Лекция Мятежный дух Лермонтова


Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова
1. Основные темы лирики Лермонтова.
2. Философские раздумья и личные переживания.
3. Образы, характерные для лирики поэта.
А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Одним из ведущих мотивов творчества поэта является мотив резкого неприятия неприглядной действительности, характеризующейся жестокостью и несправедливостью людей по отношению друг к другу, черствостью и равнодушием, зачастую прикрытых фальшивой улыбкой: Неудовлетворенность современной действительностью заставляет поэта обращаться к историческим сюжетам. В прошлом России и других стран Лермонтов пытается найти героические образы, которых он не видит в повседневной жизни. Для лирического героя Лермонтова характерно противопоставление себя обществу и связанные с этим чувства отчужденности и одиночества. В то же время в пейзажных зарисовках порой просматривается гармоничное соответствие между стихийными проявлениями природных сил и душевным состоянием лирического героя: «Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога!..» Но нередко на фоне невозмутимой гармонии природы лишь резче проступает мучительный разлад, царящий в душе лирического героя: «В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом... Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?» Пейзажная лирика в творческом наследии Лермонтова тесно переплетается с мотивами философского осмысления вечных проблем бытия. В ней, как и во всем творчестве поэта, ярко видны характерные противоречия. Природа выступает то как неисчерпаемый источник духовного обновления человека, то как зеркало, в котором отражаются страдания одинокой души («На севере диком...», «Утес»). Легко заметить, насколько противоречивы и неоднозначные переживания лирического героя Лермонтова: он «мятежный, просит бури», и он же ищет «свободы и покоя», хотел бы «забыться и заснуть»!
Жажда деятельности, борьбы и разочарование в жизни, порывы любви и веры и в то же время холодное, демоническое созерцание порочного мира... Именно благодаря этим, казалось бы, неразрешимым противоречиям лирика Лермонтова обрела неповторимое своеобразие. Эти темы повторяются у всех авторов. Особенность каждого состоит в том, как он раскроет конкретную.
Так, тема родины, как и вся лирика Лермонтова, сопровождается двойственным отношением: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ» — «Люблю отчизну я, но странною любовью! / Не победит ее рассудок мой». Вот в этих словах: «Не победит ее рассудок мой», — возможно, скрыт один из ключей к пониманию противоречий, переполняющих лирику Лермонтова. Это противопоставление чувства и рассудка, божественной и демонической природы человека.
Особенно резко проступает оно в любовной лирике Лермонтова. Глубине и силе чувств лирического героя нередко противостоит его гордость: «Я не унижусь пред тобой...». Размышляя о судьбах своего поколения, Лермонтов сурово осуждает равнодушие и бездеятельность своих ровесников, бесцельность их существования. Эта тема нашла воплощение и в прозаическом произведении Лермонтова — романе «Герой нашего времени». В лирике поэта звучит и другая тема, также отразившаяся в романе, — тема поиска смысла жизни и попыток постичь основы мироздания. Тема самопознания вообще очень важна в творческом наследии Лермонтова — личность оказывается сосредоточением борьбы вселенских сил добра и зла, а взаимоотношения человека с сущностями иной природы (Богом, ангелами и демонами) предстают как проявление различных полюсов человеческой души.
Пронзительная тема одиночества в творчестве Лермонтова тесно смыкается с темой избранности и судьбы неординарной личности. Естественное противопоставление таланта — избранника Божьего — толпе, чьи сердца очерствели и перестали воспринимать божественные откровения, становится основной причиной трагического несоответствия между миром внутренним и миром внешним.
В стихотворении «Пророк» герой находит гармонию в природе. Птицы и звезды оказываются ближе к Богу, чем сердца людей, некогда оживленные искрой Его дыхания. Характерные для творчества поэта экзистенциальные противоречия нашли воплощение в образах маски и демона, а также изгнанника (пленника или странника).
Демон — это тот же странник, изгнанник из рая и пленник своей гордыни, своего знания, своей нелюбви к миру. Образ демона — один из центральных в лирике Лермонтова. Он как нельзя лучше отражает противоречия, свойственные человеческой душе — радужные предчувствия, которые зачастую оказываются ложными, и горькое разочарование, которое способно отравить всю жизнь: «И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда».
Образ демона является своеобразным преломлением темы одиночества и избранности, однако избранность в данном случае выступает в качестве своего рода проклятия. Впрочем, в «Пророке», хотя там избранность и является даром Божиим, она также в глазах людей выступает лишь признаком неосновательной гордыни героя. В лирике Лермонтова встречается и прямое сопоставление судьбы демона и лирического героя: «Как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой...»
Если образ демона — это символическое выражение отчужденности, замкнутости и презрения к миру, то образ маски — это символ притворства и лжи, весьма распространенные в человеческом обществе. Образ узника («Узник», «Пленный рыцарь») еще одна интерпретация темы одиночества и мучительного вынужденного бездействия. Стремление к движению, к борьбе, в которых личность духовно растет, нашло наиболее сильное отражение в знаменитом стихотворении Лермонтова «Парус»: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит; Увы, — он счастия не ищет И не от счастия бежит!