», неразложимое диалектическое единство поэзии и прозы, определить роль поэтического цикла в романе.
- помочь обучающимся понять значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака.
Развивающие:
- развивать литературный вкус через анализ текста, выразительное чтение отрывков из произведений;
-развивать навыки мыслительной деятельности (сравнение, анализ, характеристика, интерпретация).
Воспитательные:
- формировать внутреннюю потребность личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности.
Обучающийся должен:
знать:
- особенности жизни и творчества Б. Пастернака, основные темы его лирики;
- содержание романа «Доктор Живаго». уметь:
- анализировать текст художественного произведения;
- свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ.
Средства обучения, оборудование Дидактический материал, ПК, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, тексты стихов Б. Пастернака, тексты романа «Доктор Живаго».
Вид учебного занятия теоретическое
Применяемые технологии Технология группового обучения, ИКТ, активные методы обучения, технология проблемного обучения, технология личностно-ориентируемого развивающего обучения, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего личность.
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1/длительность Организационный момент/ 3 мин.
Деятельность обучающихсяПриветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к уроку
Деятельность преподавателя Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, позитивно настраивает на урок
ЭТАП 2/длительность Мотивация. Целеполагание/ 10 мин.
Деятельность обучающихсяФормулируют тему и цели урока. Записывают в тетрадь тему и эпиграф.
Деятельность преподавателя Помогает осознать важность изучаемой темы и определить основную цель занятия.
 Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога.(из письма Пастернака В.Шаламову)  
Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула:
«Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стёкла, не по глазу (кому он по глазу?)».
Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которого «Лирика Бориса Пастернака?»
Приедается всё. Лишь тебе не дано примелькаться.
Дни проходят, и годы проходят, и тысячи, тысячи лет...
В белой рьяности волн, прячась в белую пряность акаций,
Может, ты-то их, море, и сводишь, и сводишь на нет.
Сказанное поэтом о морской стихии соотносится с его творчеством: при кажущемся однообразии лирических приливов и отливов — абсолютная неповторимость, непредвиденность поэтических волн, вызывающих изумление и восторг.
Мчались звёзды. В море мылись мысы.Слепла соль. И слёзы высыхали. Были темны спальни. Мчались мысли,
И прислушивался сфинкс к Сахаре.
(«Вариация», 1918)
Загадка сфинкса. Загадка поэтич. феномена. Может быть, надо вслушаться в звуки моря? Может быть, надо вглядеться в его краски? Не подарят ли они ключ к разгадке?
В осатаненьи льющееся пиво Светло, как днём. Их озаряет пена.
С усов обрывов, мысов, скал и кос,От этой точки глаз нельзя отвлечь.
Мелей и миль. И гул и полыханьеПрибой на сфинкса не жалеет свеч
Окаченной луной, как из лохани, И заменяет свежими мгновенно.
Пучины. Шум и чад и шторм взасос. («Тема», 1918)
Вопросы для обсуждения романа:
Тематика и проблематика романа.
     -    Человек и революция
     -    Человек и мир
     -    Человек и история
     -    Человек и природа
     -    Человек и его отношения с жизнью и смертью
Христианские мотивы в романе « Доктор Живаго»: христианские идеи, речь, символы
Анализ стих. « Гамлет», « Зимняя ночь», « Гефсиманский сад»
ЭТАП 4/длительность Этап усвоения новых знаний и способов действий/ 27 мин.
Деятельность обучающихсяВыступают с сообщением о жизни и творчестве Б. Пастернака.
Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми. Записывают основные положения в тетрадь.
Деятельность преподавателя Демонстрирует слайды.
ЭТАП 5/длительность Этап закрепления новых знаний и способов действий/ 39 мин.
Деятельность обучающихсяОтбирают необходимый лит. материал, анализируют, обобщают, делают выводы. Отвечают на вопросы, анализируя текст художественного произведения. Основные положения записывают в тетради
Деятельность преподавателя Дает комментарии о последовательности выполнения заданий. Осуществляет наблюдение за работой, корректирует и направляет студентов.
Анализ романа.
Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, являющейся не признаком безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой- выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, видит мир по- своему и не подстраивается ни под кого. Он личность. Идея романа- христианская идея свободной личности.
- Случайно ли идея жизни стала главной в романе?
- В чем прежде всего проявляется идея жизни в романе?
- В чем жизнь проявляется наиболее ярко?
- Что такое Россия для Живаго?
- Итак, что является главным для героя в жизни? (идеи христианства, идеи свободной личности и идея жизни как жертвы)
Слайды « Библейская тема»
-  С кем ассоциируется фамилия героя ? ( с образом Христа)
-  Символ, заключенный в имени главного героя? ( Юрий- вариант имени Георгий, Георгий- Победоносец)
Ю.Живаго почти не принимает непосредственного участия в событиях, но понимание им жизни, всего происходящего основано на христианских ценностях.
Основа сюжета- евангельская драма духовного выбора и крестной жертвы.
В центре размышлений героя триада: « жизнь- смерть- воскресение»
Творчество- « Слово Божие о жизни»
Слайды « Иисус Христос»
«Проповедь Веденяпина»( ч.1, гл.5)
- В каких произведениях 20 в. вы встречались с подобным пониманием Бога?
( М.Булгаков « Мастер и Маргарита»)
Какое значение в романе играет хронология событий?( сюжет в масштабе вечности)
Элементы церковнославянской лексики, отсылки к Священному писанию, к евангельским текстам и их роль.
Образ Христа и героя романа. Сопоставление.
Кончается ли роман смертью доктора Живаго?( Нет, он кончается стихами) Как вы думаете, почему?( Стихи- это то, что не может умереть)
               Стихотворения Юрия Живаго.
Поэзия и проза в романе образуют живое, неразложимое единство, новую жанровую форму. Поэтому можно говорить о жанровом новаторстве Пастернака. Итак, какое же значение в общем контексте романа имеет «тетрадь Юрьевых писаний»?
Итак, поскольку идеал героя романа и его автора спроецирован на « вечный образ», то лучше всего его рассмотреть на « Стихотворениях Юрия Живаго»
 -Каким стихотворением открывается 17, стихотворная глава произведения?
Слайды «Гамлет». Чтение стих.
Анализ стихотворения « Гамлет»
- Почему цикл открывается именно этим стих.?
- Своеобразие стих. « Гамлет» Пастернака и « Я- Гамлет» А.Блока
- Каким образом стих. включается в контекст мировой культуры?
- Какую формулу Шекспира заставляет вспомнить это стих.?
( « Весь мир- театр, и люди в нем актеры»)
- Что общего в судьбе Гамлета и Юрия Живаго?
Сравнение монолога Гамлета  ( В. Шекспир  «Гамлет»,акт 1,3)с размышлениями лирического героя стихя. Евангельская реминисценция.
В этом обращении( Да минует меня чаша сия!) перифраз молитвы Христа в Гефсиманском саду.
 Слайды « Гефсиманский сад». Чтение стих.
Анализ стихотворения « Гефсиманский сад»
- Какое место занимает это стихотворение в поэтической тетради?
- Дайте свою интерпретацию стих.( для Живаго следовать Иисусу Христу значит идти избранным путем страданий, обрести Вечность)
- Скрытая полемика с поэмой А.Блока « Двенадцать».
- В каких произведениях литературы 20 в. вы  побывали вместе с автором в Гефсиманском саду? ( М.Булгаков « Мастер и Маргарита», сцена убийства Иуды)
 - У каких авторов вы встречали произведения, соотносимые с романом по использованию христианских мотивов?( А.Ахматова « Реквием»)
- Почему именно это стихотворение завершает книгу лирики Юрия Живаго?
 Существует предположение, что стих. «Зимняя ночь»- первое стих. Юрия Живаго. Предположение  это интересно и в общем соответствует духу романа, его символике.
Чтение стих. Песня на слова этого стихотворения.
Слайды « Зимняя ночь».
-Определите значение образа-символа свечи по роману и Библии.
 ( 9, 10 гл. 1 части-  канун праздника Рождества Христова. Именно в это время Юрий шепчет про себя: « Свеча горела на столе. Свеча горела…». Он надеялся, что продолжение придет само собой без принуждения. Оно не приходило. Символика свечи восходит к словам в Нагорной проповеди «…зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем  в доме»  Образ- символ горящей свечи проходит через все повествование, таким образом как бы скрепляет соответствующие части романа)
- Какой второй основной образ присутствует в стихотворении?( метель)
-Что может человек противопоставить враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве?( человеческие чувства)
- В каких строчках поэт утверждает: метель бессильна? В чем сила финальной строфы стихотворения?
- Философские стихи и привычные слова. Бытие и быт.
- Как звукопись передает стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель?
-Какие тропы использует поэт? ( эпитеты, сравнения)
- Словесное построение текста (нет глаголов, обозначающих действия героев)
- Почему критики определяют это стих. как сплав филос. и любовной лирики?
ЭТАП 7/длительность Информация о домашнем задании/ 3 мин.
Деятельность обучающихсяЗаписывают домашнее задание. Задают вопросы.
Деятельность преподавателя Дает комментарии по выполнению домашнего задания
СР «Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике»,с. 598, 603-605, составить хрон. Таблицу, принести на урок стихи Твардовского, читать их
ЭТАП 8/длительность Подведение итогов занятия/ 5 мин.
Деятельность обучающихсяОсуществляют самооценку собственной учебнойдеятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Деятельность преподавателя Подводит итог урока, оценивает деятельность обучающихся за урок.
-Каково значение «Стихотворений Юрия Живаго» в контексте романа?
-Какими словами заканчивается роман, каково ваше мнение по поводу финала?
Видеофильм « Б. Пастернак» (отрывок)
Итак, мы с вами перелистали страницы жизни и творчества Б.Л. Пастернака.
Снова обращение к словам М. Цветаевой. Согласны ли вы с ней?
- Как соотносятся слова М. Цветаевой с тем, что вы сегодня узнали на уроке?
ЭТАП 9/длительность Рефлексия/ 3 мин.
Деятельность обучающихсяАнализирует ответы студентов.
Определите, каким для вас был урок (укажите цифру):
1 сложным, я почти ничего не знаю из пройденного курса;
2 доступным;
3 простым и понятным, со всеми заданиями справился легко.
Деятельность преподавателя Анализирует ответы обучающихся.