Сценарий литературной гостиной по творчеству В. Высоцкого


Литературная гостиная «Памяти Владимира Высоцкого»
Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром В. Высоцкого, заинтересовать их творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся.
Оформление: портрет В.Высоцкого, выставка книг с поэзией и прозой поэта, запись песен, слайды, свечи, гитара.
1 ведущий. Уважаемые учащиеся просьба соблюдать правила поведения:
выключить телефоны, не мешать читающим стихи, не реагировать на звонок на перемену.
Звучит песня в исполнении Б. Окуджавы «О Володе Высоцком я песню придумать решил»
1 ведущий.
Наша литературная гостиная сегодня посвящена творчеству В. Высоцкого. Поэту - песеннику, актёру. Сегодня не найти человека, который не знал бы этого имени. По итогам соцопроса Всероссийского института общественного мнения Высоцкий был назван «кумиром XX века»
2 ведущий.
В роддом на улице Щепкина Нину Максимовну Высоцкую провожала шумная компания — муж Семен Владимирович, соседи, подруги. Выходя из квартиры, загадали: если, согласно старинной примете, первым на пути будет мужчина, родится мальчик, женщина — быть девочке. На лестнице они встретили соседку, возвращавшуюся с ночной смены. Будущий отец, который очень хотел сына, ужасно расстроился и раздраженно сказал: "Я в приметы не верю!". Мальчик, которого нарекли Владимиром в честь дедушки, папиного отца, появился на свет около 10-ти часов утра холодным зимним днем 25 января 1938 года в Москве.
1 ведущий.
Когда Володе было три года, началась война. Отец ушел на фронт.
Владимир с мамой оставались в Москве. Налеты фашисткой авиации и
тревожный вой сирен заставляли, схватив посуду с водой и теплые вещи, бежать и прятаться в убежище, находившееся на противоположной стороне улицы.
И всегда, в течение всей жизни Высоцкий будет вспоминать о страшном времени, о войне, о тех, кому плохо.
Стихотворение «Сыновья уходят в бой»
2 ведущий.
Из воспоминаний Владимира Высоцкого
«Почему у меня так много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме? Нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к военной теме будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером».
Стихотворение «Давно смолкли залпы орудий»
1 ведущий.
Из воспоминаний Владимира Высоцкого
«Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы “довоёвываем” в своих песнях.
У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участие в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями».
Звучит песня “Кто сказал: «Все сгорело дотла?»
Стихотворение «Песня о звёздах»
2 ведущий.
В 1945 г. Володя пошел в первый класс .Но после войны родители развелись: отец познакомился на фронте с молодой вдовой Евгенией Лихолатовой и ушел из семьи. Второй раз вышла замуж и мать. Отношения с отчимом у Володи не сложились. Отец решил забрать сына в Германию, в городок Эберсавальд, куда его направили служить после войны.
1 ведущий.
В октябре 1949 г. Высоцкие вернулись в Москву. Владимир продолжил свое обучение в новой школе №186, которая находилась там же, где поселилась их семья, на Большом Каретном.
2 ведущий.
О дружбе и друзьях написано много стихотворений и песен. Я жил и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них...”
Звучит песня о друге
Стихотворение « У меня долги перед друзьями»
1 ведущий.
Вы видите аттестат, как закончил 10 класс Владимир Высоцкий, и с 10 класса он начинает заниматься в драмкружке.
Однажды Нина Максимовна Высоцкая пришла туда на репетицию. Она так вспоминает о своем впечатлении от игры сына:
"Володя изображал крестьянина, который пришел на вокзал и требует у кассирши билет, ему отвечают, что билетов нет, а он добивается своего. Я впервые видела его на сцене и до сих пор помню свое удивление, настолько неожиданными были для меня все его актерские приемы. После репетиции я подошла к Богомолову и спросила: "Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?" - "Не только может, но должен! У вашего сына талант", - ответил актер. И мама, и мачеха гордились им, они были первыми его зрителями, (их судьба).
2 ведущий.
Высоцкий поступил в инженерный институт, но вскоре понял, что  это не его призвание, и поступил в театральное училище. Он должен  был стать актером. И он им стал. Вся его актерская деятельность была связана с театром на Таганке. Театр был его призванием, а Высоцкий – неповторимым актёром. Он абсолютно владел залом, был хозяином сцены, обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал.
Гамлет – основная и любимая роль Высоцкого.
Зрители ходили на Высоцкого.
1959 г. Режиссёр В.Ордынский приглашает Высоцкого на роль студента Пети в фильме “Сверстницы”. Это дебют в кино.
1 ведущий.
А потом было множество фильмов, которые стали любимыми для многих поколений. Наиболее известные (нажимать).
И вновь звучат стихи Владимира Высоцкого.
Стихотворение «А люди всё роптали и роптали»
2 ведущий.
Стихи-песни Высоцкий начал сочинять в 24 года. Зато писать стал бурно, создавая много произведений и исполняя их перед друзьями.
Гитара у В.Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом услышал пение Б.Окуджавы, его поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Так Высоцкий стал писать песни в этом стиле.
Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Можно даже сказать, что они от него неотрывны. И как от автора. И как от исполнителя. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа.
Лучшие песни Владимира Высоцкого для жизни. В песнях этих есть удивительная сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опираться, как на плечо.
Звучит песня «Книжные дети»
1 ведущий.
О любви
Первая жена Владимира Семёновича – Иза Жукова. Они вместе учились в Школе-студии МХАТа. Во втором браке с Людмилой Абрамовой родились два сына: Никита и Аркадий. Большое чувство связывало поэта с третьей женой, французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Она жила в Париже, он в Москве. Редкие встречи, телефонные звонки. И полные любви строки…
Стихотворение “ Баллада о любви”
После смерти В.Высоцкого Марина Влади несколько лет жила одна. Затем вышла замуж за известного врача-онколога Леона Шварценберга.
2 ведущий.
Оксана АФАНАСЬЕВА – последняя любовь Владимира Высоцкого, самый близкий человек последних двух лет его жизни. Они познакомились в конце 1977 года.
В последнее время Владимир не скрывал своих отношений с Афанасьевой, он даже говорил ей: «Ну, хочешь, я разведусь с Маринкой». Оксана умоляла его не делать этого... Она страшно переживала и понимала, что Марина для него – несмотря на сложности в их отношениях, – человек близкий и нужный. И ломать их отношения ни в коем случае нельзя. По происшествии нескольких лет после смерти Высоцкого Оксана вышла замуж за российского актера, шоумена и бизнесмена Леонида Ярмольника. У них сложилась хорошая семья.
В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» её сыграла актриса Оксана Акиньшина
1 ведущий.
Тело, такое крепкое, пропорциональное, мускулистое, не могло выдержать изнурительной гонки, когда поэт спал по 4 часа в сутки, играл в каждом спектакле так, как будто это было его последнее выступление, а по ночам писал стихи. После концертов он был мокрый от усталости, пальцы в крови от струн, струны гитары часто обрывались.
Сердце поэта, измотанное страшными перегрузками, страданиями, болезнями не выдержало и 25 июля 1980 года оно остановилось.
2 ведущий.
Жарким июлем его хоронила вся Москва, из распахнутых окон на всю катушку гремели его песни. Эти строчки каждый знал наизусть.
Звучит песня « Мне каждый вечер зажигают свечи»
1 ведущий.
Так кем же он всё – таки был – Владимир Высоцкий? Кем же он был больше всего? Актёром? Поэтом? Певцом? Мы не знаем. Знаем только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.
Стихотворение «Я не люблю, когда мне лезут в душу»
Стихотворение «Оплавляются свечи»
2 ведущий.
К его произведениям можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно.
Но одно я знаю наверняка: мимо произведений Владимира Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не
существует. Сами песни не дадут этого сделать. Не дадут. Ибо они всегда заметны, всегда слышны. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается.
Звучит песня « «Баллада об уходе в рай» в исполнении Владимира Высоцкого
Ученик читает “ Мне каждый вечер зажигают свечи”
Ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. С автором их можно пойти куда угодно: в разведку, в тундру, в космос, да хоть к черту на гору! Но, прежде всего, песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что и пел-то он не песню, а правду. Правду крутых характеров, правду жизненных ситуаций: то высоких, то нелепых, правду извечных человеческих проблем, правду боли и нежности, правду своего времени. И получается, что говорил и пел он о том, о чем жаждали и не умели! Сказать и спеть самые обыкновенные люди. Пел не только о них, но еще и за них. От их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому они и назвали его своим другом, безоговорочно считали своим певцом.
Впрочем, нет, не певцом. Это другие были певцами. А он был Высоцким!
Звучит стихотворение “ Песня певца у микрофона”.
С. Говорухин: Высоцкий никогда не исполнял свои песни вполсилы. Всегда, везде – на концерте ли, дома ли перед друзьями, в палатке на леднике, переполненному ли залу или одному – единственному слушателю – он пел и играл, выкладываясь полностью, до конца, до пота.
В. Высоцкий: Я не пишу для определённой категории зрителей, я стараюсь затронуть души людей в независимости от их возраста, профессии, национальности. Я не люблю легких песен, я не люблю, чтобы на моих концертах отдыхали. Я хочу, чтобы моя публика работала вместе со мной, чтобы она творила. Наверное, так установилась моя манера. Моя песня – это почти крик.
Марина Влади: Ты не любишь рассказов о войне, но, как у каждого советского человека, они составляют часть твоей культуры. Этот народ, который ты глубоко любишь, находит в твоих песнях отголоски трагедии, не пощадившей ни одной семьи. На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьёзны.

Звучит “Посмертный монолог”.
Меня не съели свиньи – бог не выдал – Я просто взял и вышел в никуда.Я столько раз играл свою погибель, Что умер без особого труда.Меня не одолели яд и шпага,И прочие орудия убийств.Я столько раз живой вставал из праха,Что мне и мёртвому кричали “Бис”!И публика на площади гудела, Толкаясь и досадуя слегкаНа то, что задержали вынос телаЧрезмерно после третьего звонка.Теперь меня печатают посмертноИзящными столбцами, как меню, –Так будто бы звучат аплодисменты Эффектному финалу моему.Я пережил и двадцать шесть и тридцать,Свой тридцать третий и тридцать седьмой…Стихи мои! Я вам мешал пробиться, Наверное, лишь тем, что был живой.
Выключается свет, звучит “ Реквием” Моцарта. Перед портретом Высоцкого зажигается свеча.
II ведущий:
Он не допел, не досказал всего,Что било пульсом и в душе звучало,И сердце отказало от того,Что слишком долго отдыха не знало.Он больше на эстраду не взойдетТак просто, вместе с тем и так достойно.Он умер. Да. И всё же он поёт, И песни не дадут нам жить спокойно. Звучит песня В Высоцкого “Кони привередливые”.

Литературная гостиная, посвященная памяти В.Высоцкого, "Я до секунд всю жизнь свою измерил…"

Посвящается памяти В.Высоцкого (11-й класс)
Цель: в рамках темы “Авторская песня” ознакомить учащихся с поэтическим миром В.Высоцкого, заинтересовать их творчеством поэта; развивать творческие способности учащихся.
Оформление: портрет В.Высоцкого, выставка книг с поэзией и прозой поэта, запись песен, слайды.
Учитель. Мы продолжаем разговор об “авторской песне”, представителем которой является В.Высоцкий. Сегодня не найти человека, который не знал бы этого имени.
Ученик представляет слайды, связанные с биографией В.Высоцкого.
“Гитара у В.Высоцкого появилась не сразу. Сначала он играл на рояле, потом – на аккордеоне. Пел дворовые песни. А потом услышал пение Б.Окуджавы, поразило воздействие стихов Окуджавы, которые он читал под гитару. Так Высоцкий стал писать песни в этом стиле”.
(Отрывок из песни “У меня гитара есть”.)
Ученик (из интервью В.Высоцкого):
“Первые мои песни – дань времени. Это были так называемые дворовые, городские песни, еще их почему-то называют блатными. В каждой из песен была одна, но пламенная страсть: в них – извечное стремление человека к свободе, любви, моей женщине, друзьям, близким людям.
За меня невеста отрыдает честно,За меня ребята отдадут долги.
Это – о друзьях, это мне очень близко: я и сам в то время точно так же к дружбе относился, да и сейчас стараюсь. Я жил и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них...”
(Группа учеников исполняет под гитару песню “Если друг оказался вдруг...”.)
Учитель. Как пишутся стихи? Бывает так: иногда просыпаешься от того, что в тебе звучат слова, вскакиваешь и записываешь, боясь забыть. А иногда закроешь глаза и попадаешь в свой мир – цветные картины с шумами, запахами, множеством персонажей. В.Высоцкий называл их “снами наяву”. Так были написаны “Кони привередливые”, “Купола”, “Как по Волге-матушке”. Иногда под сильным впечатлением от увиденного. Например, увидев документальный фильм об охоте на волков с самолета, Владимиру долго мерещились обезумевшие животные, которые стараются зарыться в снег, поднимают искаженные отчаянием морды к ревущим машинам, откуда дождем льется смерть. Так пишется песня “Охота на волков”, из-за которой был запрещен спектакль на Таганке “Берегите ваши лица”.
Ученик читает стихотворение “Охота на волков”:
Рвусь из сил и из всех сухожилий,Но сегодня опять, как вчера:Обложили меня, обложили,Гонят весело в номера!..
Учитель. Много песен В.Высоцкий посвятил теме войны. И всегда, в самые счастливые минуты, он вспоминал о страшном времени, о войне, о тех, кому плохо. Из воспоминаний Марины Влади:
“В 1973 мы едем в Западный Берлин. Всю дорогу ты сидишь мрачный и напряженный. Мы идем по улице, и мне больно на тебя смотреть. Медленно, широко открыв глаза, ты проходишь мимо этой выставки невиданных богатств – одежды, обуви, машин, пластинок – и шепчешь:
– И все можно купить, стоит лишь войти в магазин.
В конце улицы мы останавливаемся у витрины продуктового магазина: полки ломятся от мяса, колбасы, фруктов, консервов. Ты бледнеешь как полотно и вдруг сгибаешься пополам. Когда мы возвращаемся в гостиницу, ты чуть не плачешь:
– Как же так? Они ведь проиграли войну, и у них все есть, а мы победили, и у нас нет ничего!
Эта первая, такая долгожданная встреча с западом вызывает непредвиденную реакцию. Это не счастье, а гнев, разочарование, осознание того, насколько хуже живут люди в твоей стране, чем в Европе”.
В ту ночь Владимир не сомкнул глаз. Потом, как в бреду, произносит долгий монолог: “Война: потерявшиеся дети, сироты, женщины, на которых легла вся тяжесть мужской работы. Долгие месяцы ужаса и отчаянного мужества. Несколько миллионов калек с изувеченными телами и душами. Мужчина тридцати пяти лет потерял обе руки и обе ноги. Таких называют “самовар”. Его поднимают, переодевают, моют, кормят. Его укладывают в кровать, похожую на коробку, а он не спит. Его жена, которой принесли с войны этот мешок страданий, выходила его. Ей сообщили, что ее беспомощный муж проживет еще сто лет. Он здоров, сердце, освобожденное от обязанности подводить кровь к рукам и ногам, будет биться еще очень долго. Она любит его, хочет, чтобы он жил, даже такой ценой. Поначалу он отказывается говорить. Но вдруг однажды вечером он начинает задавать вопросы о доме, о жизни в квартале. Женщина счастлива, она взахлеб рассказывает о наполовину придуманных событиях. Жизнь продолжается. Мужчина говорит, что хочет посмотреть, как люди живут, только из своей коробки ничего не видно. Женщина подтаскивает его к окну. Так он может смотреть на солнце, цветущие деревья. Это весна. Соседи привыкают видеть за окном лицо мужчины. Становится теплее, можно открывать окна. Сильная женщина заботливо усаживает беспомощного мужчину у окна, а сама уходит на работу. Мужчина наклоняется, цепляется зубами за занавеску в цветочек, нечеловеческим усилием вынимает себя из стула, раскачивается, переваливается через подоконник и, разжав зубы, навсегда освобождается от обязанности жить...”
(Звучит песня “Кто сказал: “Все сгорело дотла”?”.)Учитель. 28 июля 1980 года. Москва пуста. Олимпийские игры в самом разгаре. Ни пресса, ни радио, ни телевидение ничего не сообщили. Только четыре строчки в “Вечерке” отметили уход...
И все же на Таганской площади собралось почти 400 тысяч человек. Это был первый народный митинг, хоть и молчащий. Это была многокилометровая очередь, которая стояла ночь, оберегая поминальные свечи, стояла день, оберегая от палящего солнца цветы.
Жарким июлем его хоронила вся Москва, из распахнутых окон на всю катушку гремели его песни. Эти строчки каждый знал наизусть. И ни одна из них не была напечатана. Директор Ваганьковского кладбища добился лучшего места для могилы В.Высоцкого. Он тут же был уволен.
Марина Влади, войдя в кабинет Высоцкого, ужаснулась. Все было перерыто. Но рукописи не пропали. Сотни листочков она уложила в чемодан и спрятала у друзей. В 1981 году с помощью Иосифа Кобзона издана первая книга спасенных стихов В.Высоцкого под названием “Нерв”. Составителем был Роберт Рождественский.
О Володе Высоцком я песню придумать решил:Вот еще одному не вернуться домой из похода.Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потомОтправляться и нам по следам по его по горячим.Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.О Володе Высоцком я песню придумать хотел,Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился...Белый аист московский на белое небо взлетел,Черный аист московский на черную землю спустился.  (Булат Окуджава)
Учитель. Спасибо за урок.
Сценарий литературно-музыкального вечера "В. Высоцкий – поэт, певец и гражданин"

“Соплеменники, окажите честь -
Зачеркните “был”. Напишите - есть”!
П. ВегинЯ не люблю фатального исхода,От жизни никогда не устаю,Я не люблю любое время года,Когда веселых песен не пою.
Я не люблю холодного цинизма,В восторженность не верю, и еще - Когда чужой мои читает письма,Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину,Или когда прервали разговор,Я не люблю, когда стреляют в спину,Я против также выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,Червей сомненье, почести иглуИли - когда все время против шерсти,Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,Уж лучше пусть откажут тормоза,Досадно мне, что слово “честь” забыто,И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,Нет жалости во мне, и неспроста:Я не люблю насилье и бессилье,Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда трушу,Досадно мне, когда невинных бьют,Я не люблю, когда мне лезут в душу,Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и ареныНа них мильон меняют по рублю,Пусть впереди большие перемены - Я это никогда не полюблю.(1969 г)
Это одно из самых известных стихотворений Владимира Высоцкого, в нем он попытался выразить свои взгляды на жизнь, на все происходящее в ней. Это стихотворение вобрало в себя убеждения поэта, от которых он не отступал никогда.
Задача сегодняшней встречи - познакомиться с творчеством Высоцкого, с разнообразными гранями его таланта, вы узнаете сейчас о Высоцком-актере, Высоцком-поэте, Высоцком-певце.
Р.Рождественский писал:
“Так кем же он был все-таки - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю… Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается”.
Сам В.Высоцкий на вопрос, что главное в его жизни, отвечал, что он никогда не уйдет из театра в кино или на эстраду. “Считаю, что артист должен работать в театре, чтобы всегда быть в форме”.
Первая самостоятельная роль Высоцкого в Московском театре драмы и комедии на Таганке - драгунский капитан в спектакле: “Герой нашего времени”, спектакле, просуществовавшем недолго, и о котором он позже вспоминал с иронией. На сцене этого театра Высоцкий играл в спектаклях по произведениям А.Вознесенского: “Антимиры”, “Берегите ваши лица”, Джона Рида: “Десять дней, которые потрясли весь мир”, В.Маяковского: “Послушайте!”. Им были сыграны такие роли, как Галилей в спектакле по пьесе Б.Брехта “Жизнь Галилея”, беглый каторжник Хлопуша в спектакле “Пугачев”. Последней премьерой Высоцкого на сцене стала роль Свидригайлова в спектакле “Преступление и наказание” Ф.Достоевского. Но самой значительной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”. Этот спектакль, в котором Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 г. спектакль “Гамлет” получил I премию на Белградском интернациональном фестивале. В 1977 г. во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю.
В.Высоцкий написал песни ко многим спектаклям, поставленным в театре на Таганке, а также в “Театре сатиры”, “Современнике” и театре им. М.Н.Ермоловой. С 1959 года Высоцкий, параллельно с работой в театре, начинает сниматься в кино.
Дебют состоялся в фильме “Сверстницы”. Известны его актерские работы в картинах “Хозяин тайги” (1968 г.), “Плохой хороший человек” (1973 г.), “Сказ про то, как царь Петр арапа женил” (1976 г.). Особую популярность Высоцкому-киноактеру принесли 2 роли в телефильмах - Жеглова в “Место встречи изменить нельзя” и Дона Гуана в “Маленьких Трагедиях” (1980г.). Каскадерам в кино не приходилось его дублировать. Но, по общему признанию, судьбу Высоцкого в кино нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актера. Половина сыгранных ролей - эпизодические. Судьба двух любимых им ролей сложилась драматично. Фильм “Короткие встречи” вышел на широкий экран в 1987 г., спустя 20 лет после его создания, “Интервенция” появилась на экране после его смерти, пролежав “на полке” 19 лет. Ему не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме “Плохой хороший человек” ему был присужден приз Международного фестиваля в Тернини (Италия) и Специальный приз 9 Всесоюзного Фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова в фильме “Место встречи изменить нельзя”. В 1987 г. Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР (посмертно) за цикл военных песен, за достижения в кино и театре.
Наверное, у каждого человека, знакомого с творчеством Высоцкого, есть “свой собственный Высоцкий”, есть песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе, убедительнее. Ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях. Но, прежде всего, песни Высоцкого наполнены правдой. Правдой крутых характеров, правдой жизненных ситуаций, правдой извечных человеческих проблем, правдой своего времени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им.
Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 г. Сначала это были выступления с группой его товарищей - актеров театра на Таганке (Б.Хмельницким, А.Васильевым, В.Смеховым, В.Золотухиным). А 18 января 1967 г. по приглашению клуба песни “Восток” в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Он мог выступать в большом клубном зале и на стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в лагере альпинистов, в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками, много выступал в воинских частях, перед студентами, которым непременно пел “Чужую колею”.
Запись песни “Чужая колея”.
Были фильмы, были спектакли (прослушивается запись), которые озвучивал Высоцкий. И очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля. У этих песен начиналась своя, отдельная (и очень интересная!) жизни. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену. И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Высоцким о войне. Песня “Он не вернулся из боя” - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос, почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки пишет о ней, более того - не может не писать.
Прослушивается запись песни “Он не вернулся из боя”.
Песни Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и родину.
Прослушивается запись песни “Черные бушлаты”.
У Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли, роли из никем не поставленных, и более того - не написанных пьес. Он же хотел играть эти роли немедленно, он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и говорить. Он импровизировал, увлекался, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем делал это так талантливо, так убедительно, что иные слушатели путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Вот что что пишет Марина Влади в своих воспоминаниях: “Если прочесть все, что ты писал, хочется думать, что ты прожил сотню жизней. Ты мастерски пародируешь песни уголовников, и все эти люди уверены, что ты не раз отбывал срок. Некоторые из твоих песен, написанные в 50-60 годах, стали лагерным фольклором, старики утверждают, что помнят их с давних времен, что они написаны еще до революции. Тебе смешно, и в то же время ты горд.
Нет ни одного моряка, ни одного летчика, который не знал бы наизусть твои песни о море, страшную “Спасите наши души”, или ошеломляющий диалог двух истребителей в небе...”
Запись песни “Як-истребитель”.
Исполняя песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать. А он пел, он дышал!
Запись песни “На судне бунт”.
А если вспомнить его сказочные песни, которые он писал для “Алисы в стране чудес”, для кинофильма “Иван-да-Марья” и просто так, для себя…
Запись песни “Нечисть”.
Зато последующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого еще больше западала в душу.
Запись песни “Лирическая”.
Но он умел быть не только добрым. Когда некоторые зарубежные доброхоты пробовали его на излом, то Высоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою он в обиду не давал никому.
Последнее выступление Высоцкого состоялось 16 июня 1980 г. в Калининграде.
Им было написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сценах театров, 30 ролей в кинофильмах.
Высоцкий продолжает свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажках и сельских клубах, на огромных стройках и на маленьких полярных станциях, вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание, вместе с самолетами взмывают в небо. А однажды даже из космоса донеслось:
“Если друг оказался вдругИ не друг, и не враг - а так…”.
Эту песню пел звездный дуэт космонавтов Ковалёнка и Иванченкова.
И надо сказать, что здесь все было на высоте - и песня, и исполнение.
Этой песней хочется завершить встречу с творчеством В.Высоцкого.
Запись песни “Песня о друге”.
ВЫСОЦКИЙ С ПРЕЗЕНТ.1
Литературно-музыкальная композиция "Владимир Высоцкий – певец спорта"

Ведущий 1: (Приложение, слайд 2)
Взрывная сила твоих песенБудила души и умы.Где упивалась властью плесень, Тебя боялись, как чумы.Магнитофонные кассетыТвой хриплый голос нам несли.Напрасно морщились эстеты –Слова, как зерна проросли.Ты весь – порыв, ты весь как пламя,Таким останешься в веках…Высоцкий жив, и вечно с намиЕго звенящая строка!
Павел Пятков, г. Красноярск  [2].
Ведущий 2: Владимир Семенович Высоцкий прожил короткую, но яркую творческую жизнь. В своих песнях, стихах, актерских работах на сцене и в кино он раньше других сказал людям правду. Правду о себе, о своих современниках, о своем времени. Стихи и песни Высоцкого потрясали устои общества, вселяли надежду на справедливость и лучшую участь.
Ведущий 1: (Приложение, слайд 3) Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. (Приложение, слайд 4) Отец, Семен Владимирович, кадровый офицер, участвовал в обороне Москвы, освобождал Донбасс, с боями прошел путь до Берлина. Мать, Нина Максимовна, работала начальником бюро в НИИ ХИММАШа.
(Приложение, слайд 5) В 1955 г. Володя закончил десятый класс и поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института. Еще учась в школе, он посещал драматический кружок. Руководил кружком артист МХАТа В.И.Боголюбов, который первый заметил у Высоцкого актерское дарование и посоветовал ему пойти учиться в театральное училище.
Ведущий 2: В драмкружке Володя научился играть на гитаре, петь песни. Увлеченность театром и песнями взяла свое, и уже через полгода он уходит из института и сдает экзамен в театральное училище. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа с пометкой одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет». (Приложение, слайд 6)  «Незадолго до окончания школы-студии, – рассказывал Высоцкий, – я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает ее более выразительной и доходчивой». [3].
Видеоролик. Фрагмент песни «Парус» [9].
Ведущий 1: В творчестве Высоцкого было много такого, что невозможно втиснуть в привычные представления. В его песнях были и сарказм, и ирония. Советские критики находили в них "упадочнические мотивы" и "рекламу антиобщественных элементов". Стихи его не печатали, песни на радио и телевидении не исполняли, считая их "приблатненными куплетами улицы"... Но голос его доходил до поклонников барда с магнитофонных лент и записей, сделанных на рентгеновских пленках. Его песни сразу запоминались. [4].
Ведущий 2: (Приложение, слайд 7) Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Если он пел о войне, то смотрел на нее глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и многое знал о фронте и тыле. На вопрос о том, чем привлекает его военная тема, Высоцкий ответил: «По-моему, мое поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы довоевываем». [7].
(Приложение, слайд 8) Звучит фрагмент песни «Сыновья уходят в бой» В. Высоцкого.
Ведущий 1: Многие свои авторские концерты и выступления Высоцкий начинал такой песней:
На братских могилах не ставят крестов, И вдовы на них не рыдают. К ним кто-то приносит букеты цветов И вечный огонь зажигает.
Читая эти стихи, мы с трудом верим, что их написал человек, не участвовавший в войне. По мнению многих поэтов, военная тема в песнях и стихах Высоцкого является вершиной его творчества. [3].
Ведущий 2: Он был целеустремленным человеком, трудился "на износ", обладал удивительной памятью, что ему очень помогало в поэтическом и артистическом творческом поиске. Он создал в своем творчестве тот новый характер "героя", потребность в котором уже давно стала назревать в нашем обществе... Отсюда его работа на износ, отсюда же хриплый, надрывный голос – надо было успеть сказать людям так много, а сил было мало, и он был один".(Приложение, слайд 9) Высоцкий весь был в движении, жил головокружительными ритмами своего времени. Новая общественная волна вынесла его на гребень. Имя его переплеталось с именами Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадуллиной, Евгения Евтушенко.
Ведущий 1: (Приложение, слайд 10) Молодой воспитанник МХАТа нашел свое место в новаторском театре на Таганке. С апреля 1964г. и до последних дней своей жизни Владимир Высоцкий работал в  этом театре. Здесь на протяжении шестнадцати лет формировалось его сценическое мастерство. В шестидесятые годы Театр на Таганке имел большую популярность не только у москвичей  в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Чтобы попасть на спектакли, люди стояли за билетами целыми ночами.На подмостках Театра на Таганке Высоцкий вместе с другими актерами играл героев, созданных Шекспиром, Пушкиным, Достоевским, Чеховым, Блоком, Есениным, Чернышевским, Вознесенским. В этом театре в 1971 году состоялась премьера шекспировского «Гамлета». [4].
Ведущий 2: (Приложение, слайд 11) Роль Гамлета Высоцкий считал самой лучшей своей работой в театре. «Гамлет – это моя любимая роль, – говорил он на встречах со зрителями. – Я не играю принца Датского. В «Гамлете» я стараюсь показать современного человека, может быть, самого себя. И путь к себе через такую роль, как Гамлет, был для меня нелегким». (Приложение, слайд 12) По мнению театральных критиков, Высоцкий был актером чистейшей «таганской пробы»... [3].
Ведущий 1: Высоцкий порой спал по четыре часа в сутки, сочинял преимущественно ночью, так как днем репетировал в театре, снимался в кино.
Ведущий 2: (Приложение, слайд 13) В 1967 году состоялся V Московский международный кинофестиваль, на котором Владимир Высоцкий познакомился с известной французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Брак между ними стал громкой сенсацией и благотворно повлиял на всю оставшуюся жизнь и песенное творчество Высоцкого. Марина Влади говорила:  "Нам по тридцать лет, у нас большой опыт жизни – несколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. А мы очарованы друг другом, как дети, впервые узнающие любовь... " Их совместная жизнь привела Высоцкого в равновесие. Он стал спокойнее, и его загулы не выходили "за общепринятые в России рамки": Высоцкий подолгу не пьет, много работает, снимается в кино. Влади всеми силами старается сохранить его работоспособность, повысить интерес к жизни, помогая избавиться от алкогольной зависимости.
Ведущий 1: Его признали за рубежом. Он побывал в США, Канаде, Мексике, на Таити. Наездами жил во Франции. Выступления перед прессой или эмигрантами разочаровывали тех, кто ждал признаний в "притеснениях", творимых в СССР. Ему предлагали все – и официальное признание, и деньги. Но Родиной он не торговал, говорил о ней только хорошие слова. Подтверждение этому – его стихи и песни. [4].
Ведущий 2: (Приложение, слайд 14) Владимира Высоцкого вполне можно назвать певцом спорта."Я очень много занимался спортом, когда был помоложе, – занимался просто так, – боксом, акробатикой – да многими всякими видами спорта... Потом уже когда стал актером, я стал заниматься спортом для сцены – потому что у нас в театре приходится делать всякие акробатические номера... “ Это – слова Владимира Высоцкого.
Ведущий 1: Но, больше, чем спорт, он любил сочинять песни о нем. Спортивные байки к нему приходили с городских дворов, трибун стадионов, от друзей. Очистившись талантом, они песней возвращались к людям. Даже задумал написать целый цикл: “Чтобы это была программа из двух отделений: первое отделение – легкая атлетика, а второе – предположим, спортивные игры”. Задачу свою Владимир Семенович прилежно выполнял всю жизнь. Нашими друзьями, благодаря поэту с Малой Грузинской, стали  не только фронтовики, шоферы, летчики, моряки, строители, но и спортсмены – боксеры и альпинисты, штангисты и конькобежцы, футболисты, шахматисты и бегуны… [10].Ведущий 2: Высоцкий точно определял тип спортсмена, от лица которого он пел. Вот его мнение, например, об альпинизме: "Атмосфера в горах, особенно среди альпинистов, совсем другая, чем на равнине. Существует какая-то свобода выбора пути – куда идти?.. Все зависит от тебя. Слово "дружба" там, в горах, сохранилось в первозданном смысле... в одной связке идешь, и все зависит от тебя, а у тебя – от него". Наиболее ярко эти мысли выражены в песнях "Альпийские стрелки", "Песня о друге", "Вершина", "Прощание с горами".  Кстати музыка и слова "Песни о друге"  послужила основой гимна нашего училища.
Звучит фрагмент «Песня о друге».
Ведущий 1: Жизнь требовала от Высоцкого по-настоящему заняться тем или иным видом спорта. На съемках картины “Штрафной удар” он осваивал мастерство фигуриста и наездника. “Вертикаль” заставила поэта забраться в горы, а работая в театре над спектаклем “Жизнь Галилея”, взялся за атлетическую гимнастику и быстро накачал себе солидную мускулатуру. Кстати, каскадерам в кино его дублировать не приходилось. Он прекрасно плавал, неплохо боксировал, знал основы каратэ. Высоцкий был очень упорным в достижении цели. Однажды долго разучивал на море заднее сальто. До синяков, до полного изнеможения. Марина Влади полушутя – полусерьезно замечала: “Когда муж такой шальной мужик, жена, конечно, должна его в руках держать”. Но, судя по всему, это вряд ли кому-то бы удалось... [13].
Ведущий 2: В 1970 году, заполняя анкету на вопрос "Любимая футбольная команда" Высоцкий ответил "Нет". Это своеобразное интервью впервые было опубликовано спустя семнадцать лет. Очевидно, вопрос этот часто встречался в записках на встречах со зрителями, и в 1971 году поэт пишет песню-ответ. А в одном из выступлений предваряет ее исполнение такими словами: "За какую футбольную или хоккейную команду я болею? За хорошую – за ту, которая лучше. Вы знаете, я очень ценю труд спортсменов, я с ними много встречался, ездил к ним на всякие сборы. И поэтому мне даже иногда жаль... Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая – "болеть". Нет, я не болею – я здоров абсолютно психически. (Приложение, слайд 15) И знаете, у меня была такая песня: "...Я болею давно, а сегодня помру на Центральной спортивной арене". Поэтому – так как я все делаю до конца – я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, я перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, – вот тогда я болею». Высоцкий почти угадал – смерть настигла его в дни, когда в Лужниках кипели олимпийские страсти. [12].
Звучит фрагмент  песни “Я болею давно, а сегодня – помру на Центральной спортивной арене”.
Ведущий 1: (Приложение, слайд 16) Вообще, 1971 год оказался "футбольным" в творчестве В.Высоцкого. Из пяти песен на футбольную тему, три написаны в этом году.Так, песенную балладу "Вратарь" он посвящает Льву Яшину. Он стоит на страже футбольных ворот, приводит в отчаяние фоторепортера, ждущего момента, когда он пропустит гол.
Звучит фрагмент песни «Вратарь».
Ведущий 2: Третья песня "футбольного" года написана как бы от имени фаната. В ней много реалий тех "укромных, теперь почти былинных времен", когда футбол многим заменял политику. Впрочем, сегодня эта песня воспринимается и как ностальгия по заполненным трибунам стадиона, когда энтузиазм болельщиков удостаивался внимания конной милиции.
В голове моей тучи безумных идей – Нет на свете преград для талантов! – Я под брюхом привыкших теснить лошадейМиновал верховых лейтенантов.Разъярялась толпа, напрягалась толпа,Нарывалась толпа на заслоны – И тогда становилась толпа на попа,Извергая проклятья и стоны.
Ведущий 1: Конечно, Высоцкий знал и любил футбол. И не потому, что хранил футбольный мяч, весь исписанный автографами. Болельщиком как таковым, с корпением над таблицами и обсуждением шансов, он не был. Но ведь не зря же из, примерно, двадцати пяти спортивных песен пять – о футболе. Лишь альпинистская тема разработана В.Высоцким шире. Но те песни заказные, для кинофильмов.
Ведущий 2: (Приложение, слайд 17) Оптимистична песня "Штангист", посвященная другому знаменитому спортсмену Василию Алексееву и описывающая внутренние переживания этого тяжаатлета – "Я подхожу к тяжелому снаряду с тяжелым чувством: вдруг не подниму!" [1], [10].
Звучит фрагмент  песни «Штангист".
Ведущий 1: (Приложение, слайд 18) В январе 1972 года он написал "Честь шахматной короны", песню-балладу в двух частях – "Подготовка" и "Игра". Она исполнялась им неоднократно и завоевала большую популярность. «Сам же Владимир Высоцкий редко играл в шахматы... и плохо. Но к шахматам относился  положительно, был в курсе основных соревнований. В шахматах, как везде и всегда, его интересовало человеческое", – вспоминал его близкий друг актер театра на Таганке Всеволод Абдулов.Отец Марины Влади был страстным шахматистом. Он, Владимир Поляков-Байдаров, летчик-доброволец, попавший во Францию еще в первую мировую войну с русским экспедиционным корпусом, любил шахматы, видя в них отражение тактических и стратегических планов противоборствующих сторон. Он воевал в армии генерала де Голля против фашистов, а в часы затишья играл в шахматы, пытаясь сбросить напряжение. Марина не унаследовала от отца этого дара, но научилась играть и иногда проводила время за доской. [14].
Ведущий 2: Нет у Высоцкого песен о море, о небе, о земле. Все они – о нашей жизни. О нас. Герой стихов Высоцкого все время находится как бы в ситуации, которая его испытывает. От него требуется не только ум, благородство и человечность, но и умение действовать, во многих сферах спортивной деятельности с полным напряжением сил, чтобы все преодолеть. Любимый образ Высоцкого – конь, а в поэтической системе – преодоление трудностей и препятствий, иногда – комфорта, выгод. (Приложение, слайд 19) Неприятие существующего порядка вещей ярко выражено в "Охоте на волков" (1968). Стихотворение-песня сложилось тогда мгновенно, как созревшая реакция на злобные статьи в его адрес. Сила воздействия этого поэтического документа эпохи так велика, что она затмила все песни "магнитофонной литературы"... [15].
Звучит фрагмент песни «Охота на волков»
Ведущий 1: (Приложение, слайд 20)Высоцкий написал и спел более 600 песен. И несмотря на большую творческую работу в театре, он снялся более чем в 25 фильмах. (Приложение, слайд 21). Его киногерои – это люди разных судеб, характеров и профессий. Радист Володя из фильма «Вертикаль», где Высоцкий исполнил сочиненные им песни, бригадир Маркин в фильме «На завтрашней улице», танкист Володя из фильма «Я родом из детства». Большой кинематографический успех принесла ему роль капитана Жеглова в пятисерийном телефильме «Место встречи изменить нельзя» режиссера С.Говорухина. Образ Глеба Жеглова – одна из самых сильных работ Владимира Высоцкого в кино. [11].
Ведущий 2: Сердце его не выдержало. Еще в Москве, после приезда из Германии  в 1949 году, при медицинском осмотре у Высоцкого обнаружили шумы в сердце. К 16 годам эти явления исчезли. А в последние годы жизни он скрывал, что у него болело сердце. Вел жизнь напряженнейшую, водка усугубляла положение, периодические лечения от алкогольной зависимости не давали стабильного результата.Будучи в предынфарктном состоянии, он улетел на Таити, в свой последний концерт. Накануне усиленно готовился – он ничего не умел делать вполсилы. Но сил у него не оставалось. Врачи не могли ему помочь. Первый инфаркт оказался последним...
Ведущий 1: (Приложение, слайд 22) Олимпийская биография напомнила не только о бойкоте Игр, но и о трагическом событии, происходившем в те далекие жаркие олимпийские дни в Москве. 25 июля  1980 года в 4 часа утра сердце Владимира Высоцкого остановилось. Когда он умер, силовые ведомства оказались захваченными врасплох. Не дремала, пожалуй, только милиция. Шла Олимпиада, и места скопления москвичей находились под ее строгим надзором. [6].
Видеоролик Олимпийских игр 1980 года. [9].
Ведущий 2: Была пятница. Миллионы телезрителей прильнули к экранам. Москва транслировала XXII Олимпийские игры. О кончине любимого певца – ни слова. На стадионах вовсю раздавали медали, гремели марши, и, казалось, всем было не до слухов, которые тревожно ползли по столице. Никакого официального сообщения. И только в полдень на Малой Грузинской, где жил в кооперативном доме популярный бард, начали собираться люди. К вечеру они заполнили улицу, стояли под окнами всю ночь. Утром к великому "возмутителю застоя", не заслужившему признания власти, потянулись тысячи. В скорбной тишине они молча смотрели на портрет Высоцкого в черной траурной рамке. Река цветов текла над человеческими головами, пробиваясь к поникшему дому. Опечаленные московские барды бросали в костер свои гитары. Милиционеры, оторванные от олимпийской толпы, сникли и со слезами провожали капитана Жеглова...
Ведущий 1: Время не изгладило из памяти песни Высоцкого. Они вошли в нашу культуру, звучат, донося его голос и неповторимую манеру исполнения. За ними угадывается добрая душа "рубахи-парня", "своего в доску" закадычного приятеля. Свой долг перед людьми он выполнил сполна. [3].
Ведущий 2: (Приложение, слайд 23)
Я не люблю фатального исхода,От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, В которое болею или пью. Я не люблю себя, когда я трушу, И не терплю, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более когда в нее плюют. [11].
ВЫСОЦКИЙ С ПРЕЗЕНТ.2
Внеклассное мероприятие "Высоцкий в России – больше, чем поэт"

right0Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) родился в Москве 25 января 1938 года в семье военного связиста, прошедшего всю войну. В 1947-1949 годах Высоцкий жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца; затем с матерью — в Москве. К окончанию школы Владимир решительно заявил родителям, что хочет поступать в театральный институт, но вся семья была против. Отец, мать, дедушка Владимир Семенович, другие родственники уговаривали его оставить мечту о театральной карьере и, чтобы всегда иметь кусок хлеба, стать “нормальным советским инженером”. В 1955 году по настоянию отца поступил в Московский инженерно-строительный институт на механический факультет, но в разгар зимней сессии первого курса бросил институт из-за нелюбви к черчению и тяге к искусству. С января по июнь 1956 года он занимался в драмкружке у Богомолова, который помогал ему готовиться к вступительным экзаменам, а летом поступил в школу-студию МХАТ. Окончив училище, Высоцкий начал работать в Московском театре им. А.С.Пушкина, но вскоре ушел и “начал бродить по разным московским театрам”.
Кто же такой Владимир Высоцкий? Что же это за уникальное явление в нашем искусстве, литературе, театре, кино…?
Для начала я предлагаю послушать стихотворение Б.Окуджавы “О Володе Высоцком”.
О Володе Высоцком я песню придумать решил: Вот еще одному не вернуться домой из похода. Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил… Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа. Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом отправляться и нам по следам по его по горячим Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон, Ну а вместе с ним посмеемся и вместе поплачем. О Володе Высоцком я песню придумать хотел, Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился… Белый аист московский на белое небо взлетел, Черный аист московский на черную землю спустился.
У многих, слушающих песни поэта, складывается впечатление, что его стихи можно только слушать в исполнении самого автора. Действительно, он перед тем как исполнять песни на концертах, всегда говорил: “Я сейчас покажу вам песню…” Эти слова вполне оправданы, ведь каждая его песня, это прожитая жизнь, прожитая судьба, которую воочию представляем себе, когда слышим их.
И сегодня, стоит открыть книгу на знакомой песне - сразу же слышится мелодия и голос, и вместо того, чтобы читать, мысленно поешь вместе с ним напечатанные строки.
Настало время читать стихи Высоцкого.
Давайте послушаем песню на стихи Высоцкого “Корабли постоят и ложатся на курс”.
Владимир Семенович Высоцкий вошел в русское советское искусство как многогранно одаренная личность. Большой поэт, выдающийся артист, незабываемо сыгравший Лопахина, Хлопушу, Гамлета; яркий киноактер, покоривший зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытный исполнитель авторских песен, звучащих во всех уголках страны.
Наверняка. Все знают стихотворение “Большой Каретный” (учащийся читает)
Это стихотворение в некоторой степени можно назвать автобиографичным. Ведь его семья отца жила в Москве на Большом Каретном переулке. Его Володя не забывал нигде и никогда. Пел о нем. Куда бы судьба не заносила, даже в самые далекие и красивые страны, рвался в Москву.
По мнению родителей он должен был получить техническое образование. И Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно – строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на все имел свое мнение, но удовлетворения от учебы не получал – душа рвалась на подмостки театра. И, в конце концов, в конце первого семестра он все-таки бросил институт, чтобы наследующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу – студию МХАТ на курс П.А. Масальского и А.М. Комисарова. Здесь начала раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, однако, всегда с серьезной подоплекой, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по селам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.
На гитаре учился играть по самоучителю. Очень любил живопись, собрал много альбомов с репродукциями, нравилось читать книги по истории, по истории искусства. И всех поражало его умение трудиться. Сочинял ночью, не только стихи, песни, но и писал сценарии, повести”.
Свое творчество поэт начал с уличных, блатных песен, основная заслуга которых в том, что поэт поверил в действенную силу песенной сатиры и стал песней бороться с не доставками нашей жизни, за оздоровление общество. Был неумолим к себе – работал по 18–20 часов в сутки, ему не присваивали званий не публиковали стихов, не удостаивала внимания критика. Одни любили его, другие – ненавидели.
Не привыкать глотать мне горькую слюну – Организация, инстанции и лица За то, что я нарушил тишину За то, что я хриплю на всю страну… Но был тверд: И песню напишу, и не одну. И в песни той кого – то прокляну, Но в пояс не забуду поклониться Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться! Пусть чаша горькая – я их не обману.
Много песен написано им к фильмам, в которых он не снялся.
Давайте послушаем.
Звучит песня к фильму “Земля Санникова”
Есть в стихах поэта прекрасный мир романтики. Здесь “горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины”, “скалы сами подставляют плечи”, здесь страхуют товарища с наслаждением и можно положиться на друга, как на самого себя. Про людей мужественных, настойчивых, целеустремленных рассказывается в этих стихах.
Звучит авторская песня к фильму “Вертикаль”.
Автор вообще любит ставить персонажей своих песен и стихов в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что “интересно писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так”.
В.Высоцкий всегда оставался честным, непримиримым к несправедливости, высказывал по этому поводу свои мысли как умел. А лучше всего он умел это делать в своих песнях.
Слушание авторской песни “Я не люблю”.
Как вы знаете много есть песен у Высоцкого, воспевающих боевой подвиг, воинскую славу, слушая которые, кажется, что он сам прошел фронтовыми дорогами вместе со своими героями. Эти песни блистательной россыпью вкраплены поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердце молодежи, и теребит души фронтовиков.
Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину.
Стихотворение “Сыновья уходят в бой”.
Однажды, это было в 1967 году, в театре на Таганке французская актриса Мария Влади увидела Владимира Высоцкого в спектакле “Пугачев” в роли Хлопуши. Как и весь зал, она потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Аплодировали стоя. Вечером они познакомились. Им обоим по тридцать. А впереди целая жизнь. Через три года они стали официально мужем и женой .
За 12 лет совместной жизни они не растеряли чувства влюбленности. Он был больше, чем муж. Он был хорошем товарищем, с которым Марина Влади могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал о своих делах, планах, мне первой читал новые стихии новые песни. Володя старался показать как можно больше всего из того, что он любил, что ему было дорого.
В работе Владимир Высоцкий был неутомим. Он работал сутками, работал в театре и в кино, писал песни, стихи, прозу. Не понятно, как на все хватало сил. Он жил как горел. И сгорел. Не выдержало сердце поэта.
В те дни, когда в Москве шли Олимпийские игры, страна простилась с Высоцким. Он умер 25 июля 1980 года.
Под окнами кирпичного кооперативного дома на Малой Грузинской собралось совсем немного людей. Они стояли молча, окаменев.
Чем он был отмечен при жизни? Да особенно ничем. Он не стал членом Союза писателей. Не композитор – ну, это он и сам сколько раз говорил. Что не народный – это, конечно, факт. Хотя народным он стал по сути. Ведь тогда не было дома, где молодежь не знала о Высоцком. Его песни переписывались с концертов, а потом неисчислимое число раз переписывались с магнитофона на магнитофон и распространялись по всей стране.
Неоднократно известные артисты, имеющие звания Народных и заслуженных артистов страны, говорили, что только мечтают о такой популярности как В.Высоцкого.
Однако признание прошло потом, потом были написаны о нем стихи, книги, монографии, созданы фильмы и т.д., все было потом…
Андрей Дементьев писал о нем (“Черный лебедь”):
Еще одной звезды не стало, И свет погас. Возьму упавшую гитару, Спою для вас. Слова грустны, Мотив невесел, В одну струну, Но жизнь, Расставшуюся с песней, Я помяну. И снова слышен хриплый голос. Он в нас поет. Немало судеб укололось О голос тот. А над душой, что в синем небе, Не властна смерть. Ах, черный лебедь, хриплый лебедь, Мне так не спеть. Восходят ленты к нам и снимки Грустит мотив. На черном озере пластинки Вновь лебедь жив. Лебедь жив…
Теперь, когда поэта нет, начинаешь понимать, что это был сплошной обнаженный нерв. Что жизнь его была самосжиганием, которое, понятно, не может происходить долго. Увы, тот, кто говорит, и сгорает быстрее. Бесспорно, Высоцкий ушел рано. Больше всего он боялся, что уйдет и не допоет свои песни. Допел в том то и суть дела. Сказал все, что должен сказать человек, чтобы иметь право уйти, оправдать свое появление на “белый свет”.
Да, при жизни Владимиру Высоцкому недодали – и официального признания, и почестей, и просто внимания. Но не надо “посмертно” превращать его в мученика, связанного по рукам и ногам. В том – то и феноменальность Высоцкого, что он сумел сказать свое слово, спеть свою песню. И этого вполне достаточно, чтобы проникнуть к этому человеку чувством огромной благодарности и искреннего восхищения. Долго еще будет сопровождать людей его хриплый баритон – и в работе, и в любви, и в минуты мужских решений и поступков.
Стихотворение А.Городницкого:
Погиб поэт. Так умирает Гамлет, Опробованный ядом и клинком…
Звучат аудиозаписи песен в исполнении В.Высоцкого.
В течение всего мероприятия на экране демонстрируется презентация о Высоцком и его творчестве.
Презентация
ВЫСОЦКИЙ С ПРЕЗЕНТ.3
Классный час для учеников старших классов. Тема: "Великие имена России: Владимир Высоцкий"

Классный час проводится для учеников старших классов. В подготовке и проведении принимают участие ученики.Оборудование: компьютер, проектор, магнитофон с записями песен В.Высоцкого, фотографии В.Высоцкого.Цели: познакомить современных школьников с творчеством В.С.Высоцкого, увидеть значимость и актуальность его творчества и в наше время.В классе звучат песни Владимира Высоцкого (песни смотри в приложении №1), учащиеся рассаживаются по местам. На экране презентация  из фотографий (приложение №3)Песни, которые выбраны для классного часа смотри в приложении  №2) Учитель: Сегодняшний классный час мы посвящаем одному из великих людей России Владимиру Семёновичу Высоцкому. Что это была за личность, актёр, певец? Почему он так популярен и в наше время? Попробуем ответить на эти вопросы в конце нашей беседы.1ученик: Владимир Семёнович родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В  начале Великой Отечественной войны он с мамой Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года семья возвращается в Москву. В 1945 году Владимир поступает в школу. С 1947 года он продолжает учёбу в городе Эберсвальде (Германия), где живёт в семье отца, Семёна Владимировича. В 1949 году семья переезжает в Москву.В 1955 году,  Владимир Семёнович , заканчивает среднюю  школу и поступает в Московский инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит, не проучившись и года. В 1956 году поступает в Школу-студию МХАТ имени В.И. Немировича-Данченко на актёрское отделение, где занимается у Б.И. Вершилова,  затем - у М.П.В.Массальского и А.М. Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он работает в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев – в Московском театре миниатюр. В это же время Владимир Семёнович начинает сниматься в кино. В 1960- 1961 годах появляются его первые песни.В 1964 году Высоцкий поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работает до 1980 года. Первая самостоятельная роль Высоцкого в театре на Таганке – драгунский капитан в спектакле «Герой нашего времени». Последней премьерой Владимира Высоцкого на сцене стала роль  Свидригайлова в спектакле «Преступление и наказание» Ф.Достоевского. Но самой значительной ролью в театре осталась его работа в  шекспировском «Гамлете». Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 году спектакль  «Гамлет» получил первую премию на Белградском интернациональном фестивале, в 1977 году  во Франции ему была присуждена высшая премия французкой критики как лучшему иностранному спектаклю года, а в 1980 году- первая премия на втором  Международном фестивале «Варшавские встречи».В1968 году выходит первая гибкая пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль», а в 1973- 1976 годах ещё четыре авторских миньона. В 1977 году фирма «Мелодия» выпускает двойной альбом с записью спектакля «Алиса в стране чудес», выходят три больших авторских диска, записанных во Франции. Владимиром Семёновичем  написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, восемь - в радиоспектеклях.Дебют в кино состоялся в 1959 году – эпизод в фильме «Сверстницы». Известны его актёрские работы в картинах «Хозяин тайги» 1968год, «Четвёртый» 1972год, «Плохой хороший человек» 1973год, «Сказ про то как царь Пётр арапа женил» 1976год. Особую популярность Высоцкому – киноактёру принесли  две роли – Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя»1979 год  и Дона Гуана  в «Маленьких трагедиях» 1980год. Во многих фильмах звучат его песни: «Я родом из детства» 1965год, «Вертикаль» 1967год, «Опасные гастроли»1969 год, «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой» 1971год и другие. Но по общему признанию, судьбу Владимира Семёновича в кино нельзя назвать удачной, кинематограф не использовал всех возможностей актёра, половина сыгранных ролей – эпизодические.  Судьба двух других  любимых работ также сложилась драматично. Фильм «Короткие встречи» вышел на экраны в 1987 году (спустя 20 лет после создания), а «Интервенция» появилась на экране после его смерти, пролежав «на полке»  19 лет. Высоцкому не суждено было узнать, что  за исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присвоен приз Международного кинофестиваля в Тернии  (Италия) и специальный приз 9 Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване за создание образа Жеглова  в фильме «Место встречи изменить нельзя». В 1987 году Владимиру Высоцкому была присуждена Государственная премия СССР (посмертно).Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 году, это были выступления с группой его товарищей Б.Хмельницким, А.Васильевым, В.Смеховым, В.Золотухиным, затем сольные.18 января 1967 года по приглашению клуба песни «Восток» в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы.  География выступлений Высоцкого обширна: Венгрия, Болгария, Франция, Германия, Канада, США …Он мог выступать и в небольшом клубном зале, и на многотысячном стадионе, в цеху, на лётном поле, на теплоходе, в лагере альпинистов  и таёжном посёлке золотоискателей. Особенно он любил, по его словам, петь перед лётчиками и моряками. Много выступал перед студентами, в воинских частях. Последнее выступление состоялось 16 июня 1980 года в Калининграде под Москвой.Умер Владимир Высоцкий 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. О нём пишут, делают кинофильмы и телепередачи… Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные вершины. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах. Он продолжает жить  стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету «Владвысоцкий».
Учитель: один из первых фильмов, где прозвучали его песни фильм «Вертикаль».   Звучит «Песня о  друге» из кинофильма «Вертикаль»(беседа с учащимися): Чему учит эта песня? Что хочет донести до нас автор? Актуальна ли песня в наши дни? 2 ученик:  Из воспоминаний космонавта Георгия Гречко: Перед полётом космонавтов спрашивают, какие магнитофонные записи хотели бы взять с собой на орбиту. Мы с  Юрием Романенко ответили – песни Высоцкого. Тогда это был самый длительный полёт. Долгих три месяца нам предстояло провести  в орбитальной станции. Мы готовились к тому, что будет нелегко, легко и не было…Космонавты лишены общения с  близкими, и многие проблемы, неудачи они «переваривают» внутри себя. Психологическая усталость накапливается. И в этих условиях «живая речь» песен Высоцкого, их юмор приобретают для тебя - особое значение.  Ты включаешь магнитофон. Звучит его голос, слова… и они снимают с тебя груз, ты начинаешь улыбаться. В эти минуты ты чувствуешь радость жизни, что ты не оторван от Земли…  Но у Высоцкого есть и другие песни. Они зовут взять ответственность на себя, стоять до конца. Первый раз перед выходом в открытый космос ты испытываешь то же, что и солдат перед боем. Песни Высоцкого в такие часы, как «локоть друга», придающий уверенность. В 70-е годы с одной стороны признание творчества Высоцкого, с другой – ни тиражей пластинок, ни тиражей книг. Его критика не была злорадной, даже если он что-то высмеивал, она всегда была через боль его собственного сердца. Он был в гуще людей, страдал сам и понимал страдания других. В творчестве  Высоцкого ценности не упали в цене. Я думаю, что нам сейчас не хватает Высоцкого точно так же, как его не хватало нам тогда.Когда встал вопрос о памятнике Владимиру Высоцкому,  и оказалось, что и тут возникли какие- то бюрократические препоны. Учитель: «Я не люблю» - данная песня отображает одну из сторон жизненного кредо Высоцкого (по его словам), которая выражает чего он не любит (не приемлет)  в жизни. Эта песня была написана   к спектаклю «Свой остров» в числе других, долгое время управление культуры не давало разрешения на исполнение песен, и спектакль не ставился. Только после того как  песни были разрешены к исполнению спектакль вышел на сцену. Первым исполнителем песни, в спектакле, был Игорь Кваша.   Звучит песня «Я не люблю», (беседа с учащимися): Можете  ли вы отнести слова этой песни к себе? Актуальна ли эта песня сейчас?3 ученик: из воспоминаний Игоря Смирницкого, простого рабочего: Владимир Семёнович не был моим другом. Мы никогда не виделись. Но для меня, да и для сотен людей он был больше, чем друг, он был родной душой. Это был человек, с которым можно было действительно поговорить по душам. Всё, что мы вполголоса обсуждали у нас в «курилке», всё, что копилось на сердце: и горечь, и обида, и ярость, и грусть, да и радость тоже, - всё это мог выразить Владимир Высоцкий. Я никогда не относился к нему, как к артисту или  исполнителю. Даже странно. На одном из своих концертов он как-то сказал, что его часто спрашивают, не был ли он лётчиком, подводником, шофёром, не сидел ли? Говорил он это с юмором. Но мне кажется, он был и лётчиком, и шофёром, и рабочим…  Это, наверное особый талант – быть всем, но оставаться самим собой.Учитель: В песнях Высоцкого звучал глас народа, в его творчестве была «голая правда». Во всех его песнях размашисто ломает рамки наш национальный характер  с его юмором, широтой, с надрывом от того, что выпало пережить.«Песня о бойце» - военной тематики. Обратите внимание на атмосферу  песни, Чувства которые вложены в неё. (звучит песня).Песня «О поэтах».  Внимательно  прослушайте  песню и ответьте на вопрос :О каких поэтах говорит Высоцкий? (звучит песня)Если вы внимательно слушали песню, то услышали, что речь идёт о Пушкине, Есенине, Маяковском – поэтах,  которые, как и Владимир Высоцкий рано и трагично ушли из жизни.В творчестве Высоцкого были и юмористические песни, одна  из самых популярных песня «О гимнастике». (звучит песня)Учитель: (подводит итог) Что за личность Владимир Высоцкий на сцене, песнях, жизни?  Бунтарь по натуре, но скромный и интеллигентный  в жизни. На протяжении всех лет его песни и стихи остаются актуальными, отвечающими требованиям сегодняшнего дня.В течение многих лет в России существует премия Владимира Высоцкого «Своя колея» - её удостаиваются люди: актёры, композиторы, музеи и т.д., возглавляет премию сын Высоцкого – Никита.