Сценарий литературно-музыкальной гостиной Марина цветаева. Страницы жизни и творчества



1892 – 1941 гг.
Музыкальная гостиная:
«Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества».
Задачи:
Познакомить с основными вехами жизни и творчества М.Цветаевой.
Определить основные черты личности поэта; дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни.
Осуществить знакомство с лирикой, прозой и письмами М.Цветаевой.
Познакомить с произведениями изобразительного искусства – репродукция картины Наумова «Дуэль», памятник А.С.Пушкину в городе Москве.
Воспитывать любовь и интерес к серьёзной классической музыке на примере музыки П.Чайковского, Ф.Шопена и романсов на стихи М.Цветаевой.
Оборудование:
Компьютерная презентация, выставка книг, ТСО.
Ход мероприятия.
Эпиграф: «Я не люблю жизнь как таковую, для меня она начинает значить, т.е. обретать смысл и вес, - только преображённая, - т.е. в искусстве».
Ведущий: Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Всё в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца.
Такой была судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины ХХ века. Всё в её личности и поэзии резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была её сила и самобытность, а вместе с тем и досадная обречённость жить не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним. Со страстной убеждённостью, провозглашённый ею в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чём не зависеть от времени, ни от среды – обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями личной судьбы. Н.Мандельштам писала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой».
Ученик: А начало её жизни было исключительно благоприятно для развития своеобразного дарования. 26 сентября 1892 года с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова в Москве родилась Марина Цветаева.

Стихотворение – «Красною кистью рябина зажглась…»
40811455537835Отец – Иван Владимирович Цветаев, в 29 лет уже был профессором Московского университета, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительного искусства. Лучшие годы он отдал музею.
Слушание страниц из воспоминаний М.Цветаевой «Вольный проезд», о создании музея.
Мать – Мария Александровна Цветаева была незаурядным человеком. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Пылкую романтическую натуру она выплёскивала в звуках.
Слушание страниц из воспоминаний – «Мать и дитя».
Марина росла среди музыки и книг. В дневнике матери есть строчки: «Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?»
righttop
Стихотворение – «Моим стихам, написанным так рано…»
Ученик: Читает на фоне звучания Сонаты №14 Л.Бетховена.
«Была картина в спальне матери «Дуэль» Наумова. Первое, что я узнала, что Пушкин – поэт…мой первый поэт, и моего первого поэта убили, а затем был «Памятник Пушкина», «Мне нравилось к нему бежать, и ,добежав, обходить, «Пушкин заразил меня любовью…»
Марина Цветаева писала: «Мне было шесть, и это был мой первый музыкальный год – «Русалка», «Рогнеда» и «Евгений Онегин».
Слушание фрагмента из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» -
«Письмо Татьяны».
Мать спросила: «Что же тебе, Муся, понравилось?
Марина: «Татьяна и Онегин».
Мать: «Но, как же, это может быть? Но что ты там могла понять?»
Марина: «Моя первая сцена была нелюбовная: он не любил (я это поняла)…она любила, он ушёл, она осталась. Это первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви».
Звучит песня М.Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной»
38620705956935Марина Цветаева: «Но ещё одно, не одно, а многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если потом всю жизнь…первая писала, первая протягивала руку и руки, не страшась суда, то только потому, что на заре моих дней…Татьяна это на моих глазах – сделала. И если потом, когда уходили (всегда уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда в саду, Татьяна застыла статуей».
Учитель: В 1902 году, когда Марине едва исполнилось 10 лет, Мария Александровна заболела чахоткой, и благополучие навсегда покинуло семью Цветаевых. Мать скончалась летом 1908 года.
Ученик: 1910 год, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей её законченного детства. Здесь она, почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом.

Марина Цветаева 1912
Стихотворение «Молитва» - «Христос и Бог! Я жажду чуда…»
Первый заметил её стихи Максимилиан Волошин. Он отметил в её произведениях – искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства.
Кто вам дал такую ясность красок?
Кто вам дал такую точность слов,
Смелость всё сказать от детских ласок
До весенних новолунных снов?
В Волошине «любимом родном Максе» она нашла друга на всю жизнь.
30714952527935Учитель: Марина была человеком, не любившей своей внешности. Не любила она и говорить о ней, но что пишет о ней дочь в своих воспоминаниях: «Моя мать была не велика ростом – 163см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у неё: даже склоняясь над письменным столом, она, хранила «стальную выправку хребта». Волосы её, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были её глаза – зелёные, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, постоянной выразительности, изменчиво и насыщенно оттенками, как небо и вода».
Ученик: Макс Волошин знакомит Марину с Сергеем Эфроном. Они встретились 5 мая 1911 года на морском берегу. Это был красивый грустный юноша, с поразительно огромными глазами.
С Сергеем Эфроном


«Есть такие голоса,
Что смолкаешь, им не вторя,
Что предвидишь чудеса,
Есть огромные глаза
Цвета моря…»
Взглянув в них, Марина загадала, что «если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Он нашёл и вложил ей в ладонь розовый, крупный камень, который Марина хранила всю жизнь.
Ученик: На фоне звучания музыки «Вальса» Ф. Шопена.
Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года.
Стихотворение С.Э. «Я с вызовом ношу его кольцо…»
В дневнике она пишет: «Серёжу я люблю бесконечно и навеки. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Он блестяще одарён, умён и благороден. Если бы вы знали, какой он пламенный, великодушный и глубокий юноша! Я, постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается температура, он весь – лихорадочная жажда всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не расстаёмся. Наша встреча – чудо».
Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа».
Учитель: 5 сентября 1912 года у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре.

Стихотворение «Девочка! – Царица бала!...»«Назвала так от романтизма и от высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. Ариадна – ведь это ответственно!» Дочь стала центром внимания и любви.
Стихотворение «Але» - «Ты будешь невинной, тонкой…»
Ученик: 1914 год. Первая мировая война. Серёжа отправляется на фронт с санитарным поездом – в качестве брата милосердия. Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё что можно было продать – продано, что можно было сжечь, чтобы не замёрзнуть – сожжено. Она отдала дочерей в Кунцевский приют, где младшая Ирина умирает от голода. Её пронизывает ужас от одной только мысли, что Сергей погиб. Она ждала, спасала поэзия. В тёмной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки.
Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 года.
«С сегодняшнего дня – жизнь. Мой, Серёженька! Если от счастья не умирают, то, во всяком случае – каменеют. Я верю в чудо, Серёжа!».
Ученик: 11 мая 1922 года Марина Цветаева навсегда оставляет свой дом в Борисоглебском переулке в Москве, и, взяв девятилетнюю Алю, отправляется за границу.
Звучат страницы автобиографической повести – «Поезд».
Романс А.Петрова «Всюду бегут дороги».
Марина Цветаева. Париж.
lefttop
Жизнь эмигрантская трудная, нищая. Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву, как свою, её охотно печатали. Но наступает жестокое отрезвление. Белоэмигрантская среда с мышиной вознёй и яростной грызнёй фракций и партий раскрылись перед поэтессой во всей отвратительной наготе. Связи с белой эмиграцией рвутся. В её стихах звучит тоска по Родине, по вырастившей её России, это стихотворения – слёзы, плачь поэтессы.
Стихотворение «Русской ржи от меня поклон…»
39477952727960Ученик: 1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын» Георгий, Мур – так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умилённою, благородною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил» - писала она. «Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть. Мальчиков нужно баловать – им может быть, на войну придётся идти».
Учитель: 1939 год. Цветаева восстанавливает своё советское гражданство и возвращается на Родину. В Москве она оказалась в отчаянном положении, вот часть её письма Павленко, писателю, заместителю А.А.Фадеева, секретаря Союза советских писателей.
234956414135 «Многоуважаемый т. Павленко.
Вам пишет человек в отчаянном положении. Нынче 27-е августа, а 1-го мы с сыном, со всеми нашими вещами и целой библиотекой – на улице, потому что в комнату, которую нам сдали временно, въезжает обратно её владелец. Начну сначала.18 июня1939 года, год с лишним назад, я вернулась в Советский Союз с 14-летним сыном и поселилась в Большове, в посёлке Новый Быт, на даче, в той половине, где жила моя семья, приехавшая на 2 года раньше. 27 августа ( нынче годовщина) была на этой даче арестована моя дочь, а 10 октября – и муж. Мы с сыном остались совершенно одни, доживали, топили хворостом, который собирали в саду. Я обратилась к Фадееву за помощью. Он сказал, что у него нет ни метра. На даче стало всячески нестерпимо, мы просто замерзали, и 10-го ноября…мы с сыном уехали в Москву, к родственнице, где месяц ночевали в передней без окна на сундуках, а днём бродили, так как наша родственница давала уроки дикции и мы ей мешали». Далее Цветаева описывает свои мытарства: «…мой сын, непривычный к такому климату, непрерывно болел, болела и я, к весне дойдя до кровохаркания. Жизнь была очень тяжёлая и мрачная. Положение безвыходное. Исхода не вижу. Взываю к помощи». Вот так встретила Родина Цветаеву, стихов её никто не помнил. Муж был расстрелян, дочь арестована (провела в лагерях почти 18 лет). После начала войны Марина с сыном попала в эвакуацию в маленький город Елабугу. Неустроенность, мысли о муже, тоска, полное одиночество, депрессия…
3 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой. Тут и настиг её «одиночества её верховный час».

Учитель: Из беседы Анны Ахматовой с Ариадной: «…Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры прослушивались, каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком, постоянная слежка – явная, открытая».
…Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Слова её были пророческими. Интерес к поэзии Цветаевой возрастает с каждым годом.
lefttop Я думаю, что на нашем мероприятии вы убедились, как пересеклись судьба Марины Цветаевой и страшные страницы истории нашей страны. А её поэзия – это отражение реальной жизни множества людей на её собственном примере.
Звучит песня М.Мягкова «Уж сколько их».