Статья Межпредметная интеграция в творческих проектах и её роль в повышении познавательного интереса школьников


Заседание МО учителей образовательной области «Технология», «Искусство», «Физическая культура», «ОБЖ», «МХК».
«Межпредметная интеграция в творческих проектах и её роль в повышении познавательного интереса школьников»
(обмен опытом)
Подготовила
Шахаева Татьяна Ивановна
Учитель технологии
МБОУ «СОШ № 6»

г. Усолье-Сибирское
2016.
Хочу поделиться с коллегами тем, что больше всего удаётся в работе. Рассказать о межпредметной интеграции в проектной деятельности.
С целью развития мотивации познавательной деятельности, связанной с поддержанием интереса к выполнению проектов, я предлагаю ученицам выполнять проекты не только для себя, своей семьи, но и для оформления кабинета, школы, наглядных пособий.
Особый интерес представляют такие проекты, как: технология – химия, технология – биология, технология – мировая художественная культура, технология – история, технология – география. Учащиеся невысокомативированные к тому или иному предмету, проявляют интерес на нетрадиционных уроках, с использованием интегрированных творческих проектов. Например: ученица, начиная с пятого класса, выполняла проекты только по швейному делу, а учителем химии был замечен интерес и стремление к познанию в области химии. Я предложила ей тему для проекта «Современные ткани в нашей жизни», где хорошо просматривается межпредметная связь двух дисциплин: технологии и химии. Заметно повысился интерес ученицы к выполнению проекта. Данная работа позволила ей взглянуть на проблему современной одежды и важность здорового образа жизни, выбор которого важен именно в подростковом и юношеском возрасте; способствовала расширению кругозора, привитию исследовательских навыков. Ученица выполнила наглядное пособие «Коллекция современных текстильных тканей», разработала практические рекомендации в выборе одежды из экологических и практичных в исследовании тканей. Предложенный материал используется как дополнительный на уроках технологии, химии, биологии, занятиях спецкурсов, классных часах, с целью пропаганды здорового образа жизни.
В рамках предметного материала «История России» уделяется внимание изучению истории родного края. Ученица седьмого класса выбрала тему для творческой работы «Символика родного города» и выполнила герб города в технике «Изонить». Выполняя эту работу, она изучила историю герба города. Данная работа использовалась в оформлении школы.
Ученица десятого класса, знакомясь с культурой Древнего Египта на уроках МХК, проявила интерес к египетской живописи и воссоздала фрагмент египетской фрески средствами современного прикладного искусства (вышивка), изготовила картину для украшения интерьера.
Ученицы восьмого класса реализовали в своём проекте межпредметную связь с такими учебными дисциплинами, как: мировая художественная культура, история, ИЗО, технология. В творческой работе «Русский женский костюм как модель мира» рассматривается национальный костюм в рамках его тысячелетней истории, как определённого рода произведение искусства. Исследование истории национального костюма, технологии его изготовления притягивает своей необъятностью, открывает мир многовековых представлений о красоте и гармонии, связывает разные поколения одного народа. Без прошлого нет будущего. Будущее нации зависит от уважения к традициям своего народа, а это возможно при бережном сохранении национальных традиций в повседневности. Ученицы сделали попытку стилизовать элементы изготовления костюма, которые использовали наши предки: крой сарафана и рубахи, фактуру и цвет ткани, выбор цвета нити для вышивания, выбор материалов для украшения. Результатом работы стал образец народного девичьего костюма, изготовленный в масштабе 1:4, и который может быть использован на уроках технологии, истории, МХК, в качестве наглядного пособия.
Проект «Школьная форма вчера, сегодня, завтра» является исследовательской работой. Ученица девятого класса изучила историю Российской формы, ознакомилась с формой зарубежных школ.
Изучая страноведение, ученицы седьмого класса с интересом взялись за изготовление наглядных пособий по географии. Изготовили макет типа жилища народов Западной Африки. Ученицы ближе познакомились с историей разных народов, с природными условиями и климатом. Это дало возможность на практике применить полученные знания.
Делая акцент на междисциплинарные проекты, где учебные предметы теряют свой изолированный характер, содержание и деятельность по их выполнению приобретают особый смысл. Такие проекты позволяют формировать и развивать надпредметные способы деятельности (умение сравнивать, делать выводы, выделять главное и существенное, умение пользоваться литературой и ЭВМ), как раз все те качества, которые ученики используют для самостоятельного получения знаний.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования).
Учебное проектирование следует рассматривать как практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.
Цели новой образовательной области технологии будут достигнуты, если учащиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приёмами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношениям к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности.
Образно этот процесс можно представить как «расширяющуюся воронку», в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретённый опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.