Творческие рассказы


Творческие рассказы
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. А сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи. Я задалась вопросом: как это можно эффективно реализовать на логопедических занятиях?
Представляю опыт по использованию нетрадиционных средств развития речевого творчества детей.
Для развития речевого творчества логопеды используют разные средства: устное народное творчество, театрализация, сказкотерапия, пескотерапия. А т.к. современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть использованы для повышения качества обучения, в своей работе я использую и такое нетрадиционное средство, как мультфильм - один из главных интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к развитию собственной речи, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.
Игры и упражнения, способствующие развитию речевого творчества детей с использованием мультфильмов
“Перепутанные серии” - восстановление последовательности событий и составление рассказов по серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием;
“Склеенные мультфильмы” - на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1 историю;
“Мультфильм-калька” - используя схему-сюжет популярного мультфильма, сочинить новую историю;
“Режиссер” - изменение деталей, эпизодов мультфильмов;
“Описательные загадки о мультфильмах” - не называя героев, ребёнок кратко пересказывает мультфильм;
“Плёнка закончилась” - детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать и разыграть его продолжение;
“Потерянные серии” - сочинение основной части истории по начальному и конечному фрагменту мультфильма;
“Реклама мультфильма” - придумывание рекламного текста, выступление;
“Оживление мультфильма” - этапы работы:
Озвучивание;
Репетиция;
Проигрывание
“Создание мультфильма”- в программе “Мульти-Пульти” или другими способами.
В связи с изменениями требований к образовательному процессу, в соответствии с ФГОС начального общего образования, появилась необходимость пересмотреть содержание своей деятельности, с точки зрения развития универсальных учебных действий (далее УУД) у детей.
Мною были проанализированы УУД, формируемые педагогом при изучении предмета “Литературное чтение” и выделены те, которые я могу помочь сформировать в процессе своей работы в обозначенном направлении.
Результативность опыта: в том, что благодаря использованию нетрадиционных средств развития речевого творчества, у детей происходит формирование УУД, например таких как:
познавательные 
1)Делать выводы в результате совместной работы группы детей и логопеда
2)Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, фрагментах мультфильмов
коммуникативные 
1)Оформлять свои мысли в устной форме
2)Слушать и понимать речь других
регулятивные
1)Принимать и сохранять учебную задачу
2)Учиться осуществлять контроль за своей речью.
Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.